Пламенный мотор
Как и почему в Новосибирск вернулся самолёт, летевший в Иркутск
Airbus A320neo авиакомпании S7 Airlines, в ночь на 16 марта направлявшийся в Иркутск из Новосибирска, был вынужден через несколько минут вернуться в аэропорт вылета. Причиной стал отказ левого двигателя. Официально Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета России сообщило о срабатывании «датчика отказа». В неофициальных источниках говорят о помпаже двигателя, то есть о срыве потоков воздуха в его газовоздушном тракте, это подтверждают слова очевидцев. Повреждённый самолёт при этом оснащён моторами Pratt & Whitney семейства PW1000G, которые американский производитель был вынужден модифицировать из-за конструктивных недоработок двух узлов, обнаружившихся в ходе эксплуатации.
Ночной рейс из Новосибирска в Иркутск вылетел 16 марта с четырёхминутным опозданием. Взлетал при южном ветре, поэтому после отрыва от полосы начал разворачиваться влево, чтобы взять курс на восток. Через шесть минут – такие цифры приводит сервис Flightradar24 – самолёт набрал высоту 1800 метров. В этот момент у него отказал левый двигатель. «Была очень яркая вспышка, – рассказывает Инна Пчёлкина, которая вместе с мамой возвращалась домой из Санкт-Петербурга с пересадкой в Новосибирске. – Ночь, освещение в салоне погасили, темно, поэтому её сложно было не заметить: буквально в каждом иллюминаторе по левому борту был свет. Затем началась тряска. И шлейф огня из двигателя. Минуты две был, потом всё прекратилось. Пассажиры, которые сидели рядом, говорили, что чувствовали запах дыма в салоне, но недолго».
Разворот для возврата в «Толмачёво» занял меньше пяти минут, которые казались бесконечно долгими. «Стояла полная тишина, – продолжает иркутянка. – Никто вообще ничего не говорил, что делать, что с самолётом происходит и каковы дальнейшие действия. Мы сидели в самом хвосте, за нами сидела стюардесса. Я несколько раз поворачивалась к ней, чтобы просто посмотреть: может, она что-то скажет или как-то покажет, что делать. Но нет, все просто сидели и молчали – из-за этого было очень страшно. Тишина была минут семь, потом пилот по громкой связи сказал, что у нас неполадки, и мы возвращаемся в аэропорт. И всё: «Следуйте указаниям бортпроводников».
Повреждённый самолёт сел штатно, без превышения посадочной скорости и скорости снижения. Практически сразу в приложение S7 для смартфонов пришло уведомление о том, что вылет в Иркутск перенесён на два с половиной часа. Его, в частности, получила мама нашей собеседницы. На стойке авиакомпании в аэропорту пассажирам объяснили, что желающие отказаться от полёта могут сдать билеты, остальным следует ждать, пока подадут резервный борт. «Когда мы вернулись в самолёт, пустых мест не было – практически все остались, – рассказывает Пчёлкина. – Даже пара с грудным ребёнком – я не представляю, что они пережили в первый раз, – летела с нами. Экипаж был тот же, стюардессы те же. Правда, когда мы спросили бортпроводницу, тот же это самолёт или другой, она довольно раздражённо ответила: «Конечно, другой – тот сломан».
Утром Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ сообщило, что самолёт вернулся в Новосибирск из-за того, что сработал датчик отказа двигателя. «Папа знает второго пилота, – говорит Пчёлкина. – Он с ним созванивался, и тот рассказал, что случился помпаж двигателя, полностью отключились электроника и автопилот». В пятницу, 19 марта, в телеграм-канале AVIAINCIDENT было опубликовано сообщение о том, что через четыре минуты после взлёта началась вибрация левого двигателя, за которой последовал помпаж – срыв воздушного потока, вызывающий резкое падение тяги. Во избежание ещё более серьёзных последствий экипаж выключил мотор.
Сила тяги
S7 Airlines, которая в Едином государственном реестре юридических лиц по-прежнему значится как АО «Авиакомпания «Сибирь», является крупнейшим в России эксплуатантом самолётов семейства A320neo (new engine option – то есть «новый вариант двигателя»). По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в её флоте насчитывается 24 «триста двадцатых» с более современными, чем у оригинальной машины, моторами и 4 самолёта А321neo. Два – абсолютно новые, возраст остальных – от года до трёх лет. Согласно порталу airfleets.net, все эти машины оснащены моторами американской компании Pratt&Whitey серии PW1100G. Такие же двигатели стоят и на вернувшемся в Новосибирск из-за неисправности самолёте с бортовым номером VQ-BDQ, который совершил первый полёт 20 апреля 2018 года. «Уральские авиалинии» – вторая в стране компания, эксплуатирующая такие самолёты, – предпочли продукцию американо-европейского производителя. Три A320neo и два A321, которыми она располагает, оборудованы двигателями CFM International LEAP-1A. К слову, в мире подобные версии самолётов более распространены. В феврале издание Aviation Weekly приводило статистику, согласно которой моторами CFM International оснащены 857 машин семейства А320neo, а Pratt&Whitney– 771, при этом количество заказов составляет соответственно 2546 против 1491.
Подобная пропорция в значительной степени объясняется недостатками, которые были выявлены по ходу эксплуатации американских двигателей. Aviation Weekly указывает на два слабых места – турбину низкого давления, которая нагнетает воздух в последующие ступени мотора, и коробку приводов вспомогательных систем. Их неисправность приводила к отказам двигателей. Европейское агентство авиационной безопасности в отчёте за 2019 год, в частности, сообщало о том, что швейцарский Bombardier C-Series CS-300 (после того как в 2018 году Airbus завершил сделку по приобретению канадской авиастроительной фирмы, эти самолёты выпускаются под маркой Airbus A220) с моторами PW1524G, выполнявший 25 июля 2019 года рейс из Женевы в Лондон, был вынужден вернуться в аэропорт вылета после «хлопка в левом двигателе, за которым последовал выброс пламени». Почти через пять месяцев, в ночь на 17 декабря 2019-го, командир Airbus A320neo авиакомпании S7, летевшего из Новосибирска в Бангкок, решил вернуться из-за повышенной вибрация мотора. А 13 марта 2021 года такой же лайнер «Сибири», совершавший рейс из Москвы в Новосибирск, сел в Тюмени из-за отказа правого двигателя.
Фирма Pratt&Whitney, в свою очередь, доработала конструкцию двигателей и выдала указания о том, как их модернизировать, заменив проблемные узлы. Первым в конце августа 2020 года полностью обновил моторы крупнейший в мире эксплуатант – индийская бюджетная авиакомпания IndiGO, во флоте которой насчитывается 120 A320neo и 33 A321neo. Aviation Weekly, ссылаясь на производителя, сообщает, что к настоящему времени турбины низкого давления заменены более чем на 90% двигателей PW1100G, а коробки приводов – более чем на 98%.