Время консолидации
Иркутские политологи и эксперты о будущих выборах губернатора
«Драки иркутских баронов» сильно утомили жителей Иркутской области, показывают социологические опросы. Пять лет вместо нормальной работы на благо людей политические элиты раздували конфликты. Сегодня мы входим в новый политический цикл, 13 сентября предстоят выборы губернатора Иркутской области. 23 июля на площадке Irk.ru состоялся круглый стол, посвящённый этому событию. Сегодня мы на развилке, полагают эксперты. Можно повторить сценарий скандальных выборов 2015 года, и тогда мы выйдём на новый круг бессмысленных политических драк и выяснения отношений. А можно выбрать путь объединения элит вне зависимости от политических взглядов. Именно на этот путь делает ставку, к примеру, штаб кандидата Игоря Кобзева.
Нынешние выборы губернатора пройдут в очень непростых социально-экономических условиях, осложнённых ещё и пандемией. С каким настроением люди придут на выборы, чего они ждут, в этом пытались разобраться учёные и общественники. Свои прогнозы о будущих выборах губернатора озвучили историк, политолог Алексей Петров, руководитель лаборатории гуманитарных и политических наук госуниверситета профессор ИГУ Константин Жуков, политический консультант Илья Щеголихин, журналисты из Ангарска и Усть-Кута Дмитрий Надымов и Екатерина Родионова.
«Люди хотят нормально жить»
«Как руководитель лаборатории, я не могу опираться исключительно на собственное мнение. Я всегда опираюсь на мнение наших избирателей», – сказал Константин Жуков, открывая круглый стол. По его словам, пандемия коронавируса не позволила провести полноценные исследования нынешним летом, однако данные февраля 2020 года свидетельствуют, что основная масса жителей региона ещё зимой не знала, что нам предстоят выборы губернатора. «Это говорит о том, что более 50% избирателей политика, как и во всём мире, особенно не интересует, и это нормально, – говорит Константин Жуков. – Люди хотят спокойно жить. По нашим опросам, около 20% людей жалуются на чрезвычайно низкую степень индустриализации, повсеместное распространение коммерции. Более 30% отмечают очень низкий уровень качества жизни. Более 50% уверены, что нужно повышать качество медицинского обслуживания». Людей очень волнует, что в сферу образования всё больше проникает коммерция, особенно в высшее образование. «Наша лаборатория всегда идёт в пределах статистической погрешности. Выборы показывают, что эта погрешность 2-3%, я верю в честность наших избирателей», – подчеркнул Жуков.
О том, чего ждут жители Иркутской области от власти, рассказали участники круглого стола по видеосвязи. Екатерина Родионова, журналист из Усть-Кута, считает, что город, отдающий в областной бюджет солидную сумму налогов, должен получать адекватную помощь. «Сколько у нас было губернаторов в Иркутской области, всегда приезжали, встречались с людьми и слушали их, их чаяния, проблемы, – сказала Екатерина Родионова. – Предыдущий губернатор от КПРФ Сергей Левченко здесь не появлялся ни разу кроме своей целевой поездки». Игорь Кобзев бывал в Усть-Куте, но только по проблемам ковида. По мнению Екатерины Родионовой, в Усть-Кутском районе накопилось множество проблем, и жителям очень нужно, чтобы губернатор выслушал их. «Нам на местах, к примеру в Ангарске, достаются крохи информации, и только официальной. Мы слышим про восстановление Тулуна и борьбу с ковидом. Нам бы хотелось встречаться с представителями власти чаще, чтобы они знали о наших проблемах. А они традиционны. Люди ждут решений, которые обеспечат рост доходов, снижение расходов. И, конечно, каждая территория ждёт решения собственных, местных проблем. Например, в Ангарске это восстановление рабочих мест, которые исчезли в связи с сокращениями в нефтехимической отрасли», – сказал ангарский журналист Дмитрий Надымов.
Иркутской области предстоит пережить пятую избирательную кампанию по выборам губернатора. Насколько сложной она будет, зависит от многих факторов. «Каждая губернаторская кампания в нашем регионе, если не брать кампанию 1994 года, была с большим шлейфом скандальности, – напомнил политолог Алексей Петров. – В этом ряду стоит и кампания 2015 года. Пока мы можем сказать, что в нынешней кампании всё мертвецки тихо.
«Он обязан был доработать»
Журналистов интересовал вопрос: почему в защиту губернатора Сергея Левченко, который позиционировал себя «народным», после его отставки в декабре 2019 года на улицы вышли единицы? А жители Хабаровска массово и мощно поддержали своего губернатора Сергея Фургала. «Здесь совершенно разные истории, – убеждён Алексей Петров. – Левченко сделал грубейшую ошибку, что ушёл в отставку. Честно говоря, для людей, которые имели симпатию к Левченко, здраво, трезво к нему относились, это было неожиданно. Конечно, он обязан был доработать до конца, если хотел остаться с позитивным шлейфом у той категории граждан, которые ему в какой-то мере доверяли. И все разговоры о том, что «на меня давили», – это ни о чём. Власть и предполагает, что на тебя давят». Алексей Петров напомнил: когда в 1994 году Борис Ельцин снял Ножикова, 10 тысяч иркутян вышли на площадь у Дворца спорта и митинговали. Ельцин извинился и вернул Ножикова назад. «Там человек пострадал за свои политические взгляды. А тут этого нет», – говорит Петров. «Я полностью согласен: человек уходит в отставку, это его личное дело, и сравнивать эти две истории некорректно»,– сказал Константин Жуков.
В предвыборной гонке заявились 16 человек. Многие из этих фигур являются статистами: часть покинет кампанию уже на стадии регистрации, а другие наберут незначительный процент голосов. Сейчас выделяют три фамилии: врио губернатора Игорь Кобзев, представитель КПРФ Михаил Щапов, мэр Бодайбо Евгений Юмашев. Алексей Петров к этому списку добавляет кандидата от ЛДПР Андрея Духовникова, который может «сыграть» в северных территориях и на теме Фургала. И вице-спикера ЗС Ларису Егорову, ей может отойти часть протестных голосов и тех, кто традиционно голосует за женщин.
Однако главными фигурами этих выборов остаются Игорь Кобзев и Михаил Щапов. Причём Кобзев идёт как самовыдвиженец, а Щапов – при поддержке КПРФ. Это вызывает вопросы: почему «Единая Россия» не выдвинула своего кандидата? «Я считаю, что партия власти не имеет права прятаться», – говорит Алексей Петров. «Единая Россия» не пряталась, она открыто заявила о том, что поддержала кандидата, и центральный совет заявил о поддержке, – парировал Константин Жуков. – Всё честно и было публично озвучено. Другое дело, что они не выдвинули человека официально, но это же особенность работы». На протяжении пяти лет до Игоря Кобзева в регионе шла достаточно серьёзная, жёсткая борьба между «ЕР» и КПРФ, причём «партия власти» была в оппозиции, напомнил Илья Щеголихин. Игорь Кобзев все шесть месяцев своей работы говорит о необходимости прекращать войны элит. И сейчас его решение официально примкнуть к какой-то партии может послужить началом нового витка политических войн. «Губернатор не может быть губернатором какой-то партии или её сторонником, – считает Щеголихин. – Он губернатор всех жителей региона».
«Сейчас основной вопрос только в том, как будут построены кампании Кобзева и Щапова, – считает Алексей Петров. – Я полагаю, всех интересует вопрос: один тур будет или два? И будет ли продолжение истории 2015 года?» В штабе Игоря Кобзева, похоже, решили отказаться от политического шоу, говорит Илья Щеголихин. Кобзев мало выступает на публике, много ездит по территориям, погружается в проблематику. Очевидно, что кандидат пытается показать себя как человека дела, а не слов.
Если говорить о кампании Щапова, то просматривается основная проблема – узнаваемость. Кандидат участвовал только в выборах в Госдуму, выступая от одномандатного округа, а губернаторская кампания – это другой уровень. «Мало кто знает Щапова за пределами его избирательного округа, – говорит Илья Щеголихин. – При этом цифры показывают, что над всей этой конструкцией Кобзев/Щапов находится достаточно серьёзный электоральный навес из неопределившихся избирателей. «Это люди, которые не знают, что будут выборы, не знают, кого будут поддерживать», – говорит Щеголихин. По мнению экспертов, основная масса избирателей включится в выборные дела в последние 2-3 недели перед днём голосования.
Время объединяться
«Сейчас в России наступило время общественного консенсуса, который предполагает не политическую борьбу, а осознанную, естественную консолидацию», – считает Константин Жуков. 22 июля состоялась первая встреча штаба общественной поддержки Игоря Кобзева, в его состав вошли 500 участников. Это руководители крупных предприятий региона, вузов, спортивных команд, общественных организаций. Возглавил штаб директор ООО «Саянскхимпласт» Виктор Круглов, в числе тех, кто поддержал работу штаба, – ректор БГУ Виктор Игнатенко, депутат ЗС Александр Битаров, почётный гражданин Иркутской области Владимир Потапов. «Это традиционная технология в избирательной кампании, и совершенно правильно, что действующий врио её использует, – считает Дмитрий Надымов. – Самое важное, что она позволяет донести информацию на места и сформировать уже в территориях группы поддержки. Это объединяет работу власти и общественных сил в территориях».
«Штаб общественной поддержки врио губернатора сверхнеобходим, потому что вся политическая риторика в регионе в последние годы – это драки иркутских баронов, – говорит Илья Щеголихин. – Месседж, который мне показался главным в этой истории: наконец в регионе появился человек, который сказал: «Хватит, останавливайте конфликты. Хватит думать о своём клане, начинайте думать и делать в интересах всего региона, всех жителей». «Штаб общественной поддержки для того и создан, чтобы объединить представителей самых разных политических взглядов», – считает Константин Жуков.
Эксперты очень осторожно прогнозируют, какой будет пятая губернаторская избирательная кампания. Алексей Петров уверен, что любая кампания без вовлечения эмоциональной составляющей невозможна, потому накал будет. Константин Жуков считает, что сейчас необходимо снизить градус напряжённости, поскольку все избирательные кампании последних лет превращены «в никому не нужную дикую борьбу». «Мне кажется, вывод кампании в агрессивную фазу – это достаточно опасный сценарий в первую очередь для тех, кто попытается его реализовать. Иркутская область 2020 года – это не Иркутская область 2015 года», – констатировал Илья Щеголихин.