После дождика в четверг
Театр «Аистёнок» запустил первый спектакль под открытым небом
«Всё идёт по плану»
«Переменная облачность, возможен дождь» – каким будет спектакль, решает сама природа. Она главный участник этой постановки. Она же её может и отменить, разразившись ливнем. Все собравшиеся на острове Конный немного волнуются: состоится ли спектакль, или же его придётся перенести на другой день? Рядом с Детской железной дорогой группка людей с зелёными рюкзаками, на каждом написано: «В движении стихий». Это название нового спектакля театра кукол «Аистёнок», который обозначен авторами как «аудиоспектакль-прогулка», или «спектакль-променад». Кто-то пришёл пешком, а кто-то приехал на велосипеде… В такой театр можно и на велике.
– Обычно вы приходите в театр, занимаете место и смотрите действие. Здесь такого не будет, – рассказывает помощник режиссёра по воспитательной работе театра «Аистёнок» Мария Дидикова, она же – главный проводник в путешествии по острову Конный. – Вы не будете видеть актёров, но вы будете их слышать. В вашей голове родится множество разных образов… Нашими декорациями послужит всё, что вы видите вокруг. Если вам что-то покажется идущим не по плану, знайте: всё идёт по плану. Постарайтесь это принять и осознать. Это будет разговор со стихиями, но это ещё и разговор с самим собой. И от того, насколько вы погрузитесь в это, зависит, как спектакль пройдёт. Я прошу вас отключить сотовые телефоны, потому что они зазвонят, как всегда, в самый неподходящий момент.
Аудиоспектакль посвящён четырём стихиям – Земле, Воде, Воздуху и Огню. Именно с ними предстояло общаться зрителям, решившим поучаствовать в эксперименте «Аистёнка». Весь реквизит этого спектакля помещается в маленький рюкзак, который висит на плече у каждого зрителя. «Если вдруг актёры вас о чём-то попросят, знайте: всё это есть внутри рюкзака в пакете», – говорит Мария Дидикова. Сразу и не поймёшь, зачем там блокнот, ручка, бутылка чистой воды и мыльные пузыри… Время коронавируса потребовало положить в «суму» (так во время спектакля называли актёры рюкзачок. – Авт.) ещё и маски и специальные съёмные чехольчики для наушников. Во время спектакля рекомендовали держать дистанцию 1,5 метра. Перед спектаклем – обязательный инструктаж, как обращаться с наушниками, как настраиваться на нужную волну, чтобы во время аудиоспектакля не было посторонних шумов.
Тихая музыка в наушниках заставляет уйти на второй план разговоры людей, плач младенцев, тарахтение аттракционов. И тот Конный, к которому ты привык, шумный, наполненный людьми, как будто исчезает. Ещё слышны отдельные фразы из другого мира, странные вопросы: «Надеюсь, нас на лошадях не заставят кататься?» Но и они вскоре уходят. Постепенно звук внутри наушников заставляет тебя поверить, что мир вокруг – это нечто другое. Первая остановка в спектакле – среди деревьев, сход с тёплого асфальта на землю, на траву. Кто-то снимает обувь, чтобы почувствовать колкую траву, кто-то садится под деревом и закрывает глаза. Для кого-то этот вход в спектакль даётся не очень легко, потому что нужно принять, что ты участник, действующее лицо, а мы все привыкли быть зрителями, наблюдателями. Но, когда тебе предлагают взять в руки горсть семян и посеять их, кажется, уже готов признать, что ты часть спектакля и часть этой сказки. Далее будут стихия Воды и возможность просто так побродить в водах Ангары и посмотреть на её течение. А когда сквозь тучи наконец проглядывает солнце, все достают мыльные пузыри, чтобы почувствовать стихию Воздуха. Зрители танцуют, разговаривают с Огнём, записывают на листках и сжигают на нём воспоминания, которые ранят и не дают жить счастливо.
Эхо «Тавриды»
«В «Движении стихий» – это первая в Иркутске и области постановка инновационного формата, которая объединяет аудиоспектакль, прогулку по определённому маршруту с остановками, психологический тренинг и зрительское участие», – читаю уже после того, как действие завершено, в афише. Насколько в такой постановке уместен тренинг, будет ли он понят и принят всеми зрителями, можно спорить.
Но это авторское решение, и оно имеет право на существование. Стоит признать: такого в Иркутске никто не делал, хотя практика проведения аудиоспектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах уже имеет длинную историю. Спектакли эти очень разные по формату, по целям и дают, кажется, безграничные возможности для импровизации, творчества с участием городской среды и зрителя. Декорациями в этом случае становится сам город, а действующими лицами – даже случайные прохожие, которые попались на пути зрителей, слушающих аудио.
Спектакль-прогулка прошёл на Конном уже несколько раз, была сдача для актёров, для работников «Аистёнка», дважды по Конному уже гуляли обычные зрители. И, наконец, 20 августа состоялась премьера для директоров иркутских театров, театральной общественности. Идея постановки принадлежит директору «Аистёнка» Андрею Стрельцову. Два года назад он был на форуме «Таврида» в Крыму и увидел похожий спектакль с элементами психологического тренинга. Тогда и возникла задумка: а почему бы не сделать это в Иркутске? Андрей Стрельцов искал человека, который мог бы воплотить её в жизнь. Он узнал, что актриса театра «Аистёнок» Диана Денисенко делает собственную аудиокнигу. Диана – мастер художественного слова, действующий педагог Иркутского областного театрального училища по дисциплине «Сценическая речь». Стрельцов обратился к Диане, и она написала пьесу. Девушка придумала, что на острове Конный живут четыре стихии – Земля, Вода, Воздух и Огонь. Были подобраны актёры, которые ближе всего подходили бы по психофизике на эти роли. Роль Демиурга, который и приглашает зрителя в путешествие, была предложена главному режиссёру театра Юрию Уткину. Это его голос встречает зрителя в путешествии и сопровождает на протяжении всего спектакля. Роль Огня досталась Роману Бучеку, Земли – ведущему мастеру сцены Наталье Уткиной, Воздуха – молодому актёру Евгению Кириллову, Водой стала сама Диана Денисенко.
Необычный спектакль получил первые восторженные отзывы и введён в постоянный репертуар театра. Прогулки по Конному – теперь часть театрального пространства города. Поставлен был спектакль в рамках федеральной программы «Культура малой родины», помощь оказали министерство культуры и архивов Иркутской области, а также Управление культуры, туризма и молодёжной политики комитета по социальной политике и культуре города Иркутска. Именно мэрия Иркутска выделила субсидию на приобретение техники для спектакля.
Живая импровизация
Главный режиссёр театра Юрий Уткин, поучаствовав в постановке Дианы Денисенко, уже мечтает о новом аудиоспектакле. Пока это только идея. Уткин хочет усилить живое взаимодействие актёров и зрителя. В постановке Дианы Денисенко аудиофайл записан заранее, и зритель погружается в спектакль, путешествуя по острову Конный. А в новой, ещё не реализованной постановке будет живое общение. Местом действия станет парк у театра кукол, зритель не будет видеть актёров, а вот актёры смогут наблюдать за зрителем и попытаются оценить индивидуальную реакцию, взаимодействовать с людьми, импровизируя. Это будет не запись, слова роли актёры будут произносить в реальном времени. В спектакле Дианы Денисенко пока мало используются такие технические приёмы, как «голос сверху», «сбоку», «вокруг», когда ты слышишь, что кто-то ходит, что-то стучит, кто-то с тобой разговаривает. В новой постановке эти эффекты задействуют в большем объёме. Юрий Уткин уже придумал, как использовать все возможности, но раскрывать эту творческую идею пока рано.
Сейчас в театре начался первый репетиционный период постановки спектакля «Карлик Нос». В Иркутск приехали главный режиссёр Московского детского камерного театра Валерий Баджи и главный художник театра Ирина Хмарук. Сейчас они работают с цехами, идёт период репетиций. Работа продлится до 28 августа, а вернутся Ирина Хмарук и Валерий Баджи в Иркутск в ноябре, именно на этот месяц намечена премьера «Карлика Носа». Раньше из-за коронавируса не получится: театр ещё не получил разрешение для работы с массовым зрителем.
Юрий Уткин давно хотел, чтобы в театре появились новые режиссёры именно из своего коллектива. Он постоянно подчёркивает: «Я заинтересован в том, чтобы творческий состав театра рос профессионально, творчески, внутренне». И люди растут. Свою пьесу поставила Диана Денисенко. Собственную работу задумал молодой актёр Евгений Кириллов. Актер Артём Яцухно получил в этом году диплом режиссёра и тоже начинает делать свои первые постановки. Он готовит спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Там внутри». В октябре планируется выпуск спектакля для самых маленьких зрителей «Бука» по пьесе Михаила Супонина. Режиссёр – Ирина Гладких, она поступила в Ярославский театральный институт, специальность – режиссёр театра кукол.
Полностью готов к премьере спектакль «Возвращайся!», который поставила в Иркутске ведущий режиссёр Московского театра кукол, обладатель премии «Золотая маска» Наталья Пахомова, художником-постановщиком стал Роман Вильчик. Спектакль посвящён 75-летию Победы и поднимает очень сложную проблему: как нам нынешним понять войну и увидеть в ней всё – и героическое, и страшное. Как только «Аистёнок» получит разрешение на работу, спектакль будет в течение недели восстановлен, и премьера состоится. Основной зритель «Аистёнка» – дети, а для них массовые мероприятия отменены до 1 января 2021 года. Но в театре надеются, что спектакли всё-таки будут.
«До свидания, путники!» – машет нам рукой Маша Дидикова, мы сдаём свои «сумы» с реквизитом в театральную тележку, оставив на память блокнот, ручку, мыльные пузыри… Наверное, осталось что-то ещё – ощущение, что в Иркутске появляется всё больше театральных людей, которые готовы делать необычный театр и экспериментировать. Прогулки-спектакли по острову Конный продолжатся при хорошей погоде до конца сентября, а потом будут долгая зима и новая встреча в мае 2021 года. Может быть, тогда уже исчезнет из рюкзачков обязательный ныне реквизит – медицинская маска.