«Наш родной дом…»
Вышла в свет книга об истории Иркутской синагоги
«22 ноября 1909 года в Иркутскую синагогу принесли мальчика. Он был обрезан Ш.Б. Башуком и наречён раввином Моисеем. Это был родившийся 9 ноября сын Иркутского купца 2 гильдии Сруля Шмулевича Миля и жены 1-го брака Малки Хаимовны Миль, урождённой Шейнерман, будущий легендарный конструктор вертолётов Михаил Леонтьевич Миль». Это один маленький эпизод из книги об истории Дома еврейской общины, которая вышла этой осенью. Издание, посвящённое 140-летию Иркутской синагоги, рассказывает о её жизни с момента основания в 1879 году и до настоящего времени. При создании книги были использованы уникальные архивные материалы, книги, воспоминания членов общины.
Книга «Иркутская синагога – наш родной дом» готовилась около полутора лет Юлией Сергеевой (Караваевой) и посвящена 140-летию молельного дома. При её подготовке были изучены материалы по Иркутской синагоге, хранящиеся в Государственном архиве Иркутской области и касающиеся жизни общины в 19-20 веках. В их числе – рабочая переписка раввина Соломона Бейлина, метрические книги, документы о работе молельного дома и многое другое. Это необыкновенное ощущение, когда открываешь отсканированный файл, страничку метрической книги, и видишь запись о рождении малыша, который в будущем прославится на весь мир. Его имя – Михаил Ромм. А родился он тут, в Иркутске, и в Иркутскую синагогу его в первые дни жизни принесли родители…
Свои материалы о деятельности общины в годы войны и послевоенное время предоставил Евгений Соломон, который много лет занимался историей иркутской еврейской общины. В книге были использованы заметки из дореволюционных и советских газет, хранящиеся в электронной базе «Хроники Приангарья», воспоминания и документы, собранные в Иркутской синагоге. Но самое главное – было записано более десятка интервью с членами общины, в том числе с людьми старшего поколения, которые рассказывали о своих бабушках и дедушках, ходивших в Иркутскую синагогу ещё в довоенное время и после Великой Отечественной. Эти интервью стали самой интересной частью работы над книгой, потому что заменить живые человеческие рассказы не может ни один – даже самый важный – архивный документ.
Очень многие иркутские евреи с теплом вспоминают своё детство, когда с бабушками и дедушками ходили в Иркутскую синагогу за мацой. «А приходили за готовой мацой, представляете, с наволочками от подушек, – вспоминает один из героев книги – прихожанин Александр Сидоровский. – Стирали их и в чистом несли, чтобы не сломалась маца. А в чём было нести? Коробок-то, как сейчас, не было». «Мы за стол садились все вместе, мама делала вайн из изюма, фаршированную рыбу, – вспоминала 95-летняя Елена Шиевская. – И огромное количество родни за столом. Помню, огромная такая бутыль была приготовлена на один из праздников, наклонили её, чтобы налить в бутылку поменьше, да она и упала, разбилась. И тётя моя побежала домой и принесла свой вайн. Хорошо так было, все братья, все помогали друг другу».
Иркутская синагога была одной из немногих в СССР, которая практически не прерывала свою работу в советское время – за исключением коротких периодов, когда была закрыта по решению властей. Огромный советский пласт её истории связан с ветеранами Великой Отечественной, с работой общины по Ново-Ленинскому кладбищу. Иркутская еврейская община два года назад приняла решение о том, чтобы собрать архивные материалы и воспоминания и выпустить книгу. Инициатором и основным «двигателем» проекта стал раввин Аарон Вагнер, которому удалось собрать большое количество людей, провести переговоры, убедить поделиться воспоминаниями и материалами, помочь в финансировании, чтобы книга состоялась. Благодаря его энтузиазму, вере в успех проекта, дипломатическому таланту объединились очень многие люди, и книга вышла в свет. Иркутская еврейская община в эти годы осуществила и ещё один масштабный проект – было очищено, восстановлено и облагорожено историческое Лисихинское еврейское кладбище, были подняты и восстановлены, приведены в хорошее состояние многие памятники, включая памятники раввинов, кантора, шойхета.