«Комплексная история»
Депутаты Законодательного Собрания выясняли, почему Иркутск встал в девятибалльных пробках
Огромные заторы на дорогах в Иркутске стали предметом обсуждения на заседании оперативного штаба Законодательного Собрания 15 июля. Областные и городские чиновники объясняют случившееся сложной ситуацией с коронавирусом: люди находятся в основном дома, выезжают только на дачи, в результате в городе скопилось намного больше автомашин, чем обычно бывает летом. Вторая причина – возросший объём строительных дорожных работ в областном центре и отсутствие проработанной схемы на период ремонтных работ.
– Сейчас в региональной повестке стоят ремонт и реконструкция дорог, в настоящее время самый разгар работ, людей волнуют и качество, и организация, особенно в областном центре, где очень большой транспортный трафик, – сказал на заседании оперативного штаба спикер ЗС Александр Ведерников. – Уже есть проблемы, часто фиксируются несоблюдение строительных норм и правил при укладке асфальтового покрытия, отставание подрядчиков от графика, недобросовестная подготовка проектно-сметной документации, что приводит к нарушениям технологии при проведении ремонта дорог. Призываю всех депутатов помочь муниципалитетам и активно включиться в контроль за ходом работ. Все выделенные средства должны быть не просто освоены, работы необходимо выполнить в полном объёме и качественно. Именно качественный результат важен для безопасности водителей, пассажиров и пешеходов.
В 2020 году дорожный фонд Иркутской области утверждён в размере 14,7 млрд рублей, сообщил заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. «Сейчас освоение составило 3,7 миллиарда рублей – порядка 25%, – пояснил он. – Планируется ввести 67 километров дорог местного и регионального значения. 325 километров дорог будет сделано в результате капремонта. 4,5 миллиарда рублей – это субсидии муниципалитетам на ремонт. Для сравнения: в 2015 году было выделено 815 миллионов рублей, что в 5,5 раза меньше». Деньги на ремонт и реконструкцию дорог сейчас получают 65 муниципалитетов. По национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» регион получил в 2020 году 1,98 миллиарда рублей. Вся сумма распределена между муниципалитетами – Иркутском, Ангарском, Усольем, Шелеховом, Братском.
«Кассовое исполнение составляет 71 миллион рублей, показатель очень низкий, мы отдельно с муниципалитетами сейчас этот вопрос отрабатываем, почему контракты заключены таким образом, что не позволяют оплатить выполненные работы, – сказал Максим Лобанов. – В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» у нас в 2020 году запланирован ввод 83 объектов. На ликвидацию паводковых повреждений дорог запланировано 273 миллиона рублей, на ремонт искусственных сооружений – 455 миллионов рублей. Будет восстановлено 65,1 км дорог местного значения, 12 мостов. Сейчас освоение составляет 214 миллионов рублей, по средствам федерального бюджета – 113 миллионов рублей. Восстановлено 14,5 км дорог и 7 мостов». На 2021 год муниципалитеты уже подали заявки на 2,5 миллиарда рублей.
В 2020 году планируется ввод в эксплуатацию 263 км дорог регионального значения, сообщила глава ОКГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Юлия Гордина. Из них 16 ремонтируемых объектов, 21 – реконструкция и строительство, в 4 случаях – восстановление дорожного полотна. По национальному проекту необходимо ввести в эксплуатацию 220 км автомобильных дорог плюс 33 км, которые были перенесены на 2020 год с 2021 года. Около 16 объектов будут введены в эксплуатацию до 1 сентября.
– К нам поступает много обращений по ситуации с ремонтом дорог в областном центре от жителей Иркутска. Происходит это из-за постоянных пробок в городе в часы пик. В понедельник, 13 июля, были зафиксированы 9-10-балльные пробки, из Ново-Ленино до центра люди добирались два часа. В чём причина этого коллапса на дорогах областного центра? – спросил спикер ЗС Александр Ведерников.
«Ни мэр Иркутска Руслан Болотов, ни администрация с себя ответственность не снимают и работают напряжённо, чтобы ситуацию сгладить и найти способы, как помочь жителям Иркутска, – заявил вице-мэр Дмитрий Ружников. – Мы стараемся ускорить темпы работ и всю эту историю устранить. Причина заключается в том, что идёт увеличение объёмов строительства. С 2017 года консолидированный бюджет средств, выделяемых на дороги, увеличился в три раза: в 2017 году – 555 миллионов рублей, в 2020-м – 1,7 миллиарда рублей. Это не может не сказываться на ситуации, поскольку летний сезон короткий, нужно закончить достаточно большие объёмы строительства. У нас много объектов, которые ведутся 1–3 года. Вторая причина – это ситуация с коронавирусной инфекцией. Границы закрыты, часть людей не покидают город. Многие говорят так: «Зачем нам в отпуск, если мы никуда всё равно выехать не можем?» Население работает, находится на территории города. Соответственно, если где-то идут ремонтные работы, то пробка создаётся гораздо больше, чем в прошлом году. Третья причина – нет проработанной администрацией схемы движения транспорта на период ремонтных работ. Мы прилагаем все усилия, чтобы эту ситуацию исправить, но экстренная работа редко бывает эффективной. Работа по планированию движения транспорта фактически началась, когда подрядчики приступили к ремонту. Сейчас прорабатывается заключение соглашения с ИрНИТУ, институт должен разработать схему движения транспорта, что позволит в 2021 году исключить те негативные сценарии, которые сегодня идут».
По нацпроекту «Безопасные и качест-венные дороги» в Иркутске планируется восстановить и отремонтировать 22,6 км дорог на 1,7 миллиарда рублей. В 2019 году их было чуть более 26 км. «Большинство участков у нас аварийные, это не плановые работы, – сказал Дмитрий Ружников. – Ангарский, Ушаковский мосты аварийные, улица Култукская по сетям – аварийная. Достаточно много работ, которые мы отложить и перенести, к сожалению, не можем в связи с безопасностью жителей». На первом этапе планируется ремонт 10 дорог, на втором – 7 дорог с мостовыми переходами, на третьем этапе – ремонт Иннокентьевского моста и проезда по микрорайону Лесному. Дмитрий Ружников отметил, что часто работы тормозятся, так как подготовка разрешительной документации на строительство находится на крайне низком уровне, сейчас ведётся работа, чтобы это исправить. Он отметил и плохое качество проектных работ, конкурсы на которые выиграли сторонние организации из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. «Большие сомнения по качеству этих проектов, есть вообще сомнения, что подрядчики прилетали к нам в город и смотрели, делали какие-то изыскания, – сказал Дмитрий Ружников. – Есть серьёзные ошибки, когда асфальт подходит зачастую прямо в окна жилых домов, памятников деревянного зодчества. Это приходится решать в индивидуальном порядке на месте производства работ».
– Мы делаем всё возможное, чтобы облегчить для жителей города текущую ситуацию, – подытожил Дмитрий Ружников. – Нужно понимать, что не всегда пробки связаны с ремонтными работами. Например, пробка на мосту, на Джамбула: там было порядка девяти аварий в очень короткий, сжатый период. Тут комплексная история.
Председатель Думы Ольхонского района Игорь Жербаков, обращаясь к областным чиновникам, указал, что дорога Петрово – Бугульдейка была отсыпана в нарушение правил глиной и в межсезонье и зимой просто превращается в каток. «Я не могу возить детей по такой дороге, а ситуация длится уже третий год, – сказал Жербаков. – В прошлом году там была куча аварий, частники улетали в кусты». Министерство обещало взять проблему на контроль. Вице-спикера ЗС Ольгу Носенко волновало качество дорог в регионе и то, какие меры предпринимает власть, чтобы ситуацию исправить. Представители министерства отметили, что из 12 с лишним тысяч километров дорог регионального и межмуниципального значения дорога первой категории одна – Иркутск – Листвянка. Основная же масса дорог – 4-й категории, 3 и 2 категория представлены в малой степени. «Серый дом» сейчас готовит программу, по которой ремонт и реконструкция дорог будут проводиться с учётом текущей нагрузки на них. Оперштаб Законодательного Собрания намерен и далее контролировать ситуацию с ремонтом и реконструкцией дорог в регионе и областном центре.