издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хвостатая угроза

При контакте с животными и птицами человек может заразиться инфекционной болезнью

​Фотография получилась смешная: белка будто дразнится, язык показывает. А на самом-то деле это вовсе и не язык, а ядрышко миндального ореха изо рта торчит. У меня ещё есть снимок, на котором белка, сидящая на берёзе, грызёт большое красное яблоко. И ничего удивительного нет в том, что сибирская белка лютой зимой экзотическими орехами да фруктами из Стамбула, Сингапура и Тель-Авива питается. Живёт-то она не в глухой тайге, а в цивилизованном городе. Уже не в первом поколении подаяниями кормится. Ей оказалось удобнее и безопаснее жить среди людей, потому что натуральной, сытой тайги в Сибири остаётся всё меньше. Даже там, где деревья пока ещё не вырублены и не выжжены, зверью и птицам с голода помереть можно. Потому что всё съедобное люди в города вывозят. Той же синичке отыскать кедровые орешки или бруснику на городских рынках проще, чем в лесу.

Социальную дистанцию не соблюдают

Иркутских белок к синантропным животным (неодомашненным, но приспособившимся жить рядом с человеком, таким, к примеру, как домовые мыши, воробьи и голуби) относить, полагаю, ещё рано. Но очевидно, что, к удовольствию горожан, они уже образовали устойчивую городскую популяцию. Милые, симпатичные, безопасные зверушки, которые с рук корм берут безо всякого стеснения, а порой и в карман или в сумку залезть могут, чтобы проверить, не осталось ли там чего-нибудь вкусненького. Весело с ними. В лесопарк «Ангара» горожане часто с ребятишками приходят, чтобы показать им «дикую» природу, научить добру, подкармливая с рук не только белок, но ещё и синичек, и поползней, и тех же голубей. Там принято дружить всем со всеми.

Голубей в Иркутске гораздо больше, чем белок. И, возможно, как раз поэтому – в силу своего чрезмерного количества – они часто вызывают недовольство людей. Правда, не единодушное.

– Однажды я ехал в трамвае мимо рынка и увидел женщину, облепленную голубями, – рассказывал мне как-то доктор наук, орнитолог Игорь Фефелов. – Она, видимо, постоянно их подкармливает, и голуби её запомнили. Только женщина достала корм, они облепили её сплошным слоем. Их там, может быть, штук сто было. Но, пока я доставал из портфеля фотоаппарат, голуби рассредоточились вокруг своей кормилицы на асфальте.

Сожалея, что не получилось сделать интересный кадр, Игорь Владимирович не удержался от замечания, что сам он в отличие от сердобольной дамы «с голубями целоваться бы не стал».

– Это опасная штука в смысле эпидемиологии, – пояснил он. – И совсем диким птицам, и таким вот, городским, не стоит доверять. Нельзя забывать о необходимости санитарной защиты. Болезни голубей могут передаваться людям. Это случается нечасто, но и целуются люди с ними не настолько часто. А болезней у голубей предостаточно. Образ жизни у них очень скученный, социальную дистанцию они не соблюдают, потому и заражают друг друга легко. Считается, что ньюкаслская​ болезнь (она ещё называется птичий грипп, или вертячка) для человека опасности не представляет, хотя недомогание возможно. А вот орнитоз, более распространённое заболевание, для человека опасен.

«Орнитоз​ (пситтакоз) – инфекционное заболевание, поражающее органы дыхания​ человека, центральную нервную систему, для которого характерны общая интоксикация и лихорадка. Имеет природную очаговость», – прочитал я позже в медицинской литературе.​ Впрочем, и «не опасная» для человека болезнь Ньюкасла, как следует из спецлитературы, грозит заметными неприятностями.

«Человек заражается ньюкаслской болезнью респираторным путём (вдыхая пыль с возбудителем болезни), а также при попадании вируса на конъюнктиву глаз, – говорится в специальной памятке Росприроднадзора. – Благодаря невысокой восприимчивости человека к этой болезни заболеваемость проходит спорадично (от случая к случаю), протекает с невысокой температурой по типу острого катара дыхательных путей. Могут возникать конъюнктивиты. У детей встречаются случаи протекания болезни с явлениями поражения головного мозга».

​Вероятность заражения чумой никуда не делась

– Очень многие животные в дикой природе являются носителями инфекций, – говорит Владимир Корзун, доктор биологических наук, заведующий зоолого-паразитологическим отделом Иркутского научно-исследовательского противочумного института Роспотребнадзора. – Главная опасность в том, что при контакте с дикими животными можно заразиться очень неприятной инфекционной болезнью. Яркий современный пример – события в Ухане и возникшая пандемия. Комиссия ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), отработав в Ухане месяц, пришла к выводу, что всё-таки этот вирус естественного происхождения. Он циркулировал среди летучих мышей и через каких-то других животных перешёл к человеку.

Владимир Михайлович не случайно уточнил, что COVID-19 – это современный пример, поскольку в истории человечества самым ярким примером болезни, полученной человеком от животных, была и остаётся чума. Да, остаётся. Возбудитель чумы продолжает циркулировать в природе. Мы почти ничего не слышим об этой болезни не потому, что её больше не существует (как думают некоторые), а потому, что в России организовано и обеспечивается непрерывное научное наблюдение за активностью природных очагов и принимаются эффективные меры по нераспространению болезни.

– Природно-очаговые болезни – они на протяжении всей истории мешают жить человеку, – говорит учёный. – Вот как раз мы, те, кто здесь сейчас присутствует, тоже работаем в этих очагах.

В разговоре кроме Владимира Корзуна принимают участие ещё Алексей Холин и Евгений Чипанин, сотрудники противочумного института, кандидаты биологических наук.

– Вероятность заражения людей чумой никуда не делась, – подхватил тему Евгений Чипанин. – Всего на территории России существует 11 природных очагов чумы. На территории Сибири и Дальнего Востока (в зоне ответственности Иркутского противочумного института) их три: Забайкальский, Горно-Алтайский и Тувинский. Наиболее активным в настоящий момент считается Горно-Алтайский. В 2014, 2015 и 2016 годах здесь были заражения людей. И все они связаны с контактами людей с носителем чумы. В Горном Алтае это серый сурок.

– Носителями одной и той же болезни часто выступают разные животные, – поясняет Корзун. – В Тувинском очаге, к примеру, основным носителем чумы является не сурок, а длиннохвостый суслик.

– Чуму могут переносить и пищухи, – говорит Евгений Чипанин.

– И крысы, – добавляет Алексей Холин. – Но крысы синантропные животные. Они на протяжении всего существования живут совместно с человеком, это их естественная среда обитания. Если крыса «по своим делам» просто пробежала где-то рядом с норами заражённых сурков, она может подхватить там блох и принести их вместе с чумной палочкой к жилью человека. И всё. Реальная угроза для заражения человека и возникновения эпидемии создана. Дальше ситуация развивается в зависимости от сочетания многих факторов.

Лису подкармливаем всем домом

Синантропные животные, как понял я из разговора с учёными, часто выступают своеобразными живыми «мостиками» между дикой природой и человеком. Чтобы принести болезнь к человеку, им даже не обязательно вступать в непосредственный контакт с больными дикими животными – кусать их или хотя бы обнюхивать. Основным звеном передачи заразы от животного к животному часто выступают блохи. Кроме названных болезней они могут перенести от одного организма к другому ещё и туляремию, геморрагическую лихорадку, лептоспироз и другие заболевания, названия которых не только запомнить и выговорить, но даже правильно прочитать с первого раза не всегда получается. На их фоне вспомнились и часто звучавшие в СМИ в последнее десятилетие простые названия относительно новых болезней, изрядно напугавших человечество. Это до сих пор не вполне понятные даже врачам атипичные пневмонии, птичий грипп, свиной грипп. Ну и, конечно, COVID-19, от которого человечество до сих пор содрогается.

– Да, всё перечисленное вами – это природно-очаговые болезни. Их возбудители циркулируют среди животных в дикой природе. А человек – он тоже… – Владимир Корзун, видимо, подбирая эмоционально более мягкий, «вежливый» синоним слову «животное», чуть замялся. Но потом нашёл нужное «необидное» словосочетание: – Человек – тоже компонент природы. Зря он считает себя венцом творения и главой всего.

Обратил внимание, что напугавшие людей болезни, из-за которых были уничтожены, сожжены по всему миру многие сотни тысяч кур и свиней, появились примерно в то же время, когда социальные сети во всём мире стали полниться сообщениями, фотографиями, видеороликами о диких зверях и птицах, идущих к человеческому жилью из своих традиционных, естественных мест обитания. Речь не только о белочках да прибайкальских сусликах. Были сообщения о забредающих в населённые пункты лосях, косулях и других диких копытных. Упоминались медведи и даже тигры. Устьилимцы, к примеру, недавно снимали в городе на телефоны молодую рысь. В Черемховском, Нукутском, Аларском, Ольхонском и других районах Иркутской области всё ближе к людям приходят волки. Лисы по всей стране обнаглели настолько, что появились смешные видеоролики, как они воруют рыбу у рыбаков-подлёдников, выпрашивают бутерброды у механизаторов, работающих в каком-то карьере, или просто бегают по улицам городов, включая наше Усолье-Сибирское.

Около месяца назад по информационным лентам России прокатилось сообщение (с картинками) о дружелюбной лисице, которая поселилась в подвале одной из пятиэтажек Новомичуринска Рязанской области вместе с бродячими кошками. Сердобольные жители её теперь едва ли не всем домом подкармливают. Это только примеры из России. В мире, судя по сообщениям в Интернете, творится что-то подобное. На разных континентах и в разных странах на улицах городов отмечали горных (кашемировых) коз, кенгуру, кабанов, пятнистых оленей, косуль… Для цепочки простых случайностей таких фактов на планете зафиксировано слишком много. Это больше похоже на мировую тенденцию, которую ещё предстоит изучить и объяснить. Хотя одной из причин такого поведения животных, и это очевидно, стало «освоение» природной среды. А проще – захват человеком традиционных мест обитания диких животных. Лишение их естественной кормовой базы. Животным становится негде жить и нечем питаться.

– Не далее как в позапрошлом году медведь в Маркова выходил, – вспоминает Евгений Чипанин. – В лесу ему нечего было есть. Он просил у людей еды. Задрал лошадь, и его убили. Негативное влияние человека на природу просто вынуждает животных выходить в населённые пункты. В таких случаях чаще всего животные гибнут. Мы, как экологи, категорически против любой вырубки лесов. В любом состоянии. Старые, перестойные леса и так называемые «малоценные» древостои тоже нужны животным.

Инстинкт самосохранения не срабатывает

Вместе с диким зверьём и птицами к людям (кто-то верит, что в качестве наказания за неразумное пользование природой) приходят и новые, неведомые раньше болезни. Дикое животное, если оно вполне здорово, даже оказавшись в населённом пункте по какой-то нелепой случайности, будет изо всех сил избегать контакта с людьми. Но совсем другое дело, если зверь или птица болеет.

– Вот в чём и беда-то, – говорит Владимир Корзун. – Ослабленное болезнью животное перестаёт бояться человека. Инстинкт самосохранения не срабатывает, потому что оно уже погибает. На этом этапе и происходят самые страшные контакты.

Владимир Михайлович рассказывает, что в прошлом году на территории нашей страны произошло три случая заражения людей бешенством. Два из которых – от контактов с… летучими мышами.

– А это животное осторожное и настолько скрытное, что вблизи-то его мало кто видел, кроме исследователей. Летучую мышь просто так никогда не поймаешь. А вот больную… Сердобольные взрослые, а тем более дети, встретив беспомощного зверька, у которого не хватает сил убежать, спрятаться, часто стараются его поймать, принести домой или в школу. Начинают за ним ухаживать, кормить, лечить, спасать. На этом этапе заражение наиболее вероятно.

И всё-таки наибольшую опасность для горожан, по мнению Алексея Холина, представляют не совсем уж дикие животные, случайно оказавшиеся в городе, а синантропные, те самые «мостики», соединяющие дикую природу с человеком. В считанные часы один и тот же голубь может проконтактировать и с диким животным, и с человеком, потому что он «везде свой».

– Они же синантропы, – говорит Алексей Викторович. – Голуби приспособились жить с людьми и благодаря подкормкам совершенно не боятся их. У рядового горожанина практически не бывает контактов с перелётными птицами, но с голубями – сколько угодно. А тот, к примеру, сначала на Ангаре у дикой утки попытался какой-то корм отобрать, а потом перелетел к памятнику Александру Третьему и сел кому-то на «кормящую руку», а то и на голову. Что у человека останется на руке и что он принесёт домой? Неизвестно.

Алексей Холин и другие мои собеседники тут же оговариваются, что вероятность заражения невелика. На руках после голубя, скорее всего, ничего не останется кроме естественной пыли и грязи, потому что в основной своей массе птицы у нас здоровые. Но всё-таки нельзя исключать и возможность заражения орнитозом, или сальмонеллёзом, или тем же птичьим гриппом, или даже чем-то неведомым и страшным, как случилось это осенью 2019 года в китайском городе Ухане. Поэтому родителям не стоит обсыпать себя и своего ребёнка семечками ради эффектного селфи: «Вот как сильно нас любят голуби».

Спросил собеседников, не несут ли опасности детям в таком случае птичьи кормушки, которые они развешивают не только в городских парках и скверах, но и за окнами своих комнат и на балконах. Учёные, как мне показалось, в первое мгновение даже растерялись. Не задумывались об этом, наверное. Потом заговорили разом.

– Что вы, наоборот, очень полезно. Это же элемент экологического воспитания, которое надо начинать с детского садика.

– Они же птиц не гладят.

– Мы поддерживаем птиц зимой, а птицы весной очищают наши сады от вредителей. Очень дело нужное.

– Отличный предмет в мои школьные годы был – природоведение. Более точное название, чем модное слово «экология». Если будем «ведать» природу, то и от естественных опасностей защититься сумеем, и сами себе опасностей создавать не будем диким «освоением» дикой природы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры