издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сказка – ложь, да в ней намёк

Все дети любят сказки. И терпеть не могут, когда взрослые «воспитывают», читают наставления. Эти две истины и легли в основу нового проекта региональной общественной организации «Противодействие социально-негативным явлениям». Проект, реализуемый на средства Фонда президентских грантов, называется «Время перемен».

«Сказка всегда к месту. Она поможет в воспитании ребёнка, коррекции его поведения или даже в работе с родителями», – считает София Канавина, руководитель проекта. Такой подход в психологии – сказкотерапия – вообще-то используется давно. Здесь вроде бы всё просто: в основе «сказочных» занятий лежит конкретная волшебная история. Её рассказывают, рисуют, разыгрывают, как в театре, или же знакомятся с ней через мультфильмы. И это помогает малышу освоиться в окружающем мире, учит общаться со сверстниками, видеть разницу между хорошим и плохим.

Проект «Время перемен» рассчитан на воспитателей, учителей, психологов, родителей – на всех, кто захочет на время стать сказкотерапевтом. Не каждый, конечно, сходу увидит в Колобке не только весёлого озорника, легко бегущего по жизни, но и проблемного ребёнка, у которого не всё гладко в семье. Но этому можно научить. «Мы подготовили видеофильм, благодаря которому любой желающий может ознакомиться с азами «лечения» сказкой. Волшебная история – фундамент такого занятия, к нему уже пристраиваются упражнения с лепкой, тесты, игры в песочнице, создание кукол и так далее. Тут простор для фантазии огромный, – рассказывает руководитель проекта. – К нам регулярно обращаются специалисты из региона. Не так давно звонила сотрудница заларинского Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. У них карантин, с ребятами никуда не выехать и в гости никого не пригласить. Вот и попросили нас помочь – научить вчитываться в сказки, понимать их смысл».

Что там, в сказке, казалось бы, понимать? «Не скажите. На одном из занятий, когда по просьбе социального педагога мы рассматривали с пятиклассниками такое сложное понятие, как толерантность, был показан советский мультик «Голубой щенок», – делится София Канавина. – В нём речь идёт об одиночестве, о том, как тяжело жить тем, кто не похож на других. «Непохожесть» в мультфильме обыгрывается через голубой цвет шерсти щенка. Но это наше понимание истории, снятой мультипликаторами в 1976 году. А вот ребята основную идею увидели совсем в другом: отношения между Моряком и Щенком показали им, как важно иметь верных друзей. А тема «непохожести» для подростков словно бы и вовсе не существовала. Ребята всех героев этой сказки воспринимали как равных. Ведь главное, с их точки зрения, «чтобы человек был хороший». Так что и дети зачастую могут поучить своих воспитателей».

В рамках проекта «Время перемен» специалистов учат выбирать сказки в зависимости от проблем в детском коллективе. Ребята не могут ужиться, постоянно находятся в конфликте? Попробуйте «Теремок» или «Пиноккио». Низкая самооценка – помогут «Крошечка-Хаврошечка» или «Ходячий замок Хаула». Вариантов много – в выборе как самой волшебной истории, так и способа её применения с «лечебным» эффектом.

– В иркутской школе № 5 мы решили попробовать спектрокарты – специальный набор фотографий для развития воображения, – комментирует София Канавина. – К ним особый интерес проявили ученики, которые не пожелали работать в группах. Сначала могло показаться, что такие детки либо в принципе не заинтересованы в занятиях, либо испытывают трудности в общении. Но всё оказалось не так, а намного лучше. Ребята, выбравшие карточки, наоборот, хотели попробовать что-то новое, поговорить по душам. Было видно: это очень домашние, присмотренные дети, у них в семьях близкие, доверительные отношения, что подтвердилось и в личных беседах.

И таких приятных открытий, утверждает руководитель проекта, в работе специалиста по сказкам очень много: «Никогда заранее не знаешь, чем могут удивить дети. Единственное «но»: ребята сейчас много времени проводят в Сети. Их головы забиты играми, обсуждением личной жизни видеоблогеров, «недетской», мягко говоря, мультипликацией, обычно японской. Нередко блогеры матерятся, а любовь к играм превращается порой в зависимость: дети «забивают» на учёбу, лишь бы подольше поиграть. Если говорить о японской мультипликации, то она часто делает акцент на жестокости, насилии или эротике». В пример психолог приводит набравшее популярность аниме «Атака титанов», которое ориентировано на аудиторию старше двенадцати лет. Войну между людьми и плотоядными титанами специалист по сказкам считает не самым подходящим для детей контентом. По её мнению, подростков лучше знакомить с творчеством таких японских режиссёров, как Хаяо Миядзаки, Макото Синкай, которые создают добрые картины, рассказывают о надеждах и фантазиях сверстников из страны восходящего солнца.

Проект с использованием сказкотерапии изначально был ориентирован на живое общение педагогов и психологов с детьми, в том числе на индивидуальные консультации. Но пандемия заставила перестраиваться, переходить на удалёнку. Тем не менее во многих школах и лицеях областного центра, в Братском педагогическом колледже, в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Иркутского района и во многих других детских учреждениях занятия и на онлайн-платформах прошли, как утверждает София Канавина, вполне успешно. «Сказочные» уроки помогли настроить малышей и подростков на позитив, и это главное», – говорит руководитель проекта.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры