А банкет – под запрет
Рестораны теряют рождественскую выручку
Более 50% составляет падение выручки в региональных ресторанах, сообщила Торгово-промышленная палата Иркутской области. Общий оборот предприятий общепита за январь–сентябрь 2020 года уменьшился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Всё это – последствия пандемии: весеннего локдауна и второй волны заболевания осенью. Новогодние корпоративы, похоже, ситуацию не спасут. В обычные годы предновогодний оборот вырастал на 50% по сравнению со среднемесячным оборотом по году. Но в этом году многие компании отказались от праздников. Власть ввела ограничения по времени работы ресторанов и по наполняемости залов. А вчера главой региона были введены новые ограничения.
Обороты падают
По данным Иркстата, оборот предприятий общепита за январь–сентябрь 2020 года составил всего 68,9% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Если сравнивать 2018 и 2019 годы, то тогда оборот вырос на 8,2%. В январе–ноябре 2019 года оборот составил 15,2 млрд рублей, тогда как за те же месяцы 2020 – только 8,7 млрд рублей. Уже сейчас ясно, что октябрь и ноябрь 2020 года, отмеченные ростом заболеваемости, запретов от власти, не дадут существенного увеличения оборота. В сентябре чуть оправившийся после локдауна общепит дал 27% роста оборота к показателям августа. Но времени, чтобы подняться, не хватило. Подъём составил всего 67% к сентябрю прошлого года. А в октябре ввели жёсткий масочный режим и штрафы для бизнеса. Люди, напуганные мощной информационной кампанией, стали реже посещать кафе и рестораны.
И вот сейчас – Новый год. Рождественские праздники в прошлые годы – это возможность заработать за короткий срок существенную сумму. А в нынешнем году для кого-то это будет вопросом выживания – 52% регионального оборота общепита в 2019 году обеспечили малые предприятия. Но действительно ли новогодние корпоративы так помогают ресторанам и кафе? Согласно данным Иркстата, в ноябре 2019 года оборот составил 99,2% к октябрю. Но в декабре пошёл резкий рост – 112%. Если сравнить оборот кафе и ресторанов за январь–ноябрь 2019 года, то он составил 15,2 млрд рублей. А годовой оборот – 17,3 млрд рублей (данные пресс-релиза Иркстата за 9 апреля 2020 года). То есть на декабрь 2019 года пришлось 2,1 млрд рублей, более 12% от года. Это на 50% больше, чем среднемесячный оборот за 2019 год. Связано это, конечно, с новогодними застольями.
Цифры за октябрь–ноябрь 2020 года Иркстат ещё не озвучивал, но президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь, выступая 13 ноября на оперштабе ЗС, заявил: «Падение выручки по ресторанам сегодня у нас более 50%». Проблемы растут как снежный ком: наступает зима, и гостиницы и рестораны требуют больших затрат на обслуживание. А новогодние празднества уже не будут иметь того размаха, как до пандемии.
«Крупные компании отменили новогодние корпоративы», – констатирует Алексей Соболь. Как сообщили «ВСП» в Иркутской нефтяной компании, собирать сотрудников очно на новогодний праздник они не будут. В этом году в онлайне прошли День нефтяника, День защиты детей, День ИНК. И Новый год компания отметит так же, поскольку эпидемиологическая ситуация остаётся сложной. «В 2020 году в связи с ограничениями, связанными с риском распространения коронавирусной инфекции, традиционные корпоративные мероприятия для сотрудников проводить не планируется, – сообщили и в АО «ЕвроСибЭнерго». – Тем не менее компания рассматривает варианты организации профессионального праздника – Дня энергетика – в онлайн-формате». «В этом году принято решение отменить любые массовые мероприятия, – сообщили в АО «ВЧНГ». – Остаётся только традиционная выдача новогодних подарков для детей работников в возрасте до 14 лет. Празднование Нового года в общественном месте АО «ВЧНГ» не запланировано. Традиционного утренника для детей в этом году также не будет по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, новогодние подарки будут вручаться с конца ноября в рабочем режиме, чтобы минимизировать скопление людей». Как отмечают в «ВЧНГ», запретить людям собираться в общественных местах с коллегами компания не может. «Но у нас достаточно сознательные сотрудники, и большая часть понимает, что сейчас не время для подобных корпоративов», – сообщили в компании.
Крупные государственные предприятия тоже в этот раз хотят обойтись без новогодних гуляний. Это, конечно, скажется на выручке. Но пугает рестораторов и другое – появились слухи о том, что после 25 декабря объявят локдаун или введут новые серьёзные ограничения на работу ресторанов.
Как заявил Алексей Соболь, ТПП провела опрос среди предпринимателей, выслушала решение профильных комитетов палаты и рекомендовала власти «избежать полного локдауна». «Полный запрет на деятельность, скорее всего, как показал уже весенний опыт, приведёт к тому, что люди будут снимать коттеджи, будут работать нелегальные гостевые дома, и вряд ли мы сократим количество заболевших», – считает Соболь.
«В конце минувшей недели вопрос о новогодних банкетах обсуждался на оперштабе у губернатора, – рассказал известный иркутский ресторатор Юрий Коренев. – У участников обсуждения сложились две точки зрения. Первую отстаивают Роспотребнадзор и минздрав. По данным этих ведомств, больницы Иркутска сегодня переполнены, врачи болеют. Так что понятно, почему медики и надзорный орган выступают за запрет. И мы, конечно, не можем с ними не считаться». Но есть и иная точка зрения. Её отстаивает предпринимательское сообщество, представляющее сферу общепита, развлечений и досуга. Бизнесмены убеждены, что те ограничения, которые действуют сегодня в рамках предупредительных мер, – достаточные и исчерпывающие. И поэтому вводить дополнительные меры смысла нет.
«У нас идёт падение выручки при уже существующих ограничениях – 50-процентном заполнении зала, работе до 23 часов. И вообще – трафик упал, люди не идут. Ну куда ещё дальше ограничивать? – говорит президент Байкальской ассоциации рестораторов и отельеров Павел Поляков. – Мы услышали от властей, что они не хотят полностью закрывать нас, основная проблема – что всё-таки будет с новогодними корпоративами? По моей информации, около 70% компаний отказались от проведения корпоративов. Сейчас правительство взяло паузу, чтобы решить вопрос, провести анализ, как эта ситуация разрешается в других регионах». Рестораторы задают вопрос: почему их деятельность должна быть ещё больше ограничена в Новый год, когда всякий разумный руководитель компании сам в состоянии оценить опасность и отменить корпоратив. Кроме того, встаёт вопрос: а как это сделать юридически? Ведь нет такого юридического понятия «новогодний корпоратив». Что мы будем ограничивать?
«Живой вокал и танцы до упаду»
Между тем рестораны и кафе, находясь в ситуации полной неопределённости, всё-таки хотят получить от Нового года максимум. Уже почти два месяца они активно размещают новогоднюю рекламу, признаваясь, что сами не знают, что будет в декабре. «Никто ничего не знает, но торопитесь, у нас на Новый год остался последний столик!» – зазывает нас менеджер одного из ресторанов. «Зажигательная дискотека всю ночь!» – такая афиша висит на сайте «Байкальской визы», в ресторане «Европа» анонсируют шоу-проект «Нефть», а также работу диджея. В «Китайском иероглифе» – «живой вокал и танцы до упаду».
Ресторан «Ладога», в распоряжении которого банкетный зал на 200 персон, vip-зал на 50 человек, также надеется на полноценную работу в декабре. Рекламируются «новогодние корпоративы по стоимости «от 2500 рублей за персону». На Новый год в «Ладоге» будет свой ведущий, при звонке в ресторан вам предложат заказать диджея. При этом, как подчеркнули в «Ладоге», будут действовать все ограничения из указа губернатора. Ничего заранее угадать нельзя, говорят в ресторане, однако клиенты уже заказывают корпоративы и даже вносят предоплату.
На фейсбучной страничке ресторана и караоке-бара Eleven не было сообщений с начала пандемии – с марта 2020 года. Наконец 9 октября появилось долгожданное сообщение об открытии. И Eleven, видимо, рвётся взять всё в эти новогодние праздники. Уже объявлены корпоративы с 17 по 30 декабря с песнями, танцами, «эротическим шоу от Артура Пирожкова».
Некоторые рестораны, например «Стрижи», рассчитывают на свой особый статус. Поскольку ресторан находится при отеле, он в привилегированном положении. Тут тоже активно собирают предзаказы и предупреждают: «Остался последний столик! Весь зал забронирован!». «Стрижи» обещают сделать незабываемой новогоднюю ночь, несмотря на коронавирус, предлагая «изысканное меню», звуки рояля и фейерверки за окном. Романтический новогодний ужин паре обойдётся в 18 тысяч, с проживанием в отеле – в 24 тысячи. «Каждый день всё меняется, никто ничего точно сказать не может, но мы надеемся, что нас если и закроют, то в последнюю очередь», – говорят в ресторане.
Каждый ресторан или кафе убеждает клиента: у него самое безопасное в период пандемии место. Гостиный двор «Сударь» делает ставку на закрытый двор, природу и свежий воздух. «У нас есть информация неофициальная, что с 25 декабря могут запретить работать, но никакого официального приказа пока нет, поэтому мы собираем заказы», – говорят там. Если же новогодние празднества будут отменены, то по заявлениям клиентов «в порядке» очереди авансы обещают вернуть. «Не от нас всё зависит, сами в подвешенном состоянии находимся», – говорят в «Рыцарском дворе», где средний чек новогоднего вечера – около 4,5–5 тысяч рублей. В сети ресторанов GOLD GROT сообщили, что спрос есть, на 19 декабря один из ресторанов уже заполнен, бронь на другие дни растёт. «Пока всё разрешено в пределах разумного, потому мы и принимаем заказы», – пояснили в GOLD GROT.
Многие рестораторы сами не понимают, как они заставят всех гуляющих быть в масках. Действует правило – пока гости за трапезой, маски не нужны. Но, например, они вышли потанцевать, и тут – только танцы в масках. «Мы просим власти обратить внимание на то, что обычно при нарушениях со стороны граждан страдают предприниматели, – говорит Юрий Коренев. – У нас заводится любимая песня – малый бизнес штрафуют за такие нарушения на 300–500 тысяч рублей. А эти суммы для некоторых небольших кафе – как расстрел». Коренев полагает, что строгие административные взыскания за подобные нарушения должны распространяться и на граждан. В регионе должны разрабатываться меры относительно таких случаев. И всё же предпринимателям пока не обещают, что штрафовать начнут и граждан.
Понимая, что всё может измениться буквально за два-три дня до Нового года, рестораны и кафе разрабатывают альтернативные варианты. Это прежде всего новогодний кейтеринг – доставка готовой еды в то место, которое укажет клиент. «Праздновать уход такого непростого года люди всё равно будут, – написал на своей странице в «ФБ» Павел Поляков. – На рабочих местах и дома. Для таких мероприятий приготовили специальное предложение. Я его называю банкет в коробке».
Между тем отдельные владельцы ресторанов отказались от корпоративов совсем. Больше месяца ресторан «Старый Мюнхен» транслировал новогоднюю рекламу, однако на прошлой неделе она была снята. «К сожалению, 1 декабря ресторан «Старый Мюнхен» закрывается. BarDO работает пока в обычном режиме. Но новогодние корпоративы там не проводим», – сообщил руководитель отдела маркетинга сети розничных магазинов «Виноград», «Лоза», «Багира» Ашот Оганесян. Сам владелец сети Виктор Бронштейн заявил в СМИ, что в его ресторанах не будет новогодних корпоративов, поскольку такой праздник предполагает танцы и дискотеки, их не избежать, а это повышение риска распространения коронавируса.
– Общепит в Иркутске и так погиб, – констатирует Юрий Коренев. – Конечно, новогодние корпоративы немного поддержат эту отрасль на плаву, но всё равно это будет агония. Сейчас до 50–70% упала выручка у кафе и ресторанов – такие данные приводит наша ТПП. А есть такие предприятия, которые очень сильно зависят от оборотов. И вот для них потеря даже 20–30% выручки – это серьёзное падение.
Так что на многие иркутские заведения, если пройдёт ещё пара таких месяцев, можно вешать замок. Такая ситуация в отрасли не может не отразиться на экономике всей области – идёт и падение налоговых выплат в бюджет, и, что важнее, сокращаются рабочие места. Если раньше в Иркутске работало в этой отрасли 40–60 тыс. человек, сейчас этот показатель сократился, по некоторым данным, на 50%.
«Какой год – такая и программа»
В этом году изменится, судя по всему, и сама концепция новогодних праздников. Развлекательные программы, шоу с оркестрами, музыкантами, ведущими корпоративов и так далее – всё это власти предлагают отменить. Да и платёжеспособность людей падает.
– Пандемия – это катастрофическая ситуация для мира артистов, шоу-бизнеса в целом как такового, – говорит шоумен Денис Гук. – Я думаю, что банкеты пройдут в очень корявой форме – не больше 50 человек на любой зал, работа до 23 часов. Многие государственные предприятия вообще не рассматривают корпоративы в этом году. Если и будут собираться, то небольшие частные предприятия. Бюджет у такой компании будет маленьким, они не смогут купить полную шоу-программу. Поэтому, скорее всего, это будет что-то такое весьма печальное: максимум ведущий и певица. Ну, какой год – такая и программа! Власти не могут компенсировать финансовый ущерб развлекательным заведениям, если их закроют. И якобы разрешают в какой-то форме работать, чтобы снять с себя ответственность.
Сам Гук говорит, что в общей сложности работал в этом году 2,5 месяца, получил от государства компенсацию в 12 тысяч, но тому же государству отдал в полной мере все налоги, так что сумма просто «испарилась» с учётом того, что в семье ещё и четверо детей.
– Артисты находятся в абсолютной депрессии, я не знаю, кто чем занимается, но настроение у всех ниже плинтуса, потому что нас вообще выбросили, – сказал Гук. – Если рестораны хоть как-то сводят концы с концами, то все досуговые и развлекательные мероприятия запрещены. Я, как индивидуальный предприниматель, по ОКВЭД не могу осуществлять свою деятельность. Мои прогнозы печальные – до марта-апреля мы можем жевать шнурки… Отдыхать, в общем. И лишь весной начнут открывать в полной мере рестораны для проведения крупных мероприятий.
Плохой сезон и у Дедов Морозов. «Заказы на этот Новый год я не собираю, – сказал нам Александр Шелковников, не первый год работающий Дедом Морозом. – У меня были постоянные заказчики. В этом году, к сожалению, вышел запрет на массовые мероприятия, так что остался без заказов». «У меня есть несколько заказов от клиентов, дети которых верят, что Дед Мороз – это именно я. И они ждут, – рассказывает Дед Мороз Алексей Колганов. – По школам, детсадам, предприятиям я не работаю, да они и не звонят в этом году». «Работаем в основном по заказам на дом, – пояснили в частной иркутской службе Деда Мороза. – Ёлок в этом году не будет, поэтому будем выезжать на квартиры». В компании «Русский праздник» пояснили, что пока они укладываются в требования Роспотребнадзора – мероприятие для детей, а именно тур в Новогоднюю деревню, проходит на свежем воздухе, группы детей «разобщены». Но никто не знает, не запретят ли и этот тур, а потому пока с родителей берут только задаток. Если власти решат закрыть вообще всё, дети на эту сумму получат новогодний подарок с домашним квестом и общение с Дедом Морозом онлайн.
Однако это законопослушные Деды Морозы. А в Иркутске, к примеру, есть масса игровых комнат, которые продолжают «чёс», несмотря на пандемию. Алексей Колганов уверен: даже если всё отменят, народ не остановить. «Вот сейчас все игровые комнаты должны быть закрыты, – говорит он. – А они всё равно работают – и без масок аниматоры, и дети хватают с пола серебряный дождик… Жесть». В ассортименте всех игровых комнат – проведение детского Нового года. У нас не будет горки на сквере Кирова, а в частных ледовых городках продолжают стучать топоры – они строятся в надежде на заработок. В итоге мы будем иметь «гибридный» Новый год, когда дети развлекаются на полулегальных ёлках, а взрослые – на полулегальных корпоративах.
Вчера, когда этот номер газеты уже был готов к печати, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев внёс изменения в указ об ограничительных мероприятиях, призванных остановить распространение коронавирусной инфекции в регионе. Теперь запрещается проведение праздничных мероприятий с участием трудовых коллективов, в том числе в кафе, ресторанах, на турбазах. Вместе с тем для предприятий общепита установлен запрет на работу караоке, танцплощадок, дискотек, проведение тематических вечеринок и других программ, связанных с новогодними корпоративами и не только.
– В области эпидемия и высокая заболеваемость, никаких массовых мероприятий быть не должно, – обозначил свою позицию глава региона.