издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пульт дистанционного лечения

Вторая волна пандемии коронавируса отчасти поспособствовала развитию телемедицины в Иркутской области. В дополнение к консультативным подразделениям при областном перинатальном центре и областной клинической больнице добавился ещё один центр, дистанционно работающий с «ковидными» больными. Для того, чтобы организовать его работу, не пришлось привлекать дополнительные средства из казны. Этим можно объяснить пока ещё довольно скромные результаты деятельности центра. Правительство Иркутской области в сложной экономической ситуации стремится затратить минимум и сэкономить как можно больше. Депутаты Законодательного Собрания считают, что в региональном бюджете можно изыскать несколько миллионов ежемесячно, и готовы «помочь их найти».

Первичная, специализированная, высокотехнологичная, скорая и паллиативная – врачи в России могут оказывать все виды медицинской помощи дистанционно. Проведение консультаций и при необходимости сбор консилиумов в онлайн-режиме с использованием видео– или голосовой связи регламентированы приказом Министерства здравоохранения страны, который был принят в ноябре 2017 года во исполнение федерального закона, опубликованного в июле того же года. Технические решения тоже существуют, но их использование требует затрат, так что до недавнего времени телемедицину широко использовали далеко не во всех регионах. В силу очевидных обстоятельств ситуация изменилась в 2020 году.

Линия перегружена

Как рассказал депутатам ЗС первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников, до недавнего времени дистанционную медицинскую помощь в регионе оказывали две структуры. Это консультативный центр анестезиологии и реанимации при Иркутской областной клинической больнице и консультативный центр при областном перинатальном центре. Нагрузка на первый из них в последние месяцы значительно возросла. Если за 2019 год врачи областной больницы провели в дистанционном формате 2835 консультаций, то за неполный 2020-й – уже 7333. «Мы видим трёхкратное увеличение, – констатировал Ситников. – За 14 дней декабря 2020 года уже выполнено 387 консультаций. А это категория самых тяжёлых и сложных пациентов».

Когда разразилась пандемия коронавируса, министерство здравоохранения запустило «горячую линию». В октябре и ноябре, на которые пришёлся резкий рост заболеваемости, количество звонков на неё выросло на порядок. Например, 11 октября поступило 227 сообщений, а 16 ноября – 4350. При такой загрузке доля пропущенных звонков достигла 47%, а время дозвона – 10 минут. В таких условиях при медицинском информационно-аналитическом центре Иркутской области была создана отдельная структура, которая сопровождает заболевших уже после первичного приёма врача в поликлинике. В ней работают 10 врачей-ординаторов, которые за сутки теоретически способны проконсультировать до 450 человек, лечащихся на дому. Соответствующее обучение при этом прошли 14 специалистов – из расчёта по семь человек на смену. «В настоящее время центр работает на исходящие звонки, а также обрабатывает дополнительных пациентов, обращения которых перенаправлены с «горячей линии», – объяснил первый зампред областного правительства. – Если граждане, которым необходима помощь врача, обращаются на «горячую линию» после первичного обследования, её специалисты перенаправляют их. Мы называем этот центр телемедицинским, но на самом деле это начальный этап – система, которая работает исключительно для больных коронавирусом после приёма в поликлинике».

«Поможем найти несколько миллионов»

По большому счёту центр работает с поликлиниками Иркутска и Иркутского района. Больных «ведут» с помощью цифровой телефонии, мобильной связи и распространённых мессенджеров. Такая система позволяет отчасти решить задачи по сохранению здоровья пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, повышению доступности медпомощи для тех, у кого диагноз подтверждён, и оказанию своевременной помощи при ухудшении состояния больного. За две с небольшим недели работы, с 30 ноября по 15 декабря, сотрудники центра проконсультировали 378 пациентов. Однако в середине декабря в регионе числилось около 5600 заболевших. «378 человек – это 7%, – подсчитал председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. – И эти 7% – только в Иркутске, на который, я думаю, приходится добрая половина пациентов [с коронавирусом]. Это очень мало».

С другой стороны, создание консультативного центра и увеличение количества сотрудников «горячей линии» на 35 человек не потребовали дополнительных затрат областного бюджета, доходы которого просели вследствие пандемии. На это обстоятельство упирают в региональном правительстве, одновременно признавая имеющиеся недоработки. «Если мы переводим поликлиники на ip-телефонию, то граждане просто не могут до них дозвониться, нет автоматической переадресации на другой уровень реагирования, – заметил Ситников. – Эти вопросы до сих пор в полном объёме не решены. Мы недовольны тем, что «скорая помощь» не всегда реагирует своевременно, и мы не всегда можем на это повлиять. Выгрузку результатов анализов в ЕРМИС (единую региональную медицинскую информационную систему. – Авт.) в полной мере не реализовали». Решение последней проблемы, по его словам, близко к завершению.

Тем временем, сообщил председатель ЗС, в России есть регионы, где дистанционно консультируют всех, кто лечится от коронавирусной инфекции. Один из них – Кемеровская область, где используется платное техническое решение от Сбербанка. «Это роботизированный обзвон пациентов, в месяц сопровождение группы из двух тысяч человек стоит почти три миллиона рублей, – заявил министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков. – Пациентов обзванивают раз в несколько дней, аудиопротоколы вводятся в систему. Конечно, за этим будущее, но пока эти продукты дороги и не решают все наши проблемы. Тем не менее мы работаем в этом направлении и начали тестировать пилотный проект Сбербанка». В идеале области требуется полноценная цифровая платформа, которая интегрирована в существующую федеральную систему и позволяет консультировать и сопровождать пациентов не только с COVID-19, но и с неинфекционными хроническими заболеваниями. «Другие регионы пошли по пути разворачивания собственных мощностей и параллельного использования чужих платных решений, – заключил Александр Ведерников. – Я думаю, что мы поможем найти в бюджете Иркутской области несколько миллионов в месяц, чтобы обеспечить стопроцентный охват амбулаторных больных». Работа над решением проблемы будет продолжена.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры