Сила есть – ума не надо
Отдых во Вьетнаме обернулся для ангарчанина сущим кошмаром
Это в кино показывают сцены, когда после кулачного побоища герои расходятся как ни в чём не бывало. В жизни всё может происходить с гораздо более тяжёлыми последствиями, в чём убедился Александр Раков (фамилии действующих лиц изменены).
Он приехал на отдых во Вьетнам со своей женой, и поначалу ничего не предвещало дальнейших драматических событий. Стояла душная южная ночь, многие туристы проводили время в баре. Мимолётные знакомства в такой обстановке ни к чему не обязывали. Рядом с супружеской парой находилась ещё одна пара: Виктор Малкин и его знакомая. Тоже сибиряки. Давно замечено, что алкоголь способен накапливать агрессию, которая ждёт малейшего повода выплеснуться. Видимо, Малкин отличался такой особенностью. Бывает сложно понять, как закручиваются конфликты между нетрезвыми людьми. Словесная перепалка между мужчинами была. Но Раков совершенно не хотел втягиваться во что-то более серьёзное. Тем неожиданнее для него было получить от Малкина удар кулаком в глаз. Как оказалось, этот единственный удар был нанесён с огромной силой. Уже потом, на суде, выяснится, что нападавший 12 лет занимался лёгкой атлетикой и прилично накачал мышцы.
А что было после удара? Кровь, боль, поездка в ближайший вьетнамский госпиталь – это для пострадавшего. Малкин со своей спутницей спокойно удалились, никакого волнения по поводу случившегося не проявили. А надо было бы. Медики определили у Ракова проникающее ранение склеры глаза, полный гемофтальм (излияние крови в стекловидное тело), перелом стенки орбиты, повреждение гайморовой пазухи. В результате потерпевшему был причинён тяжкий вред здоровью со стойкой утратой трудоспособности. В Иркутске он перенёс операцию, но врачи признали, что после такой травмы зрение на один глаз уже не вернуть и обезображивание лица является неизгладимым.
А дальше в деталях этого уголовного дела разбирался Ангарский городской суд. Обладатель увесистого кулака – подсудимый Малкин 1996 года рождения до этого случая в криминале замечен не был. Работал менеджером по продажам в коммерческой фирме. Судебно-психиатрическая экспертиза не нашла у него психических расстройств. Но выявила личностные черты, которые говорят о том, что в конфликтных ситуациях, тем более под влиянием алкоголя, этот человек может быть опасен: эмоциональную неустойчивость, эгоцентризм, демонстративное поведение. Примечательно, что в суде Малкин как раз и пытался оправдаться тем фактом, что изрядно выпил в ту ночь. Но в соответствии с ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления в состоянии опьянения не умаляет, а отягощает наказание.
Частично оправдывая свой поступок, подсудимый пытался выставить потерпевшего этаким забиякой, который переполнил чашу его терпения. Но свидетели, допрошенные в суде, утверждали: именно Малкин в ту ночь создал конфликтную ситуацию. Раков услышал от него слова извинения, но они были произнесены поздно. Ведь ещё по возвращении домой в аэропорту Малкин видел человека, которому нанёс тяжкое увечье. Его глаза были закрыты тёмными очками. Вот когда нужно было повиниться, предложить денежную компенсацию. А лучше – ещё раньше. Это по-человечески достойно, даже если не рассчитываешь на полное прощение. Но, когда виновная сторона с такими действиями опаздывает, они уже мало чего стоят.
После оглашения приговора подсудимый был взят под стражу в зале суда. Его преступление суд квалифицировал по ч. 1 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В колонии общего режима он проведёт три года. За тот единственный выпад кулаком в глаз придётся заплатить потерпевшему и деньгами: это около 700 тысяч рублей, учитывая расходы на медикаменты, компенсацию за испорченный отдых, оплату адвоката и нанесённый моральный вред. Но, когда речь идёт о таком невосполнимом ущербе для здоровья, деньги тут величина весьма условная.