«Высшая проба» из Усолья-Сибирского
Дмитрий Мамаев показал отличные результаты на всероссийских олимпиадах
Девятиклассник из усольского лицея № 1 Дмитрий Мамаев стал победителем всероссийского этапа олимпиады Высшей школы экономики «Высшая проба» по социологии, а также призёром в этой олимпиаде по обществознанию и политологии. Несмотря на то что ОГЭ в нынешнем году отменили, летом Дмитрий продолжает заниматься по 4-5 часов в день.
До седьмого класса Дмитрий учился в общеобразовательной школе в Усолье-Сибирском. Ребёнок проявлял способности к точным предметам, поэтому без особых усилий прошёл отбор в лицей. В учебном заведении Дмитрий учится в физико-математическом классе.
Поворот в сторону гуманитарных наук в жизни ученика произошёл в 7 классе, когда Дима стал победителем муниципального этапа олимпиады по обществознанию. Постепенно интересы школьника сместились в сторону социологии. Это чётко отражают результаты нынешней олимпиады.
«Социология – универсальная дисциплина. Зная социологию, можно продолжить обучение в любом вузе СНГ и Европы», – говорит Дмитрий. По его мнению, три фактора позволили ему стать победителем олимпиады: доступ к нужной литературе, интерес к предмету и время подготовки.
Подготовка к олимпиаде состояла из самостоятельного изучения литературы по предмету и консультаций с педагогом. Учитель Димы Анфим Баевский всего четыре года работает в школе. Два года назад Анфим Алексеевич стал победителем регионального конкурса «Лучший молодой учитель».
«Участвовать в олимпиадах я никого не заставляю. Если у ребёнка есть интерес, мы с ним работаем. Происходит это вне уроков. Мы разбираем вопросы, я могу посоветовать какую-то олимпиаду, порекомендовать литературу», – рассказывает педагог.
Первые этапы Всероссийской олимпиады школьников начинаются осенью. Во время учёбы Дмитрий тратил на самообразование один час в будние дни и 2-3 часа в выходные. У Димы не было возможности изучить задания прошлых лет для нашего региона, так как материалов не было в открытом доступе. Готовиться пришлось фактически наугад. Педагог и ученик заходили на сайт олимпиады, брали задания других регионов.
Анфим Алексеевич советовал книги и учебники, в частности вузовские учебники по политологии. Кроме того, Дима работал с различными текстами, опираясь на задания, которые дают на ОГЭ и ЕГЭ. Это было нужно, поскольку олимпиада «Высшая проба» была ориентирована именно на работу с текстом.
«Сейчас профессор государственного университета Николай Николаевич Штыков организовал во «ВКонтакте» группу по школьным олимпиадам. Его помощники после каждой олимпиады выкладывают задания и ответы. Это очень помогает в подготовке», – отмечает Анфим Баевский.
Дмитрий Мамаев стал также призёром Всероссийской олимпиады школьников. Эта олимпиада направлена на решение тестовых заданий. В то время как в «Высшей пробе» от участников требуются развёрнутые ответы.
Школьник рассказывает, что очный этап «Высшей пробы» проходил в Иркутске. Испытания по предметам длились четыре часа. Организаторы строго следили за соблюдением требований: с собой можно было взять только бутылку воды без этикетки и шоколад без упаковки. Ученик мог выйти в туалет лишь в сопровождении организатора, время отсутствия записывали в протокол. В течение трёх с половиной часов от начала испытания, закончив работу, участники могли выйти из аудитории. В последние полчаса запрещено выходить из класса, чтобы не отвлекать тех, кто ещё не закончил выполнять задания.
«Я старался не думать о результатах, чтобы не волноваться, – говорит Дмитрий. – Работа была сложная, даже с черновиком было тяжело справляться». На олимпиаде по социологии, победителем которой стал Дмитрий, участники получили отрывок из трактата одного из философов эпохи Просвещения. Текст описывал принципы функционирования полицейского государства. Нужно было изучить материал и ответить на вопросы.
Суть испытания заключалась в том, что участнику олимпиады необходимо было разобраться со смыслом понятия «полицейское государство», предположить, что под этим термином подразумевает автор трактата. Дмитрий догадался, что речь не о современных подходах к этому термину. Говоря «полицейское государство», философ имел в виду систему, которая поддерживает порядок и представляет власть целиком.
Разобравшись с главным подвохом испытания, Дима смог аргументированно ответить на вопросы. Его работа была оценена в 94 балла из 100 возможных. Это отличный результат, особенно для ученика, впервые участвующего в подобной олимпиаде.
Результаты «Высшей пробы» объявили в марте. «Реакция Димы, когда он узнал о победе, была скромной. Он подошёл ко мне в школе и сказал: «Кажется, я стал победителем олимпиады». Он отправил мне сводную таблицу. Там каждому участнику присваивается индивидуальный код, по которому можно следить за предварительными результатами. Сначала итоги приходят в виде таблиц с кодами. Когда устанавливаются точные результаты, проходят апелляции, окончательные списки уже с фамилиями выкладывают на официальном сайте», – рассказывает о процедурах подведения итогов Анфим Баевский.
Не будь пандемии, Дима мог бы блестяще сдать ОГЭ, уверен педагог. С начала нынешнего учебного года по пробным работам по обществознанию он набирал 33 балла из 35 возможных. «Дима довольно начитанный молодой человек. Он изучает книги по специальности, глубоко погружается в предмет. Не думаю, что каждому ребёнку в его возрасте интересны книги на такие узкие темы. Ему нравится работать с данными, со статистикой. В этом случае мы говорим об одарённом ребёнке», – рассказывает про ученика педагог.
Дима, напротив, не считает свои результаты чем-то особенным, «дарованным природой». Он убеждён, что любой, кто пожелает, приложив усилия, может добиться отличных результатов. Кроме обществознания Дмитрий увлекается программированием, а также играет на акулеле. Это струнный инструмент, разновидность гитары.
Не по всем предметам у Дмитрия в лицее «хорошо» и «отлично». Наш герой честно рассказал: в итоговых оценках у него две тройки – по химии и алгебре. Дело в расстановке приоритетов: невозможно успевать по всем предметам, серьёзно занимаясь одним узким направлением.
Дмитрий рассчитывает, что промежуточные оценки не помешают ему поступить после окончания школы в вуз, который он выбрал для себя. Школьник продолжает подготовку к будущим олимпиадам по обществознанию. Он ставит себе цель вновь победить в олимпиаде. В этом случае он сможет вне конкурса поступить в Высшую школу экономики.