Бизнес строгого режима
В Ангарске осуждены мошенники, которыми руководил заключённый
Группа состояла из трёх человек, крепко спаянных между собой: главарь Валентин Разумный использовал в деле сестру Полину Слободчикову, а с Константином Мирным у него были дружеские связи ещё по зоне, где они сидели вместе. Особенность этой уголовной истории заключается в том, что Разумный руководил всеми процессами прямо из-за колючей проволоки, а точнее, из печально известной исправительной колонии № 15, где в апреле нынешнего года взбунтовались осуждённые и произошёл пожар. Но осенью 2018 года мошенник только раскручивал свои планы, понимая, что без помощников на воле ему не обойтись.
Оказалось, что главарь группы, который уже не раз попадал на зону за грабёж, мошенничество и воровство, проживал в колонии строгого режима отдельно от других осуждённых – в комнате отряда, предназначенной для отпусков. Понятно, что не каждый сиделец получает такие комфортные условия. Разумный сполна использовал своё положение, тем более что имел в распоряжении сотовый телефон, и не один, что режимными требованиями категорически запрещено. И тем не менее связь с волей была прочной. До апреля 2019 года за сообщниками числилось почти два десятка преступлений, включая мошенничество, кражи, незаконное получение сведений, составляющих банковскую тайну, неправомерный доступ к компьютерной информации.
Ловись, рыбка
В этом уголовном деле рыбацкая тема вовсе не фантазия. Члены ОПГ как раз и чувствовали себя рыбаками, ждущими, когда дрогнет поплавок и произойдёт поклёв. На их условном языке это означало: «Лосось на фоксе». То есть лох клюнул. Вот как всё происходило. В Интернете Мирный подыскивал объявление о продаже машины и звонил шефу на зону. Дальше, с небольшими вариациями, начинался спектакль одного актёра. Разумный выходил на продавца и выдавал себя за представителя юридического лица, который согласовывал свои действия с руководством. Вначале шли дотошные расспросы об автомобиле. Потом каскадом следовали просьбы: грядёт финансовая проверка, поэтому нужно купить машину именно такой марки и провести её по финансовой отчётности. Правда, есть пара условий. Необходима безналичная оплата на сумму меньшую, чем назначил продавец. Номер счёта будет указан. А уже после с этого же счёта переведут всю сумму. Причём, оговаривался Разумный, сам он не может приехать на сделку. От него явятся сотрудники, которые не осведомлены о проводимой проверке и не должны знать о реальной стоимости автомобиля.
Понятно, что от таких неясных и подозрительных деталей голова у владельца машины шла кругом. Сиделец-мошенник его прямо убалтывал, не давая включить мозги. В конце концов сражал следующим: «Ну чем вы рискуете? Передача имущества происходит после поступления денег на счёт продавца».
Затем следовал обман второй стороны, когда мошенники, опять же по объявлению, подыскивали «дойную корову», представляясь уже продавцами данного автомобиля. Обязательное условие: регион прежний, поскольку продавец и покупатель встречались вживую. При современных возможностях связи географический охват был широким: Иркутск, Ангарск, Братск, Тулун, Санкт-Петербург, Владимир и даже Калмыкия. Главное, следовало убедить покупателя в необходимости осуществить безналичный перевод на «таинственный» расчётный счёт, который при непосредственном заключении сделки купли-продажи укажет уже обработанный собственник имущества либо сам Разумный. Психологически всё было тонко рассчитано: покупатель и продавец держали в уме результат сделки – автомобиль. На самом деле ключевым условием был перевод части денег от его стоимости на банковские карты родственников и знакомых мошенников. А с этих внезапно разбухших счетов деньги без проблем перетекали к участникам операции.
«Как ты их гипнотизируешь?»
Этот вопрос подельник Мирный однажды задал Разумному. Признался, что сам он так не может, чтобы «рыба» клевала даже на пустой крючок. Судя по всему, тридцатилетний лидер группы действительно обладал даром убеждения. Как отмечали потерпевшие, у него была правильно поставленная речь, он вежливо обращался, использовал такие слова, как «транш», «аудиторская проверка».
Ещё одна преступная схема была связана с хищением денег с банковских счетов граждан. Добраться до них было непросто. Приходилось тоже связываться с продавцом и выступать в роли покупателя. Некоторые люди легко сообщали свои паспортные данные и номер банковской карты. Их устраивали доводы злоумышленника: надо же оформить договор и знать, куда перечислить вам деньги. На самом деле мошенники раскручивали многоходовку с составлением поддельной нотариальной доверенности, блокировкой и восстановлением сим-карты продавца в салоне сотовой связи. Всё для того, чтобы похитить деньги с его счёта через «Сбербанк Онлайн». Самые «осторожные» требовали, чтобы Разумный показал свой паспорт. Да никаких проблем! В виртуальном пространстве им предъявлялся «документ» на фамилию Воробьёв. А уж имён у Разумного было несколько – и Алексей, и Роман.
В материалах уголовного дела немало страниц с детективным накалом – так плотно и энергично злоумышленники обрабатывали своих жертв. При кражах денег с банковских карт они, разумеется, не знали, какая добыча их ожидает. Иногда добыча была мизерной. И тогда Разумный придумал ещё один ход. Получив с продавца все нужные данные, он просил его положить себе же на карточку энную сумму денег и подтвердить это скриншотом. Якобы руководителю организации требуется подтверждение перевода в качестве предоплаты за автомобиль, так сказать, «для фиксации финансового отчёта». Такие туманные фразы лились в уши владельцев собственности. Их предупреждали, что волноваться не стоит, поскольку реальная оплата будет наличными. Просьба была очень странной, но на неё соглашались.
В деле есть «приключения» одного без пяти минут потерпевшего, назовём его Михаил Игошин. Нагреть иркутянина решили на 1 миллион рублей. Разумный позвонил ему из колонии как покупатель автомобиля. Представился сотрудником фирмы и по накатанной схеме стал его обрабатывать. Для сопровождения сделки даже привлёк юриста. Игошин долго не мог продать машину, поэтому обрадовался, что появился реальный шанс. Он сообщил собеседнику, которого никогда не видел в глаза, все данные, что тот затребовал. И согласился положить себе на карточку миллион рублей. Себе же, не кому-то другому. Знал бы наивный, что в Ангарске мошенники по этим данным уже раскручивают операцию с блокировкой и восстановлением его сим-карты, чтобы через «Сбербанк Онлайн» подобраться к банковскому счёту. Именно в это время Разумный плотно вёл своего «лосося», не давая ему опомниться. А чтобы окончательно задурить мозги продавцу автомобиля, сообщил полицейским, что в машине у Игошина хранятся наркотики. И к нему нагрянули с проверкой, включая кинолога с собакой! Только одно счастливое обстоятельство позволило собственнику не потерять свой миллион. Сотрудники салона сотовой связи в Ангарске усомнились в подлинности нотариальной доверенности, которая обязательна при восстановлении сим-карты. Доверенность и правда оказалась липовой. Подделкой этих документов занималась Слободчикова. Сотрудниками полиции был тогда задержан человек, исполнявший разовые поручения мошенников.
А в скором времени пришла пора держать ответ и «рыболовам». Они признали вину, но весьма болезненно реагировали на обвинение в членстве в ОПГ. Ангарский городской суд детально исследовал вклад каждого подсудимого в их общее дело. Были опрошены многочисленные свидетели, прослушаны аудиофайлы с записями телефонных разговоров мошенников. Как отмечено в приговоре: «Группа характеризовалась постоянным составом, доверительными связями, соблюдением конспирации, согласованными действиями ради достижения единой цели – хищения чужого имущества».
И вот финальный акт возмездия: генератор идей и актёр на удалёнке Валентин Разумный отправился на 8 лет в колонию особого режима. Константин Мирный получил 5 лет лишения свободы в исправительном учреждении строгого режима. Полина Слободчикова осуждена на 4 года условно с испытательным сроком 5 лет. Суд удовлетворил гражданские иски потерпевших на сумму более 2 миллионов рублей. Простаки получили свои уроки, но хитроумные схемы отъёма денег быстро стареют, и в ходу уже что-то новенькое, обещающее поклёв. Не исключено, что снова по объявлению.