«Задался мыслию продолжить летопись Пежемского и Кротова»
Одна из книг Нита Романова ждёт современной публикации
Есть в летописной истории Иркутска досадная лакуна. Длиною ровно в 24 года. Я гляжу на стопку летописей города. Вот великолепно изданная летопись купца Василия Кротова, охватывающая 1652–1856 годы. Она была опубликована в 2014 году. Рядом книжки 1993 и 1994 годов – знаменитые летописи Нита Романова в двух томах: за 1881–1901 и 1902–1924 годы. Их не было бы, если бы в Иркутске не жила исследователь книжной культуры Надежда Куликаускене. Но она ушла из жизни в 2012 году, не завершив свою работу. Дело продолжили её муж Арвидас Куликаускас и учёные-историки. Надежда Васильевна мечтала, что в летописном корпусе появится ещё одна, но очень дорогая ей книжка – летопись Нита Романова с 1857-го по 1880 год. Она логичным образом заполнит «белое пятно» между уже изданными летописями Кротова, Пежемского и самого Романова. Сейчас Арвидас Куликаускас и его друзья-исследователи ищут возможность издать этот труд. Это стало бы хорошим подарком самому Ниту Романову, ведь в сентябре 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения летописца.
«Небо Иркутска представляется голубым»
В семье Арвидаса Куликаускаса хранится печатное издание «Иркутской летописи 1857–1880 г.», которое вышло ещё при жизни Нита Романова – в 1914 году. С тех пор летопись не издавалась. На титульном листе дарственная надпись: «Глубокоуважаемому Владимиру Сергеевичу Манассеину на добрую память». И автограф летописца. Владимир Манассеин был историком, краеведом, специалистом библиотечного дела. Он работал в Иркутске в начале 20 века, в 1938 году погиб во время репрессий. Его с Нитом Романовым связывали совместная работа и страсть к книгам. Арвидас Куликаускас показал эту книжную реликвию, которой предстоит реставрация, на февральской встрече Иркутского союза библиофилов в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского. Когда в 1986 году Надежда Куликаускене только начала работу по подготовке к печати первых летописей Нита Романова, было известно лишь шесть списков иркутских летописей. Сегодня историки знают 39 списков и летописных сводов Иркутска XVIII–XX веков. 15 изданы в разные годы, одна летопись была напечатана в двух фрагментах, восемь ждут исследователей и издателей в архивах, библиотеках, музеях разных городов России.
– В семье осталась работа Надежды Куликаускене, её двадцатилетний труд, который она вела сначала в редком фонде научной библиотеки ИГУ, а потом самостоятельно дома, до самого своего ухода в 2012 году, – рассказала сегодняшняя супруга Арвидаса Куликаускаса – руководитель Иркутского областного отделения Российской ассоциации жертв политических репрессий Нина Вечер. – Мы не имеем права забыть то, что делала Надежда Васильевна, и хотелось бы, чтобы книги, которые она готовила с любовью, не просто были знакомы узкому кругу краеведов, историков, а шли к людям.
В 2012 году при поддержке городских властей была издана книга «Прошлое – будущему», в которой собраны статьи Надежды Васильевны. Это была последняя её работа, которую она завершила, уже будучи неизлечимо больной. А в 2014 году увидела свет «Летопись города Иркутска» купца Василия Алексеевича Кротова, материалы для которой были подготовлены Надеждой Куликаускене. Наконец, в 2020 году появилась книга «Панорама Иркутской губернии» Петра Пежемского, работу над которой начала Надежда Куликаускене, а завершили её коллеги.
Пётр Ильич Пежемский – выходец из известной династии купцов, трудившихся в Киренске, Иркутске. Художник, краевед, летописец. До 2020 года его труд «Панорама Иркутской губернии» никогда не издавался полностью. Но нужно сказать, что в 1850 году увидел свет первый список его «Летописи города Иркутска», а сама «Панорама…» была опубликована частично в некрасовском журнале «Современник» (позже переработанная летопись публиковалась ещё в периодических изданиях, а вместе с летописью Кротова в самом начале 20 века – в «Трудах ВСОИРГО»). В «Панораме…» собраны уникальные исторические материалы о культурной и общественной жизни Прибайкалья начиная с середины 17 века до середины 19 века, она дополнена «Летописью города Иркутска за 190 лет». Надежда Куликаускене опубликовала в 2000 году на страницах журнала «Сибирь» «Панораму…» в сокращённом виде, снабдила её расширенными комментариями. Однако мечтой Надежды Васильевны была публикация полного труда Петра Пежемского без купюр, с комментариями, которые не только уточняют какие-то факты, отражённые летописцем, но и исправляют неизбежные для столь масштабной и трудоёмкой работы ошибки и неточности. Она готовила к публикации рукописный оригинал «Панорамы…», который хранится сегодня в научной библиотеке Иркутского университета. Но не успела – болезнь оказалась сильнее, и работа осталась незаконченной. Книга увидела свет, как мы уже говорили, после ухода Надежды Васильевны, после того, как коллеги-историки завершили труд над комментариями, которые занимают серьёзную часть издания.
Арвидас Куликаускас принял участие в конкурсе министерства культуры Иркутской области с проектом издания книги «Панорама Иркутской губернии» и сумел выиграть его. Часть средств дал областной бюджет, часть Арвидас Куликаускас вложил сам. К работе подключился серьёзный авторский коллектив. Научным редактором стала доктор исторических наук Нина Единархова, рецензентами – доктор исторических наук Вадим Шахеров и кандидат исторических наук Ольга Горощенова. Нина Единархова и Вадим Шахеров работали над комментариями к летописи.
«Мы собрали большой творческий коллектив, он состоял из учёных, историков, тех, кто занимался сложной технической работой, кто решал организационные вопросы, – говорит Нина Вечер. – Все люди оказались отзывчивыми. Вадим Петрович Шахеров, например, включился сразу, как и другие исследователи». Кандидат исторических наук Тамара Перцева написала вступительную статью. В числе тех, кто помогал в работе над «Панорамой», были Сергей Ступин, Наталья Бакушинская, Оксана Сычёва, Альбина Глюк, Сергей Мурзин и сама Нина Вечер.
Книга оказалась первым подарком Иркутску к 360-летнему юбилею, который будет праздноваться в 2021 году. Она увидела свет в год 80-летия со дня рождения Надежды Куликаускене. 25 декабря 2020 года на площадке «Молчановки» прошла её первая презентация, потом были встречи в других городах Иркутской области. В книге помещены рисунки Петра Пежемского, хранящиеся в Иркутском областном художественном музее. На обложке – изображение Крестовоздвиженской церкви, выполненное летописцем. В книге есть многочисленные виды Иркутской губернии, гербы, фото подлинного рукописного текста. Мы можем увидеть почерк Петра Пежемского, ощутить, как писалась эта книга. Есть в тексте, например, рисунки рыболовных снастей, которые использовались рыбаками на Байкале.
«То, что Пежемский сделал, исполнено с огромной любовью, и мы рады, что нам удалось исполнить мечту Надежды Куликаускене и выпустить «Панораму…» в полном объёме, – говорит Нина Вечер. – Пока издано 500 экземпляров этой книги, возможно, будет дополнительный тираж». Нина Вечер считает, что самое главное сейчас – это дать как можно большему числу людей доступ к книге, чтобы она встала на полки библиотек и к ней могли обращаться учёные, учителя, студенты. «Интересного, увлекательного материала достаточно и для студентов, и для профессиональных исследователей, – говорит Нина Вечер. – Но эта книга будет интересна любому читателю, даже если он не историк. Люди уже начали интересоваться, приходить на встречи и говорить: «А я уже всё прочитал и всю книгу исписал пометками. «Панорама…» у меня как учебник теперь стала». Кто-то, прочитав эту книгу, начал открывать семейные архивы, нашёл собственные раритеты, хранившиеся со времён прадеда карты. Кто-то узнал из «Панорамы…» новые факты. Например, что в губернии в своё время жило много людей, возраст которых перевалил за сотню лет. Значит, книга не встала «мёртвым грузом» на полки, она читается.
В «Панораме…» помимо массы интересных исторических сведений, статистических данных есть и моменты, которые нельзя узнать из официальных бумаг. Где, например, мы могли бы найти малые детали, которые всегда за рамками статистики, исторической статьи, а летописца, не стеснённого рамками, могут заинтересовать? Например, какую рыбу ценили наши сибирские предки? «Гастрономы утверждают, что киренская стерлядь, промышляемая в р. Лене, есть единственная и превосходная вкусом, которой подобной в других сибирских (и будто бы в российских) реках нет», – писал сочинитель. Говорят, стерлядь ту живой доставляли прямо в Иркутск. А вот описание самого города Иркутска: «Дожди самые продолжительные бывают не более трёх суток. Гром бывает 10 и не более 15 раз в лето. Снег выпадает на пол-аршина… Землетрясения бывают очень редко и негрозно, в последнее время замечено сильное землетрясение в Иркутске 6 августа 1839 г. Зелень травы показывается из земли с 13 апреля. Небо Иркутска представляется голубым. Северные сияния бывают видимы ярко, но случаются не каждогодно».
«Я как угорелый копался в книгах…»
«Интересуясь стариной вообще, а города Иркутска в особенности, несколько лет тому назад я задался мыслию продолжить летопись Пежемского и Кротова, доведённую последним до конца 1856 года», – написал Нит Романов в предисловии к своей летописи более века назад. Этот неутомимый человек оказался для Иркутска чудом: не будь его, Иркутск не был бы единственным городом в Сибири, где летописная история не прерывалась более трёх веков подряд. Романов взялся искать во всех доступных источниках сведения о происходивших в городе начиная с 1857 года событиях. И довёл летопись до 1880 года. С 1914 года эта книга так и не издавалась, хотя современные иркутяне уже знакомы с последующими летописями Романова. Выпали 24 года. В год, когда исполняется 150 лет со дня рождения Нита Степановича Романова, это издание могло бы стать настоящим подарком городу и хорошей памятью летописцу.
Надежда Куликаускене в статье «Подвижник сибирской культуры» рассказала немало интересных сведений о Ните Романове. Например, сам летописец указывал, что, по семейным преданиям, его род происходил от одного из бояр Романовых, сосланных в Сибирь Борисом Годуновым. По мужской линии исследователями не исключается родство Нита Романова с Александром Вампиловым через бабушку Нита Степановича, урождённую Копылову. Но полный, хорошо проработанный биографический очерк Нита Романова, снабжённый составленной и хорошо проверенной родословной, еще ждёт своего исследователя, считала она. Нит Романов достоин таких изысканий, а любому историку они составят честь.
Надежда Куликаускене в статье приводит примеры того, каким страстным собирателем книг был Нит Романов, она цитирует фрагмент его воспоминаний: «По смерти Лужина (один из первых крупных букинистов Иркутска. – Н.К.) предстояло освободить помещение лавки… Я выговорил у Селезнёва (новый владелец лавки. – Н.К.) право просматривать книги, прежде чем они будут положены на воз, и отбирать, что мне нужно. И вот началась работа…. Я как угорелый копался в книгах, просматривал, подавал Селезнёву…. Для себя я отложил 386 книг и брошюр… Когда я привёз домой книги и втащил их в зало, Митя (брат летописца. – Авт.) только ахнул и сказал: «Сегодня надо спать на улице, а то сильно пахнет затхлостью». Сам я лично походил на трубочиста, в носу была одна копоть, я его едва прочистил, три дня плевал какой-то чернотой». Во время революционных событий, как только стихала стрельба на Тихвинской площади, Романов бежал, срывал воззвания, прокламации, листовки и собрал уникальную коллекцию исторических документов. Его коллеги рассказывали случай, когда, увидев книгу, вмёрзшую в лёд Ушаковки, Нит Степанович вырубил её изо льда, принёс домой, высушил. Она оказалась очень ценной.
Личный фонд Нита Степановича, разобранный и систематизированный в ГАИО, нуждается ещё в тщательном изучении историками. А всё наследие Романова, все уникальные материалы находятся в разных хранилищах многочисленных библиотек, музеев разных городов. Работа же с личным фондом Романова в ГАИО затруднена тем, что летописец имел очень много черновых записей, конспектов, набросков статей, часто нет указаний, какой вариант является окончательным. От исследователя это требует скрупулёзного сличения вариантов, большого, кропотливого труда. Сказываются и специфический почерк Нита Романова, и его особенность плотно заполнять строками листы. Тем не менее сотрудники ГАИО уже начали издавать материалы из наследия Романова, чтобы хотя бы часть из них стали доступны историкам и всем, кто интересуется его личностью. В этом году выйдет уже четвёртая тетрадь дневников Нита Степановича, которые сами по себе – «летопись» его жизни, вплетённая в жизнь Иркутска. Однако главным делом жизни Нита Романова были, конечно же, летописи. И сам он составлял их в надежде, что книги будут доступны каждому, кто любит город. Потому издание полного комплекта летописей Нита Романова – это дело, которое позволит не только достойно почтить его память и признать, что труд человека был не напрасным, но и станет своеобразным завершением многолетнего труда Надежды Куликаускене по изданию романовских летописей.
Нина Вечер выступила с предложением возродить «Романовские чтения», которые ранее проводились регулярно и собирали исследователей, интересующихся летописной историей Иркутска. Такого сообщества единомышленников сейчас особенно не хватает, поскольку и сама Нина Вечер, и Арвидас Куликаускас – люди старшего поколения. Конечно, им нужны в помощь исследователи, подвижники, у которых больше сил на работу с рукописями, на продвижение проектов. «Романовские чтения» могли бы привлечь тех, у кого есть профессиональный интерес. Наверное, нужно было бы и облагородить к юбилею могилу Нита Степановича Романова, которая находится на Лисихинском кладбище. Надежда Куликаускене с друзьями, когда была жива, бывала здесь, поскольку память о человеке – это ещё и доброе, не «дежурное» отношение к месту, где он обрёл свой покой.