Рекомендовано рассмотреть возможность увеличения субсидии муниципалитетам на переселение из аварийного жилья
Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области рекомендовали рассмотреть возможность предоставления дополнительных субсидий муниципальным образованиям для решения задач по переселению граждан из аварийного жилья. Эта тема обсуждалась на сессии областного парламента в рамках муниципального часа.
Напомним, предварительно спикер областного парламента Александр Ведерников, вице-спикер Кузьма Алдаров и председатель профильного комитета Николай Труфанов посетили ряд аварийных домов в Иркутске. Сегодня с информацией о проблемах при реализации программ по переселению, а также со своими предложениями выступили представители Братска и Иркутска, где процент аварийного жилья самый большой в регионе.
Как рассказала председатель думы Братска Лариса Павлова, существенным препятствием в реализации программы по переселению в период 2013-2017 годов была низкая стоимость квадратного метра жилья, что приводило к отказу застройщиков участвовать в реализации таких муниципальных заказов. Так, в начале действия программы при реальной стоимости 40-42 тыс. рублей за кв.м. контракты заключались на строительство по 33 тыс. рублей за кв.м.
Еще острее вопрос необходимости увеличения стоимости квадратного метра в программе расселения стоит в Иркутске. По словам председателя городской думы Евгения Стекачева, средняя стоимость рассчитывается в целом по региону, тогда как в областном центре цена на жилье значительно ее превышает. Так, если на реализацию программы было выделено 588 млн рублей, из которых софинансирование из областного бюджета составило 41 млн, то Иркутск должен был выделить также 41 млн рублей. Однако областному центру пришлось доплачивать застройщикам еще 160 млн рублей с учетом реальной стоимости строительства. По мнению Евгения Стекачева, действенными мерами, которые смогли бы дополнительно привлечь застройщиков, может стать возможность прохождения негосударственной экспертизы, а также возможность долевого строительства. Кроме того, было предложено увеличить процент финансирования города как областного центра.
Сегодня на территории Иркутской области переселение граждан из аварийного жилищного фонда ведется в рамках трех подпрограмм программы «Доступное жилье» на 2019 – 2024 годы: «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда во взаимодействии с государственной корпорацией — фондом содействия реформированию ЖКХ» и «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области». В рамках подпрограмм планируется до 2025 года расселить 397,8 тыс. кв. м аварийного жилья. Как было отмечено представителями регионального правительства, многие сложности при реализации программ требуют разрешения на федеральном уровне.
Лариса Павлова отметила другую стоящую перед муниципалитетами задачу – необходимость сноса аварийного жилья. К примеру, в Братске на снос аварийных домов требуется около 77 млн рублей. По итогам обсуждения депутаты Законодательного Собрания рекомендовали рассмотреть возможность предоставления муниципальным образованиям Иркутской области субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по сносу расселенного аварийного жилищного фонда.
Парламентарии обратили внимание на проблемы и в ряде других муниципальных образованиях. Так, по словам Ольги Безродных, поступает много обращений от жителей города Зимы. Депутат Николай Труфанов рассказал, что остро стоит проблема в Мамско-Чуйском районе. Депутат Степан Франтенко напомнил, что до сих пор остается открытым вопрос переселения жителей многоквартирного дома на территории профилактория «Утес», ситуация в котором несколько лет находилась на контроле депутатов Заксобрания. Также правительству региона было предложено проработать вопрос об установлении для собственников жилья в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жильем.