издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Минсоц даёт добро?

  • Автор: Ирина Привалова

На днях СМИ сообщили о грандиозной схеме безопасного вывода средств из областного бюджета. Из опубликованных текстов складывается интересная мозаика. Сложилась она не в тридевятом царстве, а в соседнем Ангарске. Можно назвать участников скандала: ангарская «Автоколонна 1951» в главе с директором Любовью Волокитиной, чиновники областного министерства соцразвития, региональный бюджет и несколько тысяч доверчивых пенсионеров. Тех, которые приобретали единые социальные проездные билеты с отрывными бумажными корешками на маршруты из Ангарска в садоводства Усольского района. Областная казна в этой ситуации является единственной потерпевшей стороной из-за мошенничества одних и безразличия других.

Такое происходит в нашей области, где в 15 городах работает электронный льготный проездной. Без малого пять лет электронный учёт льготных поездок победно шагает по Приангарью. Но электронный проездной работает почему-то лишь на городских маршрутах общественного транспорта. Хотя областные чиновники перед камерами не скупятся на хвалебные слова – «эффективность, адресность, экономия огромных бюджетных средств, уздечка на левые доходы перевозчиков».

А вот и схема!

За городской окраиной – иные правила. Прежнее областное правительство установило странный порядок бесплатного проезда пассажиров-льготников на межмуниципальных маршрутах. Никаких электронных проездных! Всё просто, как в старой сказке: льготник отмечает свои бесплатные поездки бумажными корешками единого социального проездного билета. Такой проездной льготники ежемесячно приобретают в органах соцзащиты за 150 рублей, плюс получают 40 бумажных корешков к нему. Каждый корешок имеет серию, номер и является бланком строгой отчётности. В конце каждого месяца перевозчик, имеющий соответствующий договор с минсоцразвития, оформляет собранные корешки в специальные реестры и сдаёт их в вышеозначенное министерство. Взамен из бюджета области получает компенсацию за проезд пассажиров-льготников. И долгое время никого не интересовало, как заветный корешок попал в руки перевозчика.

Тайна вскрылась случайно. Пять лет несколько межмуниципальных маршрутов в Усольский район обслуживало автопредприятие Любови Волокитиной – это «Автоколонна 1951». Нынешней весной областное министерство транспорта провело очередной открытый конкурс по этим маршрутам. «Автоколонна 1951» конкурс проиграла. На маршруты в усольские садоводства вышла другая транспортная компания.

Пассажиры тут же задали новичкам странный вопрос: «Когда начнёте скупать корешки наших льготных проездных?» Оказывается, несколько лет подряд работники «Автоколонны 1951» поступали именно так. Цена – 10 рублей за каждый бумажный корешок. Как говорят пенсионеры, покупатели объясняли им: это компенсация областных властей за неиспользованные поездки. Такую щедрость быстро оценили. Ещё бы! Купив комплект льготных корешков за 150 рублей, человек мог каждый месяц продать сразу всю пачку за четыре сотни. Не сделав ни одной поездки, даже не имея дачи в этих садоводствах. Вот такая скромная, но ежемесячно гарантированная прибавка к пенсии. Поэтому корешки продавали – пачками и поштучно. Каждый бумажный корешок после сдачи перевозчиком в Минсоцразвития превращался в 65 рублей. Прибыль от такой операции – 550%!

Как тут не вспомнить классиков политэкономии: «Капитал при 100 % прибыли попирает все человеческие законы, при 300 % прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы даже под страхом виселицы».

Виселица не грозит. Потому схема массовой скупки бумажных корешков успешно работала. Корешки скупали водители, кондукторы «Автоколонны 1951», продавцы некоторых магазинчиков, расположенных в садоводствах. Были даже скупщики-оптовики! Они обходили не только садоводства – круглый год разносили «компенсацию» с доставкой на дом. Взамен собирали у ангарских стариков льготные талончики за мнимые поездки. Потом эти «бланки строгой отчётности» минсоцразвития превратит в деньги и перечислит хозяйке автопредприятия. Никто не пытался разобраться, как корешки оказались в руках ловкого предпринимателя. А напрасно.

Зажмурились или моргнули?

Открытые сведения бухгалтерского баланса «Автоколонны 1951» показывают: за короткие четыре года в семь раз вырос объём средств, которые областной бюджет возмещал автопредприятию за перевозку льготников! С 7,6 миллиона рублей в 2015 г. до 52 миллионов в 2018 г. За «мёртвые души» льготников областной бюджет платил только одному перевозчику примерно один миллион в неделю!

С такими цифрами спорить трудно. Проще закрыть глаза, вслепую пересчитывая бумажные корешки.

Этот вопрос впору задать чиновникам минсоцразвития. Нахваливают электронный проездной, расписывают его преимущества для областного бюджета – и в то же время, сохраняя бумажные корешки, не замечают необъяснимого роста компенсаций за проезд льготника у одного перевозчика. Похоже, им совсем не интересно, отчего «Автоколонна 1951» вдруг начала возить столько льготников, что они просто не смогут уместиться в нескольких автобусах усольских маршрутов. Бюджетные деньги щедрым потоком лились в чужой кошелёк. Может, что-то прилипало и к руке дающего.

В 2016 году областные власти заявили: систему электронного учёта льготных поездок начнут внедрять на всей территории Иркутской области. Эта работа идёт. Однако по странному недоразумению на межмуниципальных маршрутах сохраняются бумажные проездные билеты с отрывными корешками. Не исключено – такую лазейку добрые чиновники оставили тем, кто путает бюджет с собственным карманом и готов быть благодарным стражам бюджета, которые могут вовремя отвернуться, зажмуриться или просто моргнуть. Ну, соринка в глаз попала.

Очевидно – из областного бюджета при помощи бумажных корешков можно запросто выводить огромные средства. Ведь в области работает несколько сотен межмуниципальных маршрутов, на которых пассажиры-льготники совершают поездки по бумажным талончикам. Если уж одно скромное предприятие Волокитиной могло за четыре года заработать на льготниках 112 миллионов рублей, то неужели остальные остались в стороне? Поэтому схема может оказаться куда масштабнее и не ограничиваться одним Ангарском. Если это так, то потери бюджета могут измеряться уже миллиардами.

Спячка чиновников поощряет подобные шалости с бюджетными деньгами. И непонятно, кто разбудит этих господ.

Прошу компетентные службы проверить изложенные в статье факты.

P.S. Редакция «Восточно-Сибирской правды» в связи с фактами, опубликованными в тексте, и в соответствии со ст. 39 Федерального закона «О СМИ» обращается к руководству министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с запросом следующей информации.

Как и кем на территории области осуществляется контроль и учёт поездок по бумажным талонам единых социальных проездных билетов?

Почему у сотрудников министерства не вызвал тревогу внезапный рост компенсационных выплат на маршрутах одного конкретного перевозчика?

Проводятся ли сотрудниками министерства проверки обоснованности компенсационных выплат автоперевозчикам по бумажным корешкам единого социального проездного билета?

Как изменилось количество сданных бумажных корешков ЕСПБ в июне 2020 года по отношению к июню 2019-го по области в целом и на маршрутах конкретного перевозчика – «Автоколонны 1951»?

Почему при наличии положительного опыта применения электронных проездных до сих пор используются отрывные бумажные талоны, позволяющие проводить указанные в статье действия?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры