Страсти вокруг новостройки
Жители домов в проезде Юрия Тена в Иркутске против строительства нового жилого комплекса
Территорией раздора стала детская площадка около домов. Когда началась стройка, выяснилось, что вся придомовая территория, а заодно и часть несущей стены одного из домов, теперь принадлежит строительной компании «ГрандСтрой». А когда стройка завершится, отойдёт в собственность тех людей, которые купят квартиры в строящихся блок-секциях. Представители строительной компании утверждают, что опасения жильцов беспочвенные и перекрывать площадку застройщик не собирается. Но отвечать он может только за себя. Что решат на этот счёт будущие хозяева – неизвестно.
Вечером в пятницу, 20 ноября, в проезде Юрия Тена темно и морозно. По дороге вдоль строительного забора идут двое мальчиков со школьными рюкзаками, на вид им около семи лет. Дети оживлённо беседуют, не замечая, что находятся на проезжей части и мимо них на большой скорости пролетают машины. Через дорогу есть тротуар, но он разбит, из-за большого количества ям передвигаться в темноте по нему опасно. Никто из местных жителей там не ходит. Справа от дороги, по которой идут мальчишки, раньше тоже был тротуар. Но недавно его перекрыли бело-зелёным забором, ограждающим стройку.
На заборе висит баннер – паспорт объекта. Это территория возведения нового жилого комплекса строительной компании «ГрандСтрой» – ЖК LIFE. В доме напротив стройки прямо на окнах висят баннеры: «Нет строительному беззаконию!», «Не отдадим наш двор», «Протестуем против рейдерского захвата».
«Мы 15 лет тут живём и не могли площадку оформить»
15 лет назад Иркутский государственный университет выделил часть собственных федеральных земель под строительство жилых домов для сотрудников вуза. Участок разделили на несколько частей, на одной из них построили многоэтажки. Договор с застройщиком был заключён на таких условиях: половина квартир продавалась преподавателям университета на льготных условиях, половина – частным лицам по рыночной стоимости. Кто-то из преподавателей так и остался жить здесь, кто-то продал свою квартиру и переехал.
Жильцы дома № 4 в проезде Тена теперь живут в квартирах, которые находятся в частной собственности, но на федеральной земле. Вывести земли из федеральной собственности в муниципальную людям так и не удалось. Придомовая территория не была передана жильцам.
– Мы 15 лет тут живём и не могли земли перевести, площадку оформить. А для бизнеса чиновники это сделали в мгновение ока, – делится Алексей Колосов, жилец дома № 2 в проезде Юрия Тена.
Соседний участок, тоже относящийся к тем, что были выделены университетом, передали акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования», которое в результате структурных изменений было переименовано в «ДОМ.РФ». 100% акций «ДОМ.РФ» принадлежат правительству Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В августе 2019-го «Дом.РФ» выставил участок на торги, и его выкупила строительная компания «ГрандСтройИнвест». Застройщик спроектировал будущий ЖК LIFE, куда 8 ноября прибыла строительная техника, чтобы выровнять участок.
Увидев, что рядом с их домом ведутся работы, жильцы удивились: в соответствии с частью 1 статьи 5 Градостроительного кодекса РФ, перед запуском строительства объекта должны были состояться общественные или публичные слушания. Информацию о предстоящем собрании, в соответствии с пунктом 8 той же статьи, должны были опубликовать на стендах в публичных местах. Никто из проживающих в близлежащих к ЖК LIFE домах на таких слушаниях не присутствовал и баннеры не видел.
– Там был только представитель «Союза» (жилой комплекс в 500 метрах от места строительства), хотя это далеко, – говорит Колосов. К ним эта стройка вообще отношения не имеет.
В «ГрандСтрое» эту информацию опровергают. По словам Ирины Новиковой, маркетолога компании, перед тем как выйти на строительную площадку, застройщики связывались с управляющей компанией дома:
– Мы рассказали, что у нас будет за строительство, где будут проходить границы участка, объяснили, что у нас ничего не будет закрыто, – говорит Новикова. – На что сразу же получили агрессивные ответы. Мы не понимаем, в чём заключается претензия.
«Стройнадзор придёт на проверку»
Претензия заключается в следующем: жильцы домов № 2 и № 4 в проезде Юрия Тена уверены, что на участке, на котором сейчас ведётся строительство, возможно возведение только одного многоквартирного дома. Возведение трёх домов, по мнению жильцов, здесь невозможно без ущерба для существующей инфраструктуры – детской площадки, палисадника, автостоянки, ёлочной аллеи и пешеходных троп.
В первый день сотрудники «ГрандСтроя» выравнивали землю, во второй стали устанавливать забор, ограждающий территорию строительства. Забор по проекту застройщика проходил прямо по уже построенной у дома открытой детской площадке. Поэтому непосредственно на площадку пришла строительная техника и стала бурить яму для установки ограждения.
Тогда жильцы решили действовать: они вышли на улицы с плакатами против вторжения на территорию придомового благоустройства, собрали около ста тысяч рублей на закупку материала и строительные работы и огородили детскую площадку своим забором.
– Жильцы поставили забор, который не соответствует никаким нормам и находится на чужой территории, – комментирует Новикова. – В любом случае мы будем это переставлять и устанавливать забор по строительным нормам, Стройнадзор придёт на проверку. Да, мы немножко передвинем этот забор, чтобы у нас была возможность построить нашу третью блок-секцию.
Кроме того, жильцы составили заявление в прокуратуру и собрали 59 подписей – это почти все собственники квартир в домах № 2 и № 4. Сейчас оно находится в прокуратуре. В это время стройка продолжалась.
– Они работали так быстро, пока мы всё организовывали, верхний слой грунта уже сняли, – рассказывает Колосов. – Нам нужно спешить: на стадии котлована остановить стройку можно. После – уже нет.
18 ноября сотрудники «ГрандСтроя» попытались демонтировать установленный жильцами забор. Тогда люди вызвали полицейских. Василий Антонов, председатель ТСЖ дома № 4 и юрист рассказали полиции о проблеме, а затем отправились в участок составлять акт. Полицейские запретили сносить забор до следующего дня. С тех пор забор, который построили жильцы, находится на месте.
На всякий случай люди теперь паркуют машины вплотную к забору. Они надеются, что, если кто-то попытается снести забор, машины этому помешают. Их не останавливают даже постоянные штрафы от ГИБДД за парковку в неположенном месте.
– Мы вынуждены рисковать, нам нечего больше делать, – говорят жильцы. – Мы не можем поставить сюда вооружённую охрану, которая круглые сутки будет охранять наш забор.
«Они коммерсантам передали землю по фундамент дома»
Конфликт в проезде Тена обусловлен и правовой неопределённостью. Если заглянуть в публичную кадастровую карту, можно увидеть, что участок, на котором ведётся строительство жилого комплекса LIFE, не просто граничит с участком, на котором находятся дома № 2 и № 4 в проезде имени Юрия Тена, и включает территорию придомового благоустройства. Он включает в себя небольшую часть самого дома № 2.
Выходит, что в 2006-2007 годах, когда начиналось строительство этих домов, межевание участков было проведено неверно или просто не учтено. Теперь получается, что «ГрандСтрою» действительно принадлежат и детская площадка, и аллея, и парковка возле дома № 2, к тому же ещё и часть строения самого дома – судя по карте, одна из капитальных стен.
– Они («ДОМ.РФ». – Авт.) коммерсантам передали землю по фундамент дома, – недоумевает Колосов. – Как это возможно?
На вопрос, почему так получилось, ответ не ищут ни жильцы, ни представители строительной компании. Главное сейчас – определить, к какой из сторон относятся объекты благоустройства двора. Жильцы, настаивающие на сохранении за ними этих объектов, руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 29.04.2010, в котором регламентируются вопросы и споры, связанные с защитой права собственности.
Одна из глав этого документа называется «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома». В 66-м пункте этой главы указано, что собственникам помещений многоквартирного дома принадлежит и право собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен этот многоквартирный дом. А в 67-м пункте говорится: «Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учёт, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования».
В статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации эта информация подтверждается: в ней перечислены объекты, которые принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Туда входят элементы озеленения и благоустройства.
Получается, что право на объекты инфраструктуры остаётся за собственниками квартир в уже построенных домах, а участок принадлежит строительной организации. Жильцы домов № 2 и № 4 в проезде Тена уверены в своей правоте. Они ждут рассмотрения своего обращения в прокуратуру и составляют новую петицию к властям: на этот раз не только от собственников квартир в домах № 2 и № 4, но и от жителей коттеджного посёлка по адресам: пр. Тена, дома №№ 5–15, и соседнего жилого комплекса «Дольче Вита» в микрорайоне Университетском.
– Если вся ситуация будет объективно оценена, то наша правовая позиция найдёт обоснование со стороны контролирующих органов, – уверен председатель ТСЖ дома № 4 Василий Антонов.
Уверены в правомерности своих действий и представители компании «ГрандСтрой»:
– По кадастровой карте можно увидеть, что детская площадка действительно находится на данной территории. Но мы не собираемся ни закрывать детскую площадку, ни перекрывать проходы. У нас все документы есть, мы можем их показать, – говорит Ирина Новикова. – Люди не идут на контакт, мы связывались с управляющими компаниями несколько раз, приглашали их к себе. Мы готовы приехать туда, что-то рассказать. Но обратной связи нет.
В пресс-службе мэрии утверждают, что застройка ЖК LIFE проходит законно.
«В тюрьме для прогулок места больше, чем у нас»
Жильцы домов в проезде Тена говорят: это единственная открытая площадка в радиусе полутора километров. Они опасаются, что застройщик нового комплекса уменьшит её или закроет решёткой, как уже произошло в соседнем микрорайоне Союз. В Союзе пользоваться площадкой могут только жильцы комплекса по специальному магнитному ключу.
В «ГрандСтрое» эту информацию опровергают:
– Мы, как застройщики, не хотим сделать хорошо только себе. Мы разработали проект, в котором существующая детская площадка остаётся на том же месте, где и сейчас. После того как у нас закончатся строительные работы, мы откроем забор и благоустроим эту площадку. Мы не собираемся её закрывать. Наоборот, хотим увеличить, озеленить и сделать дополнительную зону отдыха. Но по современным технологиям, по индивидуальному заказу. Ещё сделаем нормальную пешеходную зону, связанную с микрорайоном Союз. У нас на макетах видно, что детская площадка будет открытой.
Есть лишь одно но: как только застройщик завершит работы по строительству комплекса и сдаст дом в эксплуатацию, уже новые жильцы, как собственники этой территории, будут решать, закрывать площадку или нет. Территория будет принадлежать им.
– Они скажут: «Это наша площадка, мы заплатили за неё деньги», – говорит Антонов. – И будут совершенно правы. А мы с чем останемся?
На втором месте среди острых проблем – количество парковочных мест. Жильцы уверены: с появлением трёх новых многоэтажек ставить машины будет негде. По их подсчётам, на два десятиэтажных дома останется одна парковочная площадка на семь машин. В новом комплексе предусмотрены закрытые парковочные боксы, но их количество несопоставимо с количеством будущих жильцов. В «ГрандСтрое» комментируют это так:
– Да, есть небольшой участок, где располагалась их парковка. Но не надо забывать, что она находится на нашей территории. Нам действительно необходимо будет закрыть данную зону, но не всю. А только ту, что должны закрыть по нормам строительства.
Проблема номер три: пешеходная зона. С другой стороны участка домов № 2 и № 4 в проезде Тена запланировано строительство школы. Поэтому жильцы уверены, что места для прогулок совсем не останется.В «ГрандСтрое» считают эти обвинения необоснованными. По словам Новиковой, пешеходная зона останется в том же виде, что и была.
– В тюрьме для прогулок места больше, чем у нас, – говорит Колосов.