Политик, который остался сибиряком
По общему признанию экспертов от политики, одной из самых интересных фигур этой губернаторской кампании стал Михаил Щапов – в прошлом сотрудник органов госбезопасности, руководитель предприятия, а ныне действующий депутат Государственной Думы по одномандатному округу, коммунист и кандидат от оппозиции. Впрочем, на этой оценке единодушие экспертов заканчивается. Перспективы Щапову на выборах пророчат самые разные – от неспособности преодолеть муниципальный фильтр до победы.
Однако мы не будем заглядывать в будущее, а вместо этого поинтересуемся прошлым кандидата: кто такой Михаил Щапов, что он полезного сделал для региона.
До громкой победы в 2016 году над политическим тяжеловесом – «единороссом» Олегом Каньковым – о Щапове мало кто слышал. Три года в Законодательном Собрании Приангарья он не привлекал к себе внимания. Думская кампания неожиданно стала для него дверью в публичную политику.
Справедливости ради стоит отметить, что к этому подталкивал характер нынешнего созыва Госдумы: после многолетнего перерыва в неё вернулись одномандатники, которые отвечают не перед партией, а перед своими избирателями напрямую, так что созыв оказался очень конкурентным. С другой стороны, Иркутская область знает примеры, когда громкие региональные фигуры враз сдувались, получив федеральный мандат, и при этом неплохо себя чувствовали.
Так или иначе, однако Михаил Щапов развил активную деятельность. Быстро перебрался из малоинтересного комитета по безопасности и противодействию коррупции в более престижный комитет по бюджету и налогам, вошёл в трёхстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям. Застолбил за собой тему Байкала, выступив против запрета на вылов омуля и раскритиковав сложившуюся схему запретов в Центральной экологической зоне Байкала. До тех пор любой пиар на озере строился исключительно в «зелёной» парадигме. Щапов стал, наверное, первым политиком, который публично выступил в защиту прав людей, проживающих рядом с Байкалом.
И уже в первый год своей депутатской работы он выдвинул несколько авторских законопроектов. В одном из них депутат предлагал не допускать к аукционам на пользование лесными участками арендаторов, имеющих недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам: это, по мнению Щапова, пресекло бы порочную практику многолетнего ухода лесопользователей от налогов. В другом предлагал отменить экологическую экспертизу на Байкальской природной территории для объектов III и IV категорий, то есть не несущих угрозу экологии озера. Третьим законопроектом предлагал дать право всем жильцам аварийных домов на получение нового жилья в любом населённом пункте в пределах региона вне зависимости от программы переселения (сейчас этой привилегией пользуются только те, кто попал в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ, все остальные могут рассчитывать на новоселье только в границах своего города или посёлка).
В общей сложности за четыре года команда Щапова подготовила 13 авторских законопроектов. Помимо уже названных стоит упомянуть предложение обеспечивать ветеранов боевых действий квартирами независимо от даты постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилье (сейчас право на квадратные метры от государства имеют лишь те, кто встал на учёт до 1 января 2005 года). По словам депутата, импульсом к разработке законопроекта стало обращение избирателя. Будучи ветераном боевых действий на Северном Кавказе, Щапов сам неплохо знаком с проблемами этого сообщества и смог оценить масштаб проблемы. А в результате большой работы в регионе сумел поднять истории десятков семей, оставшихся без жилплощади из-за даты отсечения. Это и те, кто участвовал в боевых действиях после 2005 года, и те, кто воевал до этого, но не встал на учёт по разным причинам – чаще всего из-за незнания своих прав. Эти данные легли в основу обоснования законопроекта.
Кстати, работа в регионе – сильная сторона деятельности депутата. Даже беглый просмотр областных СМИ позволяет выхватить несколько «хэппи-эндов», которые стали возможны благодаря Щапову: это решение, казалось бы, безнадёжного вопроса с получением гражданства жителем Байкальска Жизневским и открытие дополнительной остановки общественного транспорта в Качуге – пустяковая проблема, которую до Щапова почему-то никто не мог решить. Это и быстрая реакция на коронакризис, вылившаяся в акцию помощи многодетным семьям «Приангарье. Нужна помощь».
Также парламентарий от Иркутской области поднял вопрос о возврате регионам 1% налога на прибыль, изъятого федеральным центром в 2017 году. Депутат с самого начала выступал против этой инициативы и превратил свою публичную позицию в законотворческую инициативу.
– По итогам 2018 года из-за этой меры промышленно развитые регионы потеряли почти 200 миллиардов рублей. Изначально 1% налога на прибыль изымался до 2020 года, но затем изъятие было продлено до 2024 года, – пояснял Михаил Щапов журналистам.
Помимо личных законопроектов Щапов стал соавтором ещё 70 инициатив. Пять из них приняты, часть находится на рассмотрении, часть отклонена или возвращена на доработку.
Наконец, Щапов был единственным депутатом от Иркутской области, проголосовавшим против пенсионной реформы.
В заслугу Щапову также можно поставить возращение «Победы». Напомним, весной прошлого года авиакомпания объявила, что уходит с иркутского направления якобы из-за нарушения аэропортом условий обслуживания самолётов. Реакция депутатов от Приангарья не заставила себя ждать. По инициативе Сергея Тена в Госдуме прошло совещание с участием депутатов, руководства авиакомпании, АО «Международный Аэропорт Иркутск», Росавиации и Минтранса России. Именно Михаил Щапов заставил представителя авиапредприятия назвать истинную причину ухода.
Свидетели того совещания отмечают, что Щапов явно вспомнил свои навыки времён работы в органах госбезопасности и устроил представителю «Победы» допрос по всем правилам. Тот быстро «поплыл» и признался, что на самом деле авиакомпании не нравится экономическая эффективность работы на данном направлении. После чего удалось убедить компанию, что её первая задача как дочки государственного перевозчика – обеспечивать авиационное сообщение. Осенью «Победа» вернулась на иркутское направление.
Наконец, Михаил Щапов – один из самых активных участников МРГ «Байкал»: при его непосредственном участии депутатам удалось заставить Минприроды отменить экологическую экспертизу на Байкальской природной территории для части объектов и не превратить при этом поправки в фикцию. По информации из Госдумы, в основу списка объектов, которые освобождаются от госэкспертизы, лёг разработанный именно Михаилом Щаповым перечень.
В сухом остатке мы имеем нового регионального политика – настолько серьёзного, что версии о его выдвижении на выборы губернатора появились задолго до того, как партия приняла такое решение. Причём, если верить слухам, решение было принято с подачи Геннадия Зюганова. Мы имеем оппозиционера, умеющего заключать стратегические союзы ради конечной цели. Члена КПРФ, которому удаётся занимать независимую позицию в отношениях с региональным обкомом. Кажется, это очень неплохой результат для четырёх лет работы в Думе.