Качество и доступность
Регион планирует модернизировать первичное звено здравоохранения
Правительство Иркутской области в ближайшие пять лет намерено направить более 11,1 млрд рублей на модернизацию первичного звена здравоохранения. Такую сумму содержит проект соответствующей областной программы, который был представлен 16 декабря на сессии Законодательного Собрания региона. Депутаты обратили внимание: часть объектов, строительство и реконструкция которых обсуждались раньше, в него не включили. Формально они не относятся к первичному звену здравоохранения, но региональное правительство добивается их учёта в других госпрограммах.
Решение всех проблем первичного звена здравоохранения в Иркутской области – городских стационаров, врачебных амбулаторий, участковых поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов – тянет почти на 100 млрд рублей. Такие цифры прозвучали в ходе правительственного часа на февральской сессии Законодательного Собрания региона. На заключительной декабрьской сессии ЗС министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков, назначенный на этот пост 18 ноября 2020 года, представил проект программы модернизации первичного звена, в котором фигурирует значительно меньшая, но гораздо более реалистичная сумма – 11,1 млрд рублей. Таковы предполагаемые затраты в 2021–2025 годах. На долю федерального бюджета приходится более 10,5 млрд рублей, областного – 580,3 млн рублей. «Объёмы ассигнований рассчитаны, исходя из имеющейся проектно-сметной документации, экспертной оценки проектов и расчётной стоимости оборудования на основании ранее проведённых конкурсов», – объяснил Сандаков.
Основной статьёй затрат являются строительство, реконструкция и капитальный ремонт 193 объектов. На это в проект программы заложили почти 8,7 млрд рублей. Львиная доля этих средств пойдёт на строительство 105 объектов. В их числе – районная больница в Балаганске, поликлиники в Качуге, Тангуе Братского района и рабочем посёлке Маркова Иркутского района, детские поликлиники в Усть-Ордынском и селе Хомутово, а также 13 зданий для размещения врачебных амбулаторий в Аларском, Иркутском, Усольском, Усть-Удинском и Шелеховском районах. Плюс 69 фельдшерско-акушерских пунктов в Аларском, Балаганском, Братском, Иркутском, Киренском, Нижнеудинском, Ольхонском, Осинском, Тайшетском, Тулунском, Усольском, Усть-Удинском, Черемховском, Шелеховском и Эхирит-Булагатском районах. Часть объектов – новые, часть строятся взамен существующих учреждений. Помимо строительства предусмотрены реконструкция амбулатории в посёлке Тельма Усольского района и капитальный ремонт 87 объектов в разных территориях области.
Ещё более 2,1 млрд рублей планируют потратить на закупку медицинского оборудования. В первую очередь речь идёт о дооснащении больниц, но предполагается и замена техники. При покупке медицинского транспорта предусмотрены замена 202 изношенных автомобилей и приобретение 124 машин. На это в бюджетах разных уровней планируют заложить чуть менее 338 млн рублей. Модернизация первичного звена здравоохранения также предполагает возведение и закупку жилья для врачей и строительство дорог и мостов в тех районах, где среди прочего это необходимо для оказания качественной и своевременной медицинской помощи. Так что помимо регионального министерства здравоохранения, которое непосредственно разработало программу, в этой работе участвуют министерство строительства, дорожного хозяйства и министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, а также администрации муниципальных образований.
По другому адресу
Обсуждая проект программы, депутаты обратили внимание, что за прошедшие 10 месяцев из него исключили ряд объектов. «Мы на одной из сессий поднимали вопрос о строительстве больницы в Алзамае, есть переписка с [губернатором Иркутской области] Игорем Ивановичем Кобзевым, с председателем правительства [региона Константином Зайцевым], – напомнил председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев. – Больница признана аварийной, они обещали, что будут обеспечены проектирование и строительство». Но в тех материалах, которые представил министр здравоохранения, она не упоминается.
Не сказано в них и про Иркутскую городскую поликлинику № 15, которая расположена в предместье Рабочем. «Поликлиника обслуживает более 30 тысяч человек, – отметила заместитель председателя ЗС Лариса Егорова. – Это два здания барачного типа, соединённые между собой перемычкой, туда же входят женская консультация и детская поликлиника. Стоматология находится в жилом здании, собственник которого настаивает на освобождении площади, которую область не выкупает. У них два автомобиля, один из которых уже не ездит. Без добровольческих акций, которые сегодня проходят, мы бы вообще не справились [с последствиями пандемии коронавируса в этом районе]». При этом проектно-сметная документация, необходимая для строительства нового здания, уже разработана, на неё израсходовано 8 млн рублей из бюджета.
Однако в программу модернизации первичного звена здравоохранения, которая предполагает строительство медицинских учреждений в посёлках с населением до 100 тысяч человек и фельдшерско-акушерских пунктов в деревнях и посёлках на 100–2000 человек, городская поликлиника не вошла. «У нас есть четыре проекта по Иркутску, которые полностью готовы к реализации, надо только изыскать на них средства, – сообщил Яков Сандаков. – По этим проектам, в том числе по проекту на поликлинику № 15, будем проводить работы для включения их в федеральные адресные программы».
Положение дел с больницей в Алзамае министр пообещал уточнить. В то же время депутат Галина Кудрявцева обратила внимание на то, что в перечне отсутствует фельдшерско-акушерский пункт в Порту Байкал, а строительство детской поликлиники в Хомутово предусмотрено только в 2024-2025 годах, несмотря на то что острую потребность в ней жители разросшегося посёлка испытывают уже сегодня. Кроме того, деньги на проектирование поликлиники были направлены в 2020 году. «Список районов и фельдшерско-акушерских пунктов в них согласовывался в соответствии с приоритетами по строительству и реконструкции, – рассказал в ответ министр здравоохранения области. – У нас на территории 664 ФАПа, понятно, что среди них есть такие, которые будут нуждаться в ремонте через какое-то время, где-то их до сих пор нет. Но мы исходим из той суммы, которая выделена. Конечно, есть необходимость в дополнительной стройке и капремонтах, но мы не можем всех туда включить».
«Это вопрос приоритетов»
Вопросы у парламентариев вызвало и распределение оборудования по клиникам и фельдшерско-акушерским пунктам. Заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Георгий Любенков обратил внимание на то, что Братской городской больнице № 3 требуется аппарат компьютерной томографии, поскольку в ней работает инфекционное отделение, которое среди прочих принимает пациентов с пневмонией. «Это вопрос приоритетов, – развёл руками Сандаков. – Программа [модернизации первичного звена здравоохранения], к сожалению, в деньгах больше не становится. В неё включены объекты с износом 80% и более, те места, где вообще нет ФАПов, врачебных амбулаторий и так далее. Братск – большой город, под эту программу, к сожалению, мы не можем его подогнать». Тем не менее поставку томографа в ту же городскую больницу № 3 планируют предусмотреть в других программах, направленных на модернизацию отрасли. На крайний случай рассматривается возможность поставить в неё подержанный томограф, если таковой высвободится в другом медицинском учреждении.
Помимо значительных затрат на строительство новых объектов и их техническое оснащение развитие первичного звена здравоохранения требует привлечения дополнительного персонала «Множество новых фельдшерско-акушерских пунктов – это хорошо и не оспаривается, но есть вопрос по кадрам: кто там будет работать? – констатировал заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Степан Франтенко.
– Сейчас во многих населённых пунктах, особенно в удалённых, есть проблема с врачами». Один из примеров – посёлок Седаново Усть-Илимского района. После смерти одного фельдшера и увольнения другого здесь работает один специалист – мама двоих детей, которая не может выходить на ночные дежурства и дежурства в выходные дни. В семи фельдшерско-акушерских пунктах Тайшетского и Чунского районов работать попросту некому. В региональном министерстве уповают на государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», которые предусматривают выплату ощутимых подъёмных тем, кто уезжает работать в отдалённые от областного центра территории. Параллельно работают и с выпускниками медицинских колледжей, которые заканчивают учёбу в 2021 году. Депутаты, в свою очередь, предлагают расширить программы целевого обучения.
Важность синхронизации
Учитывая определённую ограниченность ресурсов, в областном министерстве здравоохранения были вынуждены не только устанавливать перечень учреждений в программе и очерёдность их модернизации на основании приоритетности, но и оптимизировать действующую систему. Так, машину скорой помощи, которая базировалась в Юртах – посёлке на 5 тысяч жителей в 25 км от Тайшета, прикрепили к больнице в районном центре. Основание – тот факт, что на посёлок приходилось три-четыре вызова в сутки, а расстояние до города сравнительно невелико. Однако председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова настаивает: в экстренной ситуации лишние два десятка километров могут оказаться критическими, вдобавок машина в Юртах может обслуживать ещё несколько населённых пунктов. «Я по-человечески не понимаю, как можно взять и большой посёлок оставить вообще без машины скорой помощи, – подчеркнула она. – У нас что, помимо коронавируса нет сердечных заболеваний, нет каких-то других острых болезней? Представляете, мы за десятки километров ждём, пока приедет машина из Тайшета и увезёт больного из Юрты, в два раза увеличивая время её прибытия».
Этот вопрос в числе прочих в министерстве здравоохранения изучат дополнительно. Депутаты тем не менее приняли информацию к сведению. Отметив при этом, что для обеспечения должного качества и доступности медицинской помощи для жителей Иркутской области предполагаемого финансирования программы недостаточно. И рекомендовав правительству региона изыскать дополнительные средства. «На протяжении четырёх-пяти лет депутатский корпус выстраивал чёткую линию поведения относительно системы здравоохранения, – резюмировала Дикусарова. – Именно мы стали инициаторами программы капитальных ремонтов медицинских учреждений, в определённый момент было принято решение, что на это будет направляться не менее 500 миллионов рублей [в год] из областного бюджета. Мы недаром из года в год сохраняли очень большой блок финансирования. Сейчас нам очень важно синхронизировать программу модернизации первичного звена здравоохранения с другими программами. Это первая задача, которая должна быть».