«Ковид Олегович слушает»
Как люди предпочитают называть своих детей
Эльбрус, Цезарь-Кесарь, Тим-Лео – такие экзотические имена дали своим детям жители Иркутской области в 2020 году, по данным Службы записи актов гражданского состояния. Но современным родителям не переплюнуть родителей эпохи революции: сейчас у нас уже не появится Икки – «Исполнительный комитет коммунистического интернационала», а также Ревдит – «революционное дитя». Хотя в Новокузнецке в прошлом году и родился Ковид Олегович. На самом деле экзотические имена, как и большая часть неологизмов, живут недолго, только до того времени, как их носитель станет взрослым. К моменту получения паспорта Сварог или Иридий в большинстве случаев предпочтёт взять менее звучное имя. О том, как менялись имена с течением времени и почему суперлидера Александра теснили временами Юрий, Артём и Данил, отчего девочкам можно часто менять имена, а мальчикам, увы, нет, читайте в нашем материале.
Александр – вечный лидер
14 062 мальчика и 13 260 девочек родились в Иркутской области в 2020 году, по данным Службы ЗАГС. Самым популярным именем среди мальчиков стало Александр. Его дали 619 новорождённым, затем идут Михаил (534), Дмитрий (495), Иван (437) и Матвей (436). Среди девочек популярным именем стало София – или Софья, такое имя получили 832 девочки, на втором месте Виктория (485), затем Варвара (432) и Алиса (426). Среди редких имён Эльбрус, Цезарь-Кесарь, Тим-Лео, Святогор, Северьян, Соломон, Ипполит, Доброслав, Амур, Добромир, Янислав. А также Кай, Добрыня, Моисей, Пантелеймон, Саян, Сварог.
Девочек родители называли Эммануэла, Цветолина, Сталина, Рубина, Святозара, Святослава, Софиябону, Самая, Радислава, Павла, Олимпиада, Океана, Мирабелла и так далее. А вот Татьяна, Светлана, Маргарита, Яна, Аврора и Агата стали редкими. Интересно, что и популярные когда-то мужские имена Никита, Павел, Семён, Сергей, Илья, Николай, Степан тоже становятся редкостью. Среди редких имён 2019 года мы увидим такие, как Сладислава, Миломира, Милолика, Ефросинья, Аграфена и Тайга. Каково будет в школе мальчикам с именами Лучислав, Даромир, Радислав, Светозар или Ермолай – можно только догадываться. Но как-то же жили в своё время и Алтай, и Гималай, и Казбек, и Гипотенуза Ивановна, и Дизель Михайлович. Гуляли по советской земле Дуб, Берёза, Гвоздика и Сирень, Роблен (Родился быть ленинцем) и Цас (Центральный аптечный склад), а также Серп-и-Молот, Великий рабочий и Цвет вишнёвого дерева в мае. Представьте, что вас зовут Догнат-Перегнат или Гласп (Главспирт). Что вы сделаете при получении паспорта? В периодике начала века довольно часто встречаются объявления, в которых люди извещают, что своё «революционное» имя меняют на более простое и привычное. Так что многие Сладиславы, Лучиславы, Тайги, Аграфены, скорее всего, в 14 лет уже без участия родителей решат судьбу своего экзотического имени. Хотя вполне возможно, что дети станут продолжателями традиций своих оригинальных «предков», и мы услышим: «Ковид Олегович слушает».
Имя Александр в 20 и 21 веках остаётся топовым. В России многие годы именно этим именем чаще всего предпочитали называть мальчиков. До революции было очень много Иванов. Это объяснялось тем, что в полных святцах имя Иоанн встречалось 170 раз, то есть, как говорит автор «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровский, практически через день. А поскольку священники давали младенцам имена по святцам, Иванов и было очень много. Если обратиться к статистике популярности русских мужских имён в 20 веке (с 1921 года), то увидим: Александр практически всё время держит лидерство. Но при этом есть времена, когда другие имена вырываются вперёд. Так случилось в 1934 году, когда резко вырвался вперёд Юрий, которого до 1930 года даже не было в 12 именах-лидерах. Он вошёл в топ в 1933-м и за год стремительно поднялся вверх. И в 1934-1935 годах Юрий потеснил Александра. Этот стремительный взлёт, как считают историки, был связан с тем, что к 1930-м годам влияние церкви на общество, всё ещё сильное даже после революции и гражданской войны, стало слабее. Священники не разрешали называть мальчиков на крестинах светским именем Юрий, крещёный мальчик получил бы имя Георгий. Юриев было очень мало. Всплеск появления Юриев в 1930-е годы был своеобразной ответной реакцией людей, освободившихся от церковных запретов. И мы получили космонавта Юрия Гагарина, бардов Юрия Визбора и Юрия Кукина, мэра Москвы Юрия Лужкова. Будь влияние церкви чуть посильнее, эти люди, вероятно, были бы Георгиями или получили бы совсем другие имена. Но Юрий быстро сошёл на нет, и во главе списка мужских имён вновь встал Александр.
В 1937 году Александра вытесняет имя Владимир, и эти позиции оно держит до 1941 года. Вероятно, это было связано с именем Владимира Ильича Ленина, в 1940-м праздновалось 70-летие со дня его рождения. До 1943 года Александр снова в лидерах, но потом его сменяет тот же Владимир. Этот подъём, видимо, связан с патриотическими чувствами: наступил перелом в войне. В 1945 году опять ненадолго берёт лидерство Александр, но уже в 1946 году с огромным отрывом снова появляются на свет многочисленные Володи. Так люди, видимо, выразили радость от Победы. Имя Владимир держалось на первой строчке до 1953 года. В 1952 году, например, появился на свет Владимир Путин. И лишь в 1953 году, на новом переломе, Владимир уступил первенство Александру. А с 1960 года, с началом эпохи «оттепели», на первое место вышел Сергей. Может быть, это было связано с именем Сергея Павловича Королёва и возвратом в 1960-х годах в отечественную поэзию имени Сергея Есенина. Сергей лидировал с 1960-го по 1978 год. А вот Юрий, с 1942 года находившийся на низких позициях, в 1961 году на короткий срок снова вышел на 3 место, и это связано, конечно, с полётом Юрия Гагарина. Однако первое и второе места это имя так и не получило, а к 1963 году стало снова спускаться вниз.
С 1978 года лидером снова стал Александр и не отдавал первое место практически до 2012 года. В 1997 году почти 6% россиян называли своих младенцев Сашами. Уже в следующем году популярность имени упала до 3%, но Александр никуда не подвинулся. В 2000 году в топ попал Данил (Данила, Даниил), стремительно взлетел до второй строчки в 2001 году и держался на ней до 2006 года. Это, безусловно, было связано с выходом двух частей фильма «Брат», с главным героем Данилой Багровым. Но некоторые родители говорят, что назвали детей в честь Даниила Страхова, который играл в популярном в те же годы сериале «Бедная Настя». Патриотические настроения были столь сильны, что на третью строчку вышло традиционное русское имя Иван, изрядно подзабытое. А вот на четвёртой оказался Артём, он появился в топе-12 мужских имен в самом конце 1980-х, в 1990-м году, но никогда так высоко не забирался. Примерно с 2010 года это имя становится всё популярнее и в 2012-м году выходит на первую позицию. Таким образом, Александр продержался на первом месте с 1978-го по 2012 год, потом уступил Артёму, но в 2014-м снова вернул первое место. Однако в 2019 году Артём по России снова опередил Александра. В Иркутской области было чуть-чуть не так.
Иркутская область – за Артёмку
С 2000-го по 2005 год в нашем регионе, по данным Службы ЗАГС, среди мальчиков лидировало имя Александр. В 2006-м всего на 1 год его сменил Никита (разрыв был только на 49 мальчиков). С 2007 года Александр снова отвоевал позиции, опередив Никиту почти на 100 имён. Первенство он держал до 2011 года, а потом вплоть до 2020 года безоговорочным лидером был Артём. Почему мальчиков почти 10 лет в регионе упорно называли Артёмами? И та же картина наблюдалась во многих регионах России. В 2018 году специалисты объяснили это успехами футболиста Артёма Дзюбы, блистательно проявившего себя на чемпионате мира по футболу. Но имя Артём росло в популярности и до триумфа Дзюбы. В 2011 году Дзюба действительно попал в основную сборную России. И с 2011 года имя Артём начало победное шествие по Иркутской области. Но не стоит забывать, что максимальное количество Артёмов пришлось на 2014 год – 1238. Конечно, это могло быть связано и просто с общим пиком рождаемости в этот год, позже просто рождалось меньше малышей – Россия вошла в затяжной политико-экономический кризис. Но факт зафиксирован – в 2018 году в Иркутской области около ста мальчиков, родившихся в период чемпионата мира по футболу, получили имена Артём в честь нападающего российской сборной. Всего же Артёмами в этот год было названо 920 малышей. В 2019 году Артёмами стали только 795 мальчиков. Связано ли падение популярности имени Артём в 2020 году с секс-скандалом вокруг Дзюбы? Скорее всего, с общим падением интереса к персоне, совпавшим ещё и со скандалом. В 2020 году Артём не только отдал первенство Александру в нашем регионе, но ещё и ушёл из тройки имён-лидеров, теперь на втором месте Михаил, за ним Дмитрий, Иван и Матвей. Миши с третьего места «прыгнули» на второе.
София вышла в тираж
Если говорить о женских именах, то в Иркутской области с 2016 года лидирует София, ничего не изменилось и в 2020 году. Тут сказываются два противоположных желания родителей – дать ребёнку необычное имя, но при этом не устаревшее и не маргинальное. То есть попасть «в середнячки» – выделиться, чтобы особенно не выделяться. София – идеальный вариант, оно выгодно отличается от «устаревшего» Софья, но при этом не столь вычурно или «старо», чтобы ребёнок ощущал себя изгоем. Другое дело, что такие родители попадают в ловушку собственной же изобретательности – Софий очень много, и имя стало надоедать. Три Софии в одном детском саду девальвируют ценность и уникальность каждой Софии. На фоне многочисленных Софий Софья уже смотрится оригинально – в 2020 году так назвали только 266 девочек в Иркутской области.
С женскими именами – как обычно с женщинами: постоянства нет никакого. Если в начале 20 века десятилетие лидировала Анастасия, то в 1930-е годы её меняли и Мария, и Ольга, и Нина, и Валентина, и Галина.
До 1950-х годов три первые строчки делили Галина, Людмила, Валентина, а с 1950-х в стабильные лидеры вышла Татьяна. В 1954 году так называли более 7% девочек в Советском Союзе. Татьяна продержалась до 1962 года, уступив только Елене. Столь долгая и сильная популярность Татьяны, видимо, была связана и с выходом в 1957 году фильма «Летят журавли» с Татьяной Самойловой в главной роли, потому что количество Татьян в СССР достигло более 7% ещё раз – в 1957-1958 годах. Елена продержалась до 1975 года, уступив лидерство на пять лет Наталье, затем вернула первую строчку, с 1984-го по 1987 год девочек чаще всего называли Ольгами, всего три года в топе держалась Екатерина, год – Анна, и вновь к концу века в топ вышла Анастасия. К 1996-1997 годам Анастасия взяла более 4%, а к 2005 году – более 7%. На втором месте, как и в начале века, оказалась Мария. Но примерно в 2008 году на третью строчку пробились Софья и София. И в 2009 году эти имена стали лидерами, к 2018 году набрав 7%. Их постоянно норовит сменить второе по популярности имя – Мария, но всё равно по итогам 2020 года София оказалась в лидерах по России.
Почему Анастасия и Мария явились такими лидерами в начале и конце 20 века, а также в первые годы 21 века? Лингвисты говорят, что имя иногда «отдыхает»: если какой-то долгий период этим именем называли большое количество людей, то оно уходит «на отдых», чтобы потом вернуться вновь, на новой волне. Возврат Анастасии был связан, вероятнее всего, с переменами в обществе в конце 1980–1990-х годов, когда имя, популярное в начале века, получило своеобразное «возрождение». На этой волне имя Анастасия, означавшее «воскресение, возрождение», воспринималось как символ возвращения к российским дореволюционным корням после десятилетий господства советской доктрины. Отчего же мужское имя Александр практически не «отдыхало» за 20 век и начало 21 века?
Во-первых, в выборе имён для мальчиков общество более консервативно. Например, по данным Службы ЗАГС Москвы, к 2017 году (за 26 лет) первая десятка популярных мужских имён по сравнению с 1990-ми годами обновилась на 30%, а популярных женских – на 50%. Девочкам предоставлено больше выбора. Как замечено, люди, предпочитающие называть сыновей одним из традиционных имён (а что может быть традиционнее Александра?), обычно ориентированы на крепкие семейные традиции. И в таких семьях принято называть новорождённых именем одного из предков, который с высокой долей вероятности был Александром. Таким образом, мальчики несут на себе бремя «продолжателей традиций» и получают имя дедушки, а то и отца, становясь Александрами Александровичами. На девочку наследственное бремя тоже давит, но всё же меньше, чем на мужчину, «продолжателя фамилии», а значит, можно позволить ей называться и Анастасией, и Софией, и Анжелой – как подскажет ветреная мода.