«Доходы такие, какие они есть»
Депутаты Законодательного Собрания приняли в первом чтении областной бюджет на 2021 год
Пандемия коронавируса и неблагоприятная конъюнктура мировых рынков сырья существенно повлияли на экономику России в целом и Иркутской области в частности. В силу этого доходы и расходы региональной казны в 2021 году снизятся на 16,1% по сравнению с 2020 годом и составят 166,7 млрд рублей и 180,7 млрд рублей соответственно. Это предусмотрено в проекте бюджета, который 11 ноября приняли в первом чтении депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.
«Это один из самых сложных бюджетов, который я формировала как руководитель регионального финоргана», – сообщила депутатам министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова, которая занимает свой пост с 2012 года. Экономика Приангарья, как и всей России, оказалась в непростых условиях: на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, наложилось падение цен на нефть, которое значительно ослабило рубль как валюту. Среди прочего это привело к сокращению прибыли предприятий региона, которая, как ожидается, по итогам 2020 года снизится на 32% по сравнению с 2019 годом и составит 259,9 млрд рублей. Объём инвестиций в основной капитал, согласно прогнозу, немного вырастет в абсолютных цифрах, но с учётом девальвации рубля снизится на 4%. Таков прогноз министерства экономического развития Иркутской области.
Его составители исходят из того, что средняя стоимость барреля нефти марки Urals – ключевого показателя для отечественной экономики – в нынешнем году составит 39,9 доллара. По информации Министерства финансов России, в январе–октябре она была около 40 долларов. Ожидается, что к 2023 году цена может вырасти до 46,5 доллара за баррель, что определит тенденцию к росту курса доллара и ослаблению рубля. «В среднесрочной перспективе экономика региона будет реализовываться в условиях сокращения нефтегазовых доходов бюджета и развития несырьевых отраслей», – констатировал заместитель министра экономического развития Иркутской области Владимир Гордеев. При этом предполагается, что валовый региональный продукт, промышленное производство, прибыль предприятий и объём инвестиций будут понемногу расти. Однако среднесписочная численность работающих за ближайшие три года сократится.
Таков относительно оптимистичный базовый вариант прогноза социально-экономического развития Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, на основе которого свёрстан проект бюджета на тот же срок. «Недостаточность доходных источников потребовала от регионального правительства более критичного подхода к формированию его расходной части, – отметила Бояринова. – Мы взяли базовый вариант [прогноза] за основу как наиболее вероятный вектор движения региональной экономики, но при этом отмечаем, что восстановление не будет быстрым. Новые правила социального дистанцирования и уже произошедший перевод значительной части сотрудников организаций на удалённый режим работы могут привести к долгосрочным структурным изменениям в динамике производительности труда и потребительском спросе населения. При этом оценить указанное воздействие в настоящее время не представляется возможным».
Максимум возможного при минимуме доходов
Уже очевидно, что налоговые и неналоговые поступления в бюджет сокращаются. По имеющимся оценкам, в 2020 году они составят немногим более 133 млрд рублей – на 15 миллиардов меньше, чем ожидалось. В дальнейшем ожидается небольшой рост. Доходная часть бюджета на 2021 год составляет 166,7 млрд рублей – на 31,9 млрд рублей, или 16,1%, меньше фактических доходов 2020 года. В первую очередь это объясняется более чем двукратным сокращением объёма безвозмездных поступлений из федеральной казны.
Расходы сокращены на те же 16,1% – до 180,7 млрд рублей вместо 215,4 млрд в 2020 году. Как следствие, дефицит бюджета составляет 14 млрд рублей. Государственный долг Иркутской области, в свою очередь, увеличивается почти до 46,6 млрд рублей. «Переходный период 2021 года мы уже на входе планируем с предельно допустимым дефицитом, – прокомментировала Бояринова. – Мы вынуждены будем увеличивать объём государственных заимствований сверх обычных параметров, чтобы профинансировать направления, представленные в бюджете». Сокращение затронуло практически все разделы: общегосударственные вопросы, национальную оборону, правоохранительную деятельность, национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды, образование, здравоохранение и социальную политику. Однако увеличится объём межбюджетных трансфертов общего характера. Кроме того, на муниципальный уровень передана часть отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду и налога, взимаемого по УСН.
Областной бюджет в целом сохранит социальную направленность – две трети расходов направлены в эту сферу. Больше всего ассигнований – 29% и 28% соответственно – предусмотрено на социальную политику и образование. Если говорить о национальных проектах, то уменьшились расходы на демографию, образование, здравоохранение и городскую среду. Уменьшение объёма бюджетных ассигнований связано с тем, что сократятся поступления из федеральной казны. На этом фоне, впрочем, увеличено финансирование мероприятий по нацпроектам «Безопасные и качественные дороги» и «Экология». «Что касается нацпроектов, то я поставил чёткую задачу всем должностным лицам: ни один рубль не должен быть возвращён в федеральный бюджет, – подчеркнул губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. – И это моя принципиальная позиция как руководителя субъекта Федерации».
Принять и перераспределить
Учитывая неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков сырья и последствия распространения коронавируса, в областном правительстве предполагают, что к докризисным параметрам бюджета можно будет вернуться только во второй половине 2022 года. Доходы и расходы на 2021 год рассчитаны, исходя из непростой, но объективной экономической реальности. Тем не менее депутаты из фракции КПРФ настаивали на том, что предложенный проект бюджета принимать не следует. Лейтмотив их выступлений: нужно изыскать дополнительные источники доходов и пересмотреть расходную часть в сторону увеличения. Депутат Антон Романов, в частности, обратил внимание на поступления от лесопромышленного комплекса. Сергей Бренюк обеспокоился субвенцией на образование, а Андрей Маслов – отсутствием средств на проектирование ряда социальных объектов.
«Понятно, что в зале нет никого, кто был бы в восторге от законопроекта о бюджете, – возразил заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Георгий Любенков. – Но доходы такие, какие они есть. Во втором чтении будем смотреть, как их перераспределить». Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников напомнил, что доходная часть бюджета сверена с региональным Управлением Федеральной налоговой службы. «Мы можем быть недовольны, и я могу быть первым из недовольных, потому что хочу, чтобы объём доходов Иркутской области был в десять раз больше, – обратился он к парламентариям. – Но нельзя скомандовать бюджету: «Поезд, стой на месте!» – и увеличить его доходы только потому, что есть желание проголосовать по-другому».
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова напомнила, что комитет большинством голосов, за исключением одного воздержавшегося, рекомендовал принять проект областного бюджета в первом чтении. При этом было сформировано шесть предложений: вынести в отдельный блок расходы на борьбу с распространением коронавируса, учесть приоритеты по выплате зарплаты бюджетникам, развитию сельского хозяйства и капитальному ремонту объектов социальной сферы, по максимуму сохранить финансирование проекта «Народные инициативы» и программы «Комфортная городская среда».
Проект бюджета в итоге приняли в первом чтении. Поправки к нему будут принимать до 25 ноября. «Хочу заверить всех, что представленный сегодня бюджет является стартовым, – заключил губернатор региона Игорь Кобзев. – По всем предложениям и замечаниям, которые сегодня прозвучали, поручаю [первому заместителю губернатора – председателю правительства Иркутской области] Константину Борисовичу Зайцеву лично встретиться с депутатским корпусом, ещё раз детально и внимательно проанализировать и, если удастся, пересмотреть отдельные статьи расходов с точки зрения сегодняшних приоритетов. Готов лично встречаться с депутатами перед вторым чтением, скрупулёзно изучать доходную и расходную части».