издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Афера с зелёным золотом

Недобросовестный застройщик подался в «чёрные лесорубы»

Уже более десяти лет имя Евгения Кузнецова не сходит со страниц нашей газеты. Учредитель и руководитель нескольких строительных компаний «прославился» тем, что возводил в областном центре многоэтажные дома незаконно, «без прописки»: из-за многочисленных нарушений они не могли быть сданы в эксплуатацию.

Бизнесмен с подмоченной репутацией

В «чёрном списке» скандально известного бизнесмена, много лет возглавлявшего перечень недобросовестных застройщиков, числятся объекты по улицам Бородина, Пискунова, Румянцева, Байкальской, Багратиона в Иркутске, жильцам которых нанесён огромный имущественный вред. Евгений Кузнецов, которому сегодня 39 лет, дважды привлекался к уголовной ответственности – в 2012 и 2016 годах – и каждый раз получал условное наказание.

До сих пор правоохранительные и надзирающие органы вынуждены расхлёбывать последствия его незаконной деятельности на ниве строительства. И сейчас в следственной части ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области находится в производстве уголовное дело, потерпевшими по которому проходят обманутые дольщики – собственники квартир в доме по улице Пискунова, так и не принятом в эксплуатацию. С 2008-го по 2010 год Кузнецов заключал с ними договоры долевого участия и лично принимал плату за квадратные метры, не имея положительного заключения государственной экспертизы. При этом не скупился на заверения, что все документы в полном порядке и проблем с заселением и оформлением прав собственности на квартиры не предвидится. Собрав с дольщиков деньги – примерно по полтора-два миллиона с каждого, бизнесмен продал земельный участок по улице Пискунова вместе с 11-этажным строением. В мае 2019 года Октябрьский районный суд Иркутска удовлетворил иск городской администрации о сносе многоэтажки. Жить в этом доме небезопасно. Служба госстройнадзора при проверке зафиксировала на объекте нарушения норм пожарной безопасности, технического регламента и градостроительного законодательства. Так и получилось, что, купив квартиры, люди остались без крыши над головой. Компания Кузнецова обанкротилась, дольщикам он не вернул ни копейки. А теперь на их же средства дом по решению суда должен быть снесён. Сейчас уточняется сумма ущерба, причинённого потерпевшим, после чего Кузнецову будет предъявлено окончательное обвинение.

Но подследственный одновременно является фигурантом другого уголовного дела, по которому проходит уже в статусе подсудимого. Только на этот раз «знаменитость» сменила поле деятельности, перейдя из разряда недобросовестных застройщиков в «чёрные лесорубы». По делу, которое рассматривается в Ангарском городском суде, Евгений Кузнецов обвиняется в приобретении права на чужое имущество путём мошенничества и незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. Пострадавшими от его афер теперь проходят не обманутые дольщики, а государство, которому, по версии следствия, причинён ущерб на десятки миллионов рублей. В случае вынесения обвинительного приговора делец окажется в исправительном учреждении на большой срок.

В обвинительном заключении, подготовленном старшим следователем по особо важным делам СО СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области подполковником юстиции Еленой Зарубиной, очень подробно расписана схема хищения государственного имущества. Оказалось, что Евгений Кузнецов, сменив поприще, остался верен своему главному принципу – преступать закон следует только под прикрытием официальных документов. Это правило выручало его много лет. Махинации со строительством тоже всегда балансировали на грани гражданско-правовых отношений.

Лучше синица в руке

В начале 2018 года Евгений Николаевич узнал о продаже 100-процентной доли уставного капитала ООО «Соболь», имеющего лицензию на пользование солидным участком земли для геологического изучения недр в Усольском и Ангарском муниципальных районах. Прежняя владелица коммерческой организации надеялась найти золото в районе ручья Карасун, но поисковые работы её разочаровали – драгоценного металла в этом месте не оказалось. Вот почему она проявила готовность сбыть бизнес за бесценок – Кузнецов заплатил за лицензию вместе с предприятием всего 10 тысяч рублей. Но искать в тайге россыпи золота и драгоценные камни он, по мнению стороны обвинения, и не собирался. Вместо того, чтобы полагаться на удачу и ловить в небе журавля, предпочёл расставить крепкие силки для синицы. Придуманная им схема сулила хороший куш, пусть и не такой, как у фартового золотоискателя, – «всего-то» десятки миллионов рублей. Имея высшее образование и опыт, приобретённый на государственной службе и в бизнесе, Евгений Кузнецов сразу увидел возможность более надёжного использования «геологоразведочной» лицензии. Ведь этот документ является основанием для заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов. А добыча древесины при умном подходе вполне могла превратиться в золотую жилу.

Подельником Евгения Кузнецова стал его старинный знакомый Сергей Ким, генеральный директор лесозаготовительной фирмы «Агромитгрупп» («АМГ»). На допросах Ким пояснил, что познакомились они «в связи с осуществлением деятельности по составлению проектов». С тех пор трудились бок о бок. Ким обычно числился в качестве руководителя компании, где главное слово оставалось за Кузнецовым, действующим по доверенности. Так было в «АМГ», тот же порядок трудовых взаимоотношений перекочевал и в ООО «Соболь» после его приобретения. До сих пор неприятности обходили Кима стороной. Только не в этот раз – на скамье подсудимых он оказался рядом с Кузнецовым. Подельники, как считает сторона обвинения, вступили в предварительный сговор на совершение мошенничества и незаконную рубку лесных насаждений.

Они запланировали подать от имени прежнего руководителя ООО «Соболь» заявление на аренду лесного участка в министерство лесного комплекса региона, заключить договор и в короткие сроки произвести рубку силами привлечённых бригад, не озадачиваясь очисткой от порубочных остатков. Тем более что это позволяло существенно увеличить объём заготовок древесины и, соответственно, материальную выгоду. Единственным участником ООО «Соболь» стал некто Акреев, муж родной сестры Кузнецова. Его ФИО уже не раз мелькали в списках свидетелей по уголовным делам о незаконном строительстве, которые возбуждались в отношении Кузнецова. Именно Акреев числился учредителем печально известного ООО «РосДСМ», строившего в Иркутске дома, которые суд позднее «приговаривал» к сносу. Сам Акреев в сделках никогда не участвовал, доверял рулить процессом бывалому родственнику. Так случилось и в этот раз. Допрошенный в качестве свидетеля по уголовному делу «собственник» признался, что документы и печать сразу отдал Кузнецову, поскольку деятельностью номинально принадлежащей ему компании заниматься не собирался. От него требовалось лишь изредка подписывать то или иное решение. К примеру, о назначении на должность генерального директора ООО «Соболь» Кима или о передаче Кузнецову права представлять интересы общества по доверенности. «Ручной» собственник уполномочил таким образом обоих подельников подписывать деловые бумаги, в суть которых особо не вникал.

Под чужой фамилией

В ходе предварительного следствия выяснилось, что Кузнецов и Ким широко пользовались этим правом и подписывали документы не только от своего имени. В наиболее значимых случаях они предпочитали указывать фамилию прежней владелицы ООО «Соболь» и имитировать её роспись. Кузнецов, например, подмахнул от её имени заявление на предоставление лесного участка в аренду без проведения торгов. А Ким поставил фамилию бывшего собственника и гендиректора в договоре с ОГАУ «Иркутсклеспроект» на подготовку проектной документации. Кстати, в этом документе были указаны уже закрытый банковский счёт и не соответствующий действительности адрес юридического лица. В результате министерство лесного комплекса Иркутской области заключило с ООО «Соболь» договор аренды лесного участка на основании заведомо недостоверных сведений. èèè

Согласно условиям соглашения, коммерческая организация должна была заплатить за аренду 991 тысячу рублей. Только подсудимые геологические изыскания не провели, за пользование недрами не рассчитались, отчёт о проведённых на участке работах не представили. И продлевать срок аренды, явно недостаточный для поисков и добычи золота, не стали. Им и шести месяцев за глаза хватило, чтобы вырубить на участке площадью 95,4 га лесные насаждения с целью продажи. Благодаря такой мошеннической схеме подельники получили возможность распоряжаться принадлежащей государству древесиной в объёме 13,42 тысячи кубометра (10,84 тысячи из них – ликвидная).

Получив доступ к золотой жиле, Кузнецов и Ким приступили к её разработке силами нанятых бригад. Были заключены договоры подряда на заготовку древесины с ООО «СтарТрансАвто» (ООО «СТА»), «Руслан» и «Прайд». Руководители этих организаций получили разрешительные документы (договор аренды участка, лесную декларацию), являющиеся правовым основанием для рубки лесных насаждений. Нанималась и другая рабочая сила. И все наёмные рабочие были введены в заблуждение относительно законности рубки. Сосна, лиственница, берёза, осина, ель, кедр, пихта спиливались под пень как в эксплуатационных лесах, так и на особо защитных участках, арендованных якобы под геологоразведку. Кузнецов и Ким прекрасно знали о том, что большая часть арендованных земель расположена вдоль водных объектов, склонов оврагов, где сплошные рубки запрещены. Только материальный ущерб, причинённый лесному фонду России, составил более 23 миллионов рублей, не говоря уже о нарушении экологической безопасности общества. Незаконно заготовленная древесина была продана подсудимыми различным коммерческим организациям по рыночным ценам.

В ходе предварительного следствия ни Кузнецов, ни Ким вину в инкриминируемых преступлениях не признавали. Заявляли, что преступного умысла не имели и «действовали всегда открыто, исключительно в рамках закона». Ким пояснил, что компания фактически принадлежала Кузнецову, который самостоятельно принимал решения, с кем заключать договоры на заготовку древесины, её вывоз и продажу, сам нанимал работников. А он только получал зарплату генерального директора и подписывал документы. О том, что творится на лесном участке, знал лишь со слов своего неофициального зама Кузнецова, который и нанял его на эту работу.

Сам же Кузнецов «виноватым» в том, что геологоразведочные работы на участке не велись, срок аренды не продлевался, а платежи за пользование недрами не вносились, «назначил» в первую очередь министерство лесного комплекса Иркутской области. Оно, мол, хотело расторгнуть договор аренды, о чём министр сообщил в устной форме. Кроме того, искать золото подсудимому мешали лесничество, которое препятствовало уборке порубочных остатков, и правоохранительные органы, досаждавшие проверками. Тормозили работу также подрядчики, затянувшие с очисткой территории от леса. Проложить шурфы золотоискатели просто не успели, работы пришлось приостановить: буровая установка не смогла проехать по участку, который подрядчики не освободили вовремя от древесного хлама.

В поисках следов

Но закамуфлировать признаки преступления под гражданско-правовые отношения подельникам так и не удалось. В ходе предварительного следствия были собраны доказательства того, что законные, на первый взгляд, документы – договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация, дающие доступ к участку, играют лишь роль прикрытия для преступной деятельности. Надо отдать должное криминальному таланту Кузнецова: подобная схема – добыча древесины вместо золота – его собственное изобретение, в судебной практике такой способ хищения прежде не встречался.

Сложности были не только с квалификацией преступлений. Сбор доказательственной базы оказался тоже делом непростым, в первую очередь – очень трудоёмким. Но подполковнику юстиции с двадцатилетним стажем работы в органах предварительного расследования Елене Зарубиной, отправившей в суд не один десяток особо важных дел, – под силу. Осмотр места преступления продолжался с октября по май. Чтобы произвести его, следственной группе пришлось сделать 12 выездов на арендованный под геологоразведку участок. Территория была частично заболочена и освоена лишь там, где произрастала ликвидная древесина. Но главное – местность оказалась настолько захламлена порубочными остатками, что ни пройти, ни проехать по ней не представлялось возможным. Даже пней не было видно. Заготовители вывозили исключительно деловую древесину, которую можно было выгодно сбыть. При этом на местах рубок, проводившихся якобы с целью освобождения участка под шурфы, выросли целые завалы из сучьев и второсортной древесины, которая на пиломатериалы не годилась. Убирать этот пожароопасный хлам Кузнецов и Ким не спешили, проигнорировали даже решение Ангарского городского суда, принятое по иску природоохранного прокурора. «Поэтому, прежде чем провести осмотр местности, следователям пришлось, заручившись поддержкой прокуратуры, решать с министерством лесного комплекса региона проблему очистки участка», – поясняет начальник СО СЧ Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области полковник юстиции Лариса Хворостян.

Объём работы предстоял огромный – надо было замерить и сфотографировать буквально каждый пень. На осмотренных лесосеках, кстати, после уборки завалов одни только пни и были обнаружены. Никаких следов тяжёлой техники, передвижных вагончиков либо стационарных сооружений члены следственной бригады там не увидели. Как и следов бурения шурфов в почве или раскопок.

По утверждению сотрудников министерства лесного комплекса, в случае проведения торгов стоимость арендной платы была бы примерно раз в 20 выше счёта, выставленного ООО «Соболь». Кроме того, особо защитные участки на аукцион в принципе попасть не могли. А махинации с чужими подписями и недействительными данными в договоре дали возможность Кузнецову и Киму выиграть время и преспокойно рубить лес, пока должностные лица министерства бомбардировали письмами бывшую владелицу ООО «Соболь», требуя от неё соблюдения лесного законодательства: проведения мероприятий по лесовосстановлению, очистке мест рубок, рекультивации нарушенных земель. Объём невыполненных работ, предусмотренных проектом освоения лесов, как доказало следствие, составил 84,7 га.

Легенда подельников о том, что они уже приступили к бурению почвы – глядишь, и золото бы нашли, если бы не помешали лесники да прокуроры, тоже провалилась. Мастер участка пояснил, что действительно брал однажды «пробу грунта», как велел ему шеф. Кузнецов пригласил тогда в лес специалиста по бурению скважин, оплатил ему бензин. Но тот не смог даже добраться до арендованного участка. Убедился, что площадка не подготовлена, дороги для проезда специальной техники нет, да и повернул назад. Сделал, правда, одно углубление на обочине дороги по просьбе мастера участка. И тот на глазах свидетеля насыпал из этой ямки в полиэтиленовый мешочек землицы. Но потом, как выяснилось, вытряхнул её, потому что Кузнецову эта «проба» оказалась без надобности – для него было важно создать видимость активности разведчиков недр.

Судя по материалам уголовного дела, обвиняемые, провернув аферу с арендой лесного участка под геологоразведку, обманули не только государство. Попутно они надували и подрядчиков: продавали лес на корню на одних и тех же гектарах разным юридическим лицам, объём выполненных работ оплачивали не полностью. При осмотре места происшествия было установлено, что фактически на арендованных ООО «Соболь» землях вырублено 5,98 тысячи кубометров древесины. А количество проданной, согласно документам, составило 10,8 тысячи – почти вдвое больше.

Судебная бухгалтерская экспертиза проверила счета ООО «Соболь» и ООО «Агромитгрупп», куда поступали средства от реализации древесины. За год, с мая 2018 года по июнь 2019-го, на них было зачтено около 12 миллионов рублей. Но подсудимые и не подумали тратить их на поиск мифического золота. А ведь на допросах уверяли, что затянули с предусмотренными проектом работами в том числе и из-за недостаточных доходов.

Ущерб, причинённый государству мошенничеством в крупном размере (572 978 рублей) и незаконными рубками в особо крупном размере (23 649 544 рубля), в ходе следствия возмещён не был. Министерство лесного комплекса Иркутской области заявило гражданский иск, в обеспечение которого органы следствия наложили арест на квартиру Кима и имущество Кузнецова – жилые помещения и земельные участки. Изъятая древесина направлена на реализацию.

В Ангарском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела известного махинатора и его помощника. Уже выступил с обвинительной речью прокурор, допрошен представитель потерпевшего – министерства лесного комплекса. Предполагается, что в ходе судебного следствия дадут показания около 30 свидетелей обвинения, после чего будут проанализированы и оценены объективные доказательства.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры