Разгон с места
Спрос на электрокары растёт, но смогут ли они вытеснить с рынка автомобили с традиционными двигателями – большой вопрос
В прошлом году на улицах Иркутска часто стали появляться автомобили, на первый взгляд, не слишком выделяющиеся из общего потока машин. Единственное отличие – вместо двигателя внутреннего сгорания в них установлен электрический. Иркутская область занимает второе место в России после Приморья по количеству электрокаров, опережая даже столицу. Первый автомобиль на электрической тяге в Иркутске появился в 2016 году, в 2018-м их было 140. Сейчас таких машин в регионе больше восьми с половиной сотен, и спрос на них постоянно растёт.
Причин роста спроса несколько: дешёвое электричество в регионе, отсутствие транспортного налога, желание иркутян снизить нагрузку на экосистему, доступная стоимость автомобиля и его комфортная эксплуатация – электрический двигатель почти не издаёт звуков и динамично разгоняется с места. Минусы тоже есть: ездить можно только на небольшие расстояния – до 100 км, необходимо иметь розетку возле парковки, а главное – вопрос, насколько экологичнее такой вид транспорта, ещё остаётся открытым.
Добро пожаловать в будущее
Ещё десять лет назад автомобиль без двигателя внутреннего сгорания (ДВС) казался картинкой из будущего. В некоторых странах оно уже наступило: в Норвегии электрокары и автомобили с гибридным двигателем по количеству годовых продаж обогнали традиционные дизельные и бензиновые авто, а в Китае таких машин уже больше 1,5 миллиона.
В России пока нет такой динамики, но спрос на электроавтомобили значительно вырос в последние годы. Аналитическое агентство «Автостат» сообщает: только в первой половине 2020 года в нашей стране было куплено 3770 электрокаров с пробегом и 343 новых.
По сравнению с автомобилями, имеющими традиционные ДВС, модельная линейка электрокаров не отличается разнообразием: на рынке представлено всего 10 моделей от 8 марок.
Рейтинг самых популярных электромобилей в России возглавляет Nissan Leaf, первый массовый бюджетный хэтчбек с электрическим двигателем. Объём продаж этой модели на рынке вторичных электрокаров составил 94%, новых – 30,6%. Его стоимость на популярном портале автомобилистов Приангарья Drom.ru варьируется от 350 тысяч рублей до 2,5 млн. Средняя цена на такой электромобиль с пробегом в Иркутске составляет 630 тысяч рублей. Более дорогими вариантами автомобилей с электрическим двигателем являются модели Tesla, количество которых в Иркутске можно сосчитать по пальцам одной руки. На момент публикации материала объявлений о продаже таких электромобилей в Иркутске нет, а их стоимость в соседних регионах составляет от 3 до 6,5 млн рублей.
Автомобили с электрическим двигателем становятся популярнее с каждым годом: предложений о продаже электрокаров в 2020 году было в два раза больше, чем в 2019-м. Приверженцы таких моделей машин называют их «электричками» и объединяются в клубы по интересам. Например, в чате Leaf club Baikal в мессенджере Telegram 1181 участник: люди делятся информацией о полезных автосервисах, обсуждают технические особенности, рассказывают друг другу о местах, где можно подзарядить авто. Когда электрокаров на улицах города было меньше, их владельцы мигали друг другу фарами, приветствуя таким образом «своих». Сейчас «своих» стало так много, что традиция потеряла актуальность.
В конце декабря прошлого года в Иркутской области компания En+ Group открыла первые электрозаправочные станции (ЭЗС): на автозаправочном комплексе возле ТЦ «Яркомолл», возле административного здания ПАО «Иркутскэнерго» по ул. Сухэ-Батора, 3, и в посёлке Листвянка, на парковке отеля «Маяк». Заправить автомобиль электроэнергией теперь можно так же просто, как и бензином: приезжаешь на станцию, открываешь «бак» и вместо бензинового пистолета вставляешь в разъём кабель с подачей электроэнергии. Для того, чтобы владельцам электрокаров было проще использовать ЭЗС, разработчики создали мобильное приложение EVTime, где можно оплатить и активировать зарядные сессии. Единственное отличие такой «заправки» – время ожидания. За 20 минут подключения к станции автомобиль заряжается до ёмкости 80% на постоянном токе.
«Есть такая проблема с зарядкой: ты подъехал и полчаса заряжаешь, что ты в это время делать будешь? – рассказывает юрист Игорь Льгов, который в ноябре 2020 года приобрёл «Ниссан Лиф» – Да, рядом есть «Яркомолл», но во время зарядки лучше находиться в машине».
Однако электрозаправочные станции En+ Group не единственные места, где можно зарядить машину вне дома. На сайте для владельцев электромобилей 4ev.ru есть вкладка с картой, на которой флажками обозначены пункты, где можно зарядить машину электроэнергией. Здесь и официальные ЭЗС, и лояльные идее организации, например продовольственные магазины или автомастерские, и частные дома. В комментарии на каждом таком флажке указана стоимость услуги: где-то для того, чтобы подключить питание, нужно заказать или купить что-то, где-то заплатить 50–100 рублей, а где-то и вовсе достаточно иметь с собой удлинитель, к электрической сети электрокар там подключат бесплатно. Флажки на этой карте располагаются по всему Иркутску и даже по области: от Братска до Култука.
«Пересаживаешься с неё на бензиновую и понимаешь: это какая-то черепаха»
В семье Льгова Leaf – вторая машина, её приобрели для поездок по городу. Купил такой «Ниссан» 2016 года он скорее из любопытства. Больше всего Льгова впечатлила мощность автомобиля. «Купили, потому что было интересно, – говорит он. – Эта машина тихая, мягкая, разгоняется быстро, правда как электричка. Там, где я на бензиновой машине буксую на снегу, на этой спокойно проезжаю. Пересаживаешься с неё на бензиновую и понимаешь: это какая-то черепаха. По ощущениям у неё 2,5–3 литра под капотом. И печка работает, как фен, не надо ждать, когда машина прогреется».
В том, насколько такой выбор экономичен, Льгов сомневается: аккумулятор электрокара изнашивается со временем, его ёмкость становится ниже, и автомобиль сильно теряет в стоимости. Из максимальных 12 делений аккумулятора в машине Льгова сейчас 11 рабочих. Через пару лет он планирует продавать эту машину или искать специалистов, которые смогут заменить нерабочие элементы аккумулятора на новые. Новый аккумулятор будет стоить около 300 000 рублей – это почти половина стоимости машины. Но есть и другая проблема: новые батареи на такой автомобиль в Иркутск пока не завозят.
«Сложно понять, окупишь ты это или нет, – рассуждает Льгов. – А по бензину, конечно, затраты окупаются. Те деньги, которые я раньше платил за бензин, теперь трачу на тёплую парковку для машины». Электрокар Льгов заряжает на парковке самостоятельно – один раз в два дня, в это время ему нужно зарядить машину на 18 квтЧ, чего хватит на 50–60 км. В сумме электроэнергия на такой автомобиль обходится ему в 350–400 рублей в месяц. На платных ЭЗС вышло бы в несколько раз дороже, хоть и быстрее.
Владельцы электромобилей в Иркутской области экономят на транспортном налоге, их освободили от оплаты с 2020 года. Но и эту экономию трудно назвать существенной: «И за бензиновый автомобиль у меня выходило немного, около 1500 рублей в год», – рассказывает Льгов.
Есть страны, в которых электромобили пользуются приоритетным правом парковки и могут быть припаркованы там, где машинам с ДВС остановиться нельзя. В России таких преимуществ у владельцев электрических машин пока нет.
С тех пор, как Льгов попробовал себя в роли владельца электрокара, он делится впечатлениями об этом на своей странице в социальной сети Facebook. В посте с названием «Мы купили электричку!» он перечислил плюсы нового автомобиля: динамика разгона машины, её бесшумность, отсутствие транспортного налога, затрат на бензин и замену масла, быстрый прогрев всех сидений в салоне и руля, отсутствие сложностей с тем, чтобы завести машину в морозы.
Среди минусов он назвал необходимость иметь парковку и розетку, небольшой запас хода (до 100 км), который делает невозможными поездки на Байкал, невозможность купить новый автомобиль с сервисным обслуживанием, отсутствие завода по утилизации батарей и стиль езды, который, по словам Льгова, поменяется на таком автомобиле.
Льгов называет Иркутск идеальным местом, которое может стать столицей электрокаров в России. И действительно: электричество в Иркутской области стоит дешевле, чем в любой другой точке страны, что делает эксплуатацию электромобиля особенно приятной. Иркутск – относительно небольшой город, в котором можно передвигаться, не боясь «разрядиться». Электробатареи, по словам Льгова, не изнашиваются от сильных морозов, но боятся высоких температур, поэтому Сибирь – идеальное место для такого вида транспорта. Ещё в столице Приангарья есть движение «лифаводов», которые поддерживают друг друга и помогают словом и делом.
Для того, чтобы сделать Иркутск «Меккой электрокаров», по словам Льгова, нужно построить ЭЗС рядом с крупными гипермаркетами и на самых популярных туристических местах у Байкала, открыть шоурум электрокаров на Байкале, локализовать завод по производству батарей и сервис по их утилизации в Иркутске и разработать программу по развитию экологичного транспорта.
Правда, насчёт экологичности такого вида автомобиля судить однозначно пока сложно.
«Экологичный автомобиль» звучит как «православный панк-рокер»
Принято считать, что электромобили значительно безопаснее для окружающей среды, чем остальные. Этого принципа придерживаются правительства многих стран. По данным «Автостата», в Японии намерены запретить продажи новых автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания в середине 2030-х годов. В этой стране можно будет купить автомобиль только на электрической тяге, гибрид или авто на топливных элементах (водородомобили). Согласно стратегии, в Японии к 2050 году намерены полностью исключить выбросы в атмосферу углекислого и других парниковых газов.
Летом 2019 года российское отделение Greenpeace перевело доклад о самых эффективных мерах по переходу на электромобили, подготовленный для Greenpeace в Германии. В докладе указано, что ряд стран уже заявили о скором отказе от продажи привычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания: Норвегия – с 2025 года, Израиль, Индия, Ирландия, Нидерланды, Словения, Швеция – с 2030 года, Испания, Франция, Великобритания – с 2040 года. Китай уже ввёл запрет на строительство заводов для производства автомобилей с ДВС и рассматривает возможность отказа от ДВС с 2040 года. Greenpeace считает, что отказаться от продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания нужно ещё раньше – до 2028 года. «Отказ от машин с бензиновым и дизельным двигателями в пользу электромобилей – необходимый шаг для предотвращения климатической катастрофы», – указано на сайте Greenpeace.ru.
Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, в предисловии к докладу говорит о выгодах использования машин с электрической тягой: «Внедрение электромобилей – это движение страны вперёд: мы не только не должны отставать от мировых лидеров, но и можем найти свои ниши, в которых могли бы опережать других. Для России электромобили – это инновации, диверсификация экономики, участие в больших инфраструктурных проектах и, конечно, экологически дружественная индустрия, которая уже в ближайшей перспективе будет способствовать значительному улучшению качества воздуха в городах. Электромобиль – это выгодно. Сегодня в России километр пробега на электромобиле стоит от 35 до 50 копеек в зависимости от тарифа и манеры вождения. Если вы едете на бензине, то тратите три-четыре рубля. Но электромобиль – не только экономия на владении, но и меньшие проблемы с сервисным обслуживанием (у вас на 30% меньше деталей, чем в автомобиле на ДВС), улучшенная динамика, высокий КПД, отсутствие вибрации, а значит, меньшее влияние на дорожное покрытие. В России в начале года было 3600 электромобилей (причём с явным отрывом от остальной страны идут Москва – около 450, преимущественно Tesla, и Владивосток, где подавляющее большинство – Nissan Leaf)».
Гордеева пишет о мерах популяризации электромобилей, которые будут внедрены в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, например о возможности разработки выделенных полос для электрокаров и поддержки локализации производств. Обращается Гордеева и к опыту стран, уже проработавших этот вопрос: «Внедрение электромобилей поддерживается по всему миру с помощью различных мер. В России у нас есть одно очень важное преимущество – мы можем посмотреть на их опыт и не повторять их ошибки».
Однако у «Гринписа» есть оппоненты, утверждающие, что производство и утилизация аккумуляторов для машин с электрической тягой наносят куда больший урон экосистеме планеты, нежели использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Александр Евштокин, главный редактор российской версии журнала Car, в интервью блогеру и телеведущей Ирене Понарошку рассказал о подводных камнях такого выбора: «Вопрос об экологичности автомобилей – это определённый оксюморон. «Экологичный автомобиль» звучит как «православный панк-рокер», – шутит Евштокин. – Все должны понимать, что экологичность автомобиля – это в любом случае компромисс. Проблема в том, что нужно видеть картину целиком: у электромобиля топливом является электричество, которое мы не генерируем из воздуха. Электричество генерируется очень грязными способами: сжиганием угля и газа с минимальной долей возобновляемых источников».
По словам Евштокина, чистые источники энергии, такие как ГЭС, будут составлять лишь 10% от их общего числа. Поэтому глобальный переход на двигатели с электрической тягой не даёт значительных изменений: маленькие выхлопные трубы автомобиля просто заменяются на огромные выхлопные трубы ТЭС.
«Но основная проблема электромобилей для экологии – это батарея, которая состоит из множества элементов: литий, кобальт, сложные соединения алюминия и меди, – говорит Евштокин. – То есть это сложная химическая бомба. Для того, чтобы произвести батарею, нужно выкопать огромное количество этих материалов, а для того, чтобы её утилизировать, – использовать такое же огромное количество энергии. Если мы говорим о замкнутом экологически чистом городе, где электричество добывается чистыми способами – ветрогенерацией, солнечными панелями или атомной электростанцией, то электрокар – идеальный вариант. И для того, чтобы электромобили были эффективными, нужно поменять практически всё».