Тайные карманы наркоманов
Экспертам непросто составить портрет магазинного вора, потому что пронести товар мимо кассы пытаются люди самых разных социальных слоёв и возрастов – начиная с бабушек и заканчивая подростками. Отдельная устойчивая категория нечестных на руку – наркоманы. Большинство из них, кстати, совсем не бомжеватого вида, иногда даже с намёком на определённый достаток. То, что «встречают по одёжке», воришки давно уяснили. Жёсткие правила последнего времени надевать в магазинах маски их, по понятным причинам, только устраивают.
Считается, что у наркозависимых пониженный аппетит и даже наблюдается потеря вкуса. Но, судя по тому, какой товар они стремятся незаметно вынести из магазина, со вкусом у них всё порядке. На хлеб и «Доширак» не покушаются. Вот два уголовных дела, которые рассматривались в Свердловском районном суде Иркутска. Их фигуранты – наркоманки со стажем, неоднократно судимые.
Масло масляное
Марина Зотова (здесь и далее фамилии изменены) в суде называла себя матерью, хотя её ребёнка воспитывают другие люди. Наркоманку лишили родительских прав. Все деньги, которые у неё появлялись, она тратила на наркотики. Походы в магазин стали для неё настоящим приключением, когда требовались холодная выдержка и достаточно крепкий костяк для выноса тяжёлой «продуктовой корзины». Удивительно, как много всего умещалось у воровки под курткой и широкими кофтами! В январе-феврале нынешнего года товар умыкала из торговых точек по улице Лермонтова в Иркутске. Причём, если повезло однажды, обязательно наведывалась в этот же магазин второй раз. Административное наказание со штрафом в три тысячи рублей Зотову не пугало. В её биографии уже были годы, проведённые в колонии по «наркотической» статье, и несколько условных сроков за воровство.
Интересно проследить, что может вынести человек из магазинов с интервалом в несколько дней: 44 пачки сливочного масла, 13 палок колбасы, несколько упаковок сыра, шесть банок кофе, и это не считая кетчупа и прочей сопутствующей мелочи. Попалась Зотова с поличным в тот самый момент, когда пыталась вынести 19 пачек сливочного масла и семь палок копчёной колбасы. А если бы не попалась, то ходила бы в этот магазин, как на работу. Безнаказанность развращает.
Но административное наказание с очередным штрафом ей уже не грозило. Четыре умышленных преступления небольшой тяжести, направленных против собственности, два из которых совершены в период испытательного срока при условном осуждении, говорили о том, что человек не думает исправляться. Синдром зависимости от опиоидов средней стадии только подтверждал этот вывод. Приговор суда: два года лишения свободы в колонии общего режима.
И коньяк в придачу
Елену Комову, ещё одну наркоманку, в начале апреля этого года заинтересовали не только деликатесы. В магазине на улице 2-й Железнодорожной в большой пакет она сначала смела с полок несколько упаковок шампуня, дезодоранта и крема. Затем туда перекочевали две пары колготок. Этот «бесплатный» набор пополнился двумя бутылками коньяка. В следующем магазине, уже на улице Лермонтова, «покупательница» снова разжилась шампунем и гелем для душа, попутно не расплатилась за две банки кофе. Но на этот раз уйти с товаром безнаказанно ей не удалось. Как оказалось, охрана выследила опытную воровку. Ранее её уже штрафовали за воровство на три тысячи рублей, и даже 400 часов обязательных работ не вразумили женщину.
Теперь пришлось ответить перед судом по уголовному делу. Комовой 35 лет. У неё высшее образование и пятеро детей. В отношении одного из них она лишена родительских прав, правда, с её слов, тоже заботится о нём. Трудно представить, но многодетная мать уже несколько лет употребляет наркотики: у неё сидром зависимости от опиоидов средней стадии. При рассмотрении этого дела суд нашёл совокупность смягчающих обстоятельств, которые позволили щадяще обойтись с подсудимой. Она получила условное наказание: шесть месяцев лишения свободы с испытательным сроком один год. Будет ли Комова теперь честно расплачиваться за товар? Известно, что привычки мелкой воровки искореняются трудно, особенно когда нужны деньги на ежедневную дозу.