Выбор Михаила Щапова
«Ты или делаешь что-то для людей, или сбегаешь. Второй вариант для меня невозможен»
Щаповы – известная старинная сибирская фамилия. В Качугском районе целое село называется Щапово. Депутат Государственной Думы Михаил Викторович Щапов – сибиряк в нескольких поколениях.
– Я выяснил свои корни до прапрадедов. Практически все родились и жили в Качуге и его окрестностях или под Тайшетом. Только в середине прошлого века мой дед перебрался в Иркутск.
Дом Михаила Дмитриевича Щапова, моего деда, стоял в предместье Радищево. Сейчас рядом проходит улица Щапова, названная в честь историка Сибири Афанасия Прокопьевича Щапова. Уже почти четверть века Иркутский госуниверситет проводит исторические Щаповские чтения. Здесь вырос мой отец Виктор Михайлович. Здесь провёл детство я. Хотя родился в Киренске – там какое-то время работали родители. До сих пор помню детские впечатления от Лены: я маленький, а река огромная.
Михаил Дмитриевич Щапов был железным человеком по убеждениям и принципиальности. Всю жизнь трудился водителем, много лет работал в геологоразведке, повидал горы и тайгу. Награждён медалью «За трудовую доблесть». Нас, внуков, дед иногда брал в поездки. Именно он показал мне главные богатства Приангарья – природу и умных, работящих людей.
– Семья формирует мировоззрение человека. Как на ваши жизненные ценности повлияли семейные традиции?
– Мама трудилась на радиотехническом заводе рабочей. Во время перестройки, когда завод рухнул, мама выучилась на бухгалтера. Отец 25 лет – до выхода в отставку – служил в КГБ СССР, потом в ФСБ РФ.
В нашей семье детям сызмальства давали установку: кормит только честный труд. В школе я подрабатывал – ящики для овощей ремонтировал, тару грузил. Когда мама брала на дом срочную работу, мы с сестрой ей помогали.
В старших классах хотел сразу пойти по стопам отца, однако время тогда было сложное. Всё менялось стремительно. Поэтому решил поступать на экономический. Но в 1999 году я круто изменил судьбу. Отучился в Новосибирском институте подготовки сотрудников органов госбезопасности и начал службу в Иркутском управлении ФСБ. Благодаря экономическому образованию был направлен на борьбу с экономической преступностью и противодействие коррупции. Полгода провёл в горячей точке – в Чечне. Получал поощрения от директоров ФСБ Патрушева и Бортникова, закончил службу подполковником в 2010 году.
– Этот опыт вам потом пригодился?
– Умение анализировать экономические и социальные явления, видеть первопричины событий пригодилось после службы. Например, уже будучи депутатом ЗС Иркутской области, я смог оценить реальные данные по проникновению китайских предпринимателей в лесную отрасль, по ежегодным миллиардным потерям бюджетных доходов от китайского теневого бизнеса.
– Как вы оказались в сельском хозяйстве?
– В 2010 году вышел в отставку и узнал, что в Иркутском районе сдаётся в аренду земля. К тому времени она давно была заброшена, заросла – ни один из лидеров областного агробизнеса на неё тогда не позарился. А я решил попробовать. С партнёрами взяли в аренду участок, создали ООО «АгроБайкал». В наш успех тогда никто не верил, ждали, когда мы закроемся. А предприятие в первый год из четырёх с половиной тысяч гектаров распахало две тысячи. Это были рекордные для региона показатели по залежным землям.
Сегодня «АгроБайкал» обрабатывает 4500 гектаров земли в Иркутском районе. В 2015 году получили сертификат семеноводческого хозяйства. Второе направление работы «АгроБайкала» – производство качественных высокобелковых кормов, сена. С кормами в Иркутской области бывает напряжённо даже в урожайные годы. А без надёжной кормовой базы животноводство и птицеводство не выживут.
– Ваше аграрное предприятие вопреки прогнозам пессимистов стало успешным. Почему же вы решили сменить бизнес на политику?
– Решил, что надо менять принципы управления областью. Я и на службе видел, насколько несовершенна система. Когда поработал на производстве, увидел это несовершенство с другой стороны.
Однако в Заксобрании понял, что регион вынужден работать по правилам, которые устанавливают на федеральном уровне. И чаще всего эти правила не слишком справедливы. Скажем, депутаты в регионе стараются наиболее верно распределить миллиард рублей федеральной поддержки – спорят, воюют, доказывают. Но очевиден же вопрос: почему мы делим только миллиард, почему не два или три? К тому же законы друг другу противоречат, правила где-то избыточны, где-то, наоборот, недостаточны.
Стало понятно, что надо идти на следующий уровень. И вот 4 года я стараюсь изменить федеральные законы, сделать так, чтобы они работали в интересах большинства людей, а не избранных граждан.
За время работы в Госдуме внёс 91 законопроект, из них собственных – 13, в соавторстве – 78. Кроме того, инициировал внесение 82 поправок в законопроекты других депутатов. Ко всему прочему, через трёхстороннюю рабочую комиссию правительства Иркутская область получила более 30 миллиардов рублей.
– Тогда зачем вы идёте в губернаторы?
– Мне страна и область дали всё. Детство, образование, работу, карьеру, возможность жить и развиваться. Сотни людей на моём жизненном пути мне помогли. Десятки тысяч избирателей мне доверили должность депутата. Пришло время вернуть долг стране, области, людям. У каждого в жизни наступает такой момент. И выбор простой: ты или идёшь и делаешь что-то для людей, которые в тебя верят, или сбегаешь. Для меня второй вариант неприемлем.
– Ответственность ведь больше… Не боитесь?
– Только подвести людей. Мне ведь из области бежать некуда. Здесь вся моя родня, здесь друзья, здесь похоронены поколения моих предков. Мне здесь жить. Моим детям и внукам здесь жить. И мне, и им потом людям в глаза надо будет как-то смотреть. Но я рассчитываю на жителей области, на своих земляков. Будет от них поддержка – буду понимать, что делаю всё правильно. Если начну действовать неверно, надеюсь, они мне первые об этом скажут.
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора Иркутской области Щапова Михаила Викторовича