Демографические фокусы
В 2020 году в Приангарье зафиксирована рекордная убыль населения
2020-й был неудачным годом не только для экономики, но и в плане демографии. По уточнённым данным, число жителей Иркутской области сократилось на 16,2 тысячи человек – рекорд последнего десятилетия. В этом повинны как естественная, так и миграционная убыль населения. В результате преобладания смертей над числом новорождённых потеряно за год 8,7 тысячи человек. Столь масштабных потерь не отмечалось давно, хотя много раньше – и в прошлом веке, и в нынешнем – случались и более серьёзные утраты.
Напомним, в течение длительного периода (2008–2017 годы) новорождённых было больше, чем умерших. Однако этот естественный прирост не мог компенсировать миграционные потери. Население всё равно сокращалось. А теперь потери фиксируются по обоим направлениям.
Невесёлый показатель
В 2020 году ушли в мир иной 35 690 наших земляков (годом ранее – 31 559). Прибавку в 4 тысячи смертей вряд ли можно целиком списывать на вирус COVID-19. Относительный показатель смертности (в расчёте на 1000 человек) хоть и вырос за год с 13,2 до 15,0, но это далеко не запредельный уровень. На заре XXI века в течение нескольких лет показатель смертности был выше 15 на 1000 человек, а в 2005-м отмечался многолетний пик – 17 смертей на 1000 жителей. В последнее время, вплоть до минувшего года, наблюдалось твёрдое снижение этого невесёлого показателя.
Отчего же случились эти лишние смерти? Основные причины смертности (болезни системы кровообращения, злокачественные опухоли и разные несчастные случаи) дали весьма скромную прибавку, чуть более 1% к предыдущему году при общем росте на 13%. Инфекционные и паразитарные болезни слегка отступили (снижение на 5%). Зато размахнулись болезни органов дыхания и пищеварения, увеличив число смертей из-за этих недугов на 26–30%.
Капризы рождаемости
Показатель рождаемости тоже очень изменчив. Меры государственной политики по повышению рождаемости дают заметный эффект на несколько лет, после чего этот демографический коэффициент вновь снижается. Такая ситуация наблюдалась в начале 80-х годов прошлого века, когда отпуск по уходу за ребёнком был увеличен до полутора лет. В 1982-1983 годах показатель рождаемости составлял 20,7 на 1000 человек, а к концу века он снизился вдвое.
Новый подъём начался после введения материнского капитала, с 2008 года в расчёте на 1000 жителей ежегодно появлялось на свет 15-16 младенцев. Но в последние пять лет опять фиксируется спад, что и обусловило возобновление естественной убыли.
Кратковременность эффекта объясняется просто. Вводимые правительством меры ускоряют появление на свет ребятишек, рождение которых семья планировала, но в более позднее время. Что, впрочем, не исключает факт появления «сверхплановых» малышей. Но изначальную внутреннюю установку на одного-двух детей в семье изменить сложно.
Миграция: масштабы и традиции
Многолетняя традиция миграции – отрицательный результат перемещений. При этом заметно меняются масштабы. С начала рыночных преобразований на протяжении двух десятков лет охота к перемене мест неуклонно слабела. А с 2010-го чемоданное настроение постепенно возвращается, но современные миграционные потоки почти вдвое меньше дореформенного уровня.
Надо сказать, что больше половины прибывших-выбывших переезжают в пределах региона, что никак не влияет на общую численность. Значение имеет внешняя для региона миграция. Потери за счёт разницы между числом покинувших Приангарье и приехавших сюда на жительство иногда достигали 9 тысяч душ в год.
В минувшем году смена места жительства происходила реже, чем в 2019-м, но баланс традиционно сложился не в нашу пользу: миграционные потери – 7,4 тысячи человек.
Миграционный отток обусловлен главным образом отъездом в другие регионы страны. Предпочтение отдаётся Москве и Московской области, манящему теплом Краснодарскому краю, из сибирских регионов – Новосибирской области и Красноярскому краю.
За границу? Или обратно?
Международная миграция имеет несравнимо меньшие масштабы и когда-то давала небольшой прирост за счёт стран СНГ. Но теперь она каждый год меняет не только размах, но и характер. В 2018 году как ближнее, так и дальнее зарубежье дали отрицательный итог миграции, общие потери из-за переездов с пересечением государственной границы – 549 человек. А в 2019-м был зафиксирован почти равный прирост по обоим направлениям, и не маленький – в общей сложности более 4 тысяч человек.
Результат 2020 года менее благоприятный. Прибавка из СНГ резко сократилась (всего 672 человека, в том числе две трети – из Таджикистана). Миграция в направлении дальнего зарубежья (в основном это КНДР и Китай) вместо плюса дала отрицательный результат – отток 988 человек.
Не торопимся жениться
В деле создания и крушения семей в минувшем году наблюдалась удивительная ситуация. Наши земляки не торопились жениться, да и разводиться тоже. Может, откладывали эти события до послековидного времени.
За год марш Мендельсона в Приангарье звучал 14 060 раз, новых семей оказалось на треть меньше, чем в 2010 году. Официально разведённых пар – 10 669 (снижение на 5%). Показатели брачности и разводимости (число созданных и ликвидированных ячеек общества в расчёте на 1000 человек) в 2020 году были минимальными за последнее десятилетие. А соотношение числа разводов и браков – увы, максимальное за этот период.