издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Судьба Цесовской Набережной

Характерная для центра Иркутска схема кварталов, открытая береговая линия, уютное пространство близ воды для пешеходов, а не для автомобилей. По таким принципам будет устроена Цесовская Набережная, на которой к тому же планируют разместить здания по проекту известного японского архитектора Кэнго Кума. Тому, как изменится участок берега Ангары, когда-то отведённый под промышленные объекты, было посвящено недавнее заседание градостроительной секции градостроительного совета при администрации Иркутска.

Конкурс на лучшую концепцию застройки Цесовской Набережной администрация Иркутска провела осенью 2018 года. По его условиям нужно было предложить архитектурное решение по развитию территории более чем в 15 га от сквера у Вечного огня до Глазковского моста, с одной стороны ограниченной улицей Сурикова, а с другой – берегом Ангары. В первую очередь это касалось площадки, на которой соседствовали Иркутская чаеразвесочная фабрика и ТЭЦ-2, она же центральная электростанция, давшая имя набережной. Необходимо было учитывать и уже имеющуюся застройку.

Лучшим тогда признали проект архитекторов Андрея Белопольского, Дениса Соколова, Василия Андреева, Анны Арутюнян, Кристины Хафизовой и Елены Заики из ООО «СТБ-проект». Позднее появился проект «Японского квартала», дизайн зданий в котором разработал всемирно известный градостроитель Кэнга Кума. Его идеи учли и российские коллеги, отвечающие за общую концепцию застройки. «Подобные конкурсы проводятся не столько в целях выбора первого, второго и третьего места, – отмечает заместитель председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска – главный архитектор города Сергей Александров. – Итогом становится некая компиляция наиболее грамотных и оптимальных решений, которые реализуемы в современных реалиях. Результаты конкурса могут стать предложением о внесении изменений в зоны охраны, в градостроительную документацию на местном уровне».

«Возврат к исторической квартальной застройке»

Эскизные проекты, обнародованные в 2018 году, разнятся в деталях, но сходятся в одном – тон им задаёт Ангара, набережную которой предполагается благоустроить. «Сегодня архитектурный тренд в городах заключается в том, что реки из транспортных артерий превращаются в места для организованного отдыха, – констатирует Евгения Пуляевская, генеральный директор компании «Иркутск девелопмент» – инвестора застройки участка ТЭЦ-2. – Мы это видим у других, и было бы замечательно в полной мере реализовать ту же идею у нас. Реку надо открыть для горожан и гостей города на протяжении всей набережной».

Тот же подход, к слову, закладывали в генеральные планы города начиная с 1965 года. Возврат к истории, продиктованный самим окружением места, где зародился Иркутск, прослеживается если не во всех проектах, поданных на конкурс, то в подавляющем их большинстве. Архитекторы среди прочего предлагают продолжить до набережной Ангары улицу Марата и переулок Гершевича, которые сегодня упираются в забор ТЭЦ-2 на улице Сурикова. «Это возврат к исторической квартальной застройке Иркутска, – объясняет директор персональной творческой архитектурной мастерской «АС» Владимир Стегайло. – Наша задача – максимальное обеспечение планировочных связей внутренних кварталов с набережной Ангары. То есть мы настаивали на том, чтобы вывести все улицы через Сурикова на набережную и связать с ней центр города».

При этом сами кварталы не должны наглухо застраиваться по периметру – концепция предполагает разрывы между домами. Или, как это предложил японский архитектор Кума, здания, стоящие на большом расстоянии друг от друга. Цель – по максимуму открыть выход на набережную, в том числе зрительно. Последнюю практически все участники конкурса предлагают сделать пешеходной, сохранив существующие автомобильные дороги, но не прокладывая новые. А выполнить её, в свою очередь, предлагают в виде террас, плавно ниспадающих к воде, а не вертикальных стенок вроде тех, которые стоят у Московских ворот. И организовать на ней общественные пространства наподобие амфитеатра с открытой сценой, сквериков и аллей.

Поскольку на конкурсе были представлены концепции, а не готовые проекты, его организаторы не ограничивали высоту строящихся зданий, хотя по действующим регламентам максимальная отметка в районе Цесовской Набережной составляет 18 м. Тем не менее архитекторы, предлагая застроить кварталы зданиями переменной этажности, в большинстве своём не предусматривали возведение высоток. Единодушны они были и в том, что первый этаж жилых домов следует отдать под кафе, магазины и тому подобное. А парковки убрать под землю, тем самым ещё больше разделив пешеходов и автомобили.

Дизайн без ущерба функции

Свои ограничения на застройку накладывает переменчивый характер Ангары. В районе Цесовской Набережной, неподалёку от места слияния с Иркутом, её течение, и без того неслабое, набирает огромную силу. Это обстоятельство выходит на первый план при разработке проекта берегоукрепления. Вдобавок по Цесовской Набережной проложены инженерные сети, имеющие жизненно важное значение для Иркутска. Здесь проходит тепломагистраль от Ново-Иркутской ТЭЦ, которая питает центр города горячей водой. Кстати, ТЭЦ-2 когда-то была перепрофилирована из электростанции в насосную, обеспечивающую напор теплоносителя. Здесь же проходят электрические сети, по которым обеспечивается энергоснабжение Иркутска.

На площадке ТЭЦ-2 останутся насосная станция и электрическая подстанция. Их планируют разместить не в обычных современных «коробках», а в зданиях, сообразных исторической застройке центра города. Корпус насосной станции, к примеру, на эскизах чем-то напоминает цех «Кедра» – спиртоочистительного завода, построенного в начале XX века. А подстанцию предлагают разместить в здании в духе советской индустриальной архитектуры с чертами конструктивизма. «Сейчас идёт привязка этого уникального дизайна к проектной документации, чтобы на выходе получилась не скучная конструкция из сине-бело-голубых сэндвич-панелей, а здание с оштукатуренными фасадами, окнами, витражами и лестницами», – рассказывает один из авторов проекта фасада промышленных зданий. Проект подстанции уже практически готов, построить её планируют до ноября 2021 года. К отопительному сезону следующего года должна быть возведена и насосная станция, документация на которую прошла строительную экспертизу и проходит экологическую.

Приступать к возведению домов и обустройству общественных пространств можно будет после укрепления берега. «Мы готовы уже сейчас приступить к разработке проекта благоустройства, – заключает представитель застройщика Алексей Белов. – Поскольку это касается и нашей застройки, и соседней территории, мы хотим создать рабочую группу, которая сформировала бы техническое задание на создание общественных пространств от Вечного огня до Глазковского моста». Так появится возможность сделать ещё один шаг к воплощению идеи архитекторов шестидесятых – провести единый зелёный пояс по правому берегу Ангары. Как того требуют история и география города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры