издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Куранов: «Люди, которые сегодня называют себя коммунистами, ничего общего с их идеями не имеют»

  • Автор: Игорь Соломин

Глядя на действия современных коммунистов в регионе, Владимир Ленин перевернулся бы в гробу. В этом убеждён депутат Думы Ангарского городского округа, много лет возглавлявший общественную организацию «Комитет по противодействию коррупции», Александр Куранов. В своё время с его лёгкой руки были заведены уголовные дела на местных чиновников-казнокрадов, постов лишились не чистые на руки представители силовых ведомств. С подачи Александра Куранова вся страна узнала, кто стоит за компанией «Звезда», получившей в 2018 году полумиллиардный контракт на замену лифтов в регионе и выполнившей его кое-как. Сейчас компания-пустышка стала банкротом и кинула не только подрядчиков, не рассчитавшись с ними, но и всех жителей. Вопрос, кто и как будет осуществлять гарантийный ремонт лифтов, пока висит в воздухе.

— Александр Евдокимович, как получилось, что вы заинтересовались деятельностью компании «Звезда», которая, как оказалось, связана с семьёй бывшего губернатора Сергея Левченко?

— В 2018 году, когда в Ангарске началась кампания по замене лифтового оборудования, мне начали жаловаться жители Ангарска из моего округа. Первые обращения поступили от жильцов девятиэтажных домов, где лифты стояли неделями. Ситуация возникла в период избирательной кампании в Законодательное Собрание Иркутской области. Агитаторы, которые ходили по домам и дворам и призывали голосовать за КПРФ, обвиняли в том, что происходит с лифтами, администрацию Ангарска, местных депутатов и всех представителей других партий. Происходящее меня возмутило, и я заинтересовался, кто же стоит за «Звездой».

Так началось моё расследование. Все документы находились в открытом доступе. Мне стало известно, что учредителем компании является Андрей Ядришников, начальник юридического отдела ЗАО «Стальконструкция» (семейного бизнеса Левченко). Директором «Звезды» служит Олег Хамуляк, помощник депутата Законодательного Собрания и сына губернатора Андрея Левченко. Когда я понял, кто стоит за этой историей, увидел, как работает «Звезда» — напомню, в Ангарске от лифтов, не работающих неделями, пострадали десятки тысяч человек – я был шокирован.

Тогда я предал эти сведения огласке в СМИ, начал писать обращения в различные инстанции вплоть до полномочного представителя президента в СФО и самого президента. Я призывал обратить внимание на то, как в регионе политика тесно переплетается с хозяйственной деятельностью структур, существующих при правительстве Иркутской области.

Складывается ощущение, что для коммунистов так: чем хуже людям, тем лучше им. Люди начинают возмущаться – КПРФ набирает депутатские мандаты. Удобная схема, согласитесь. Эту же картину можно было наблюдать на примере лифтов. Получается, что эта проблема была создана в Ангарске, по сути, семьёй «красного» губернатора Левченко, и сами представители КПРФ на ней попиарились, попутно поливая грязью власти, «Единую Россию» и всех своих политических оппонентов. Думаете, кого-то из них за этот период времени хоть раз заинтересовали проблемы жителей, оставшихся без лифтов?

Другой пример – льготные перевозки пассажиров. До прихода к власти Левченко поездки в общественном транспорте льготникам не были лимитированы, то есть они могли пользоваться своим правом неограниченное количество раз. Став губернатором, Левченко ограничил поездки льготников до 30 в месяц. Буквально на следующий день господин Бренюк (депутат ЗС Иркутской области, избранный по партийным спискам от КПРФ. – Прим. авт.) собрал в Ангарске протестную маёвку. Там он обвинил в сокращении поездок ангарские власти, которые в этому не имели вообще никакого отношения.

Следующим шагом Сергея Левченко стало увеличение количества поездок с 30 до 50, за счёт чего он получил статус почти народного героя. А что происходило в действительности? У народа был безлимит, который губернатор-коммунист забрал. А потом он громко разрекламировал себя – как он защитил интересы людей. Уровень цинизма просто зашкаливающий. Я опасался, что такая же ситуация возникнет и с лифтами.

— Вы предпринимали активные действия в отношении «Звезды»: обращались в ЗС, к президенту, в правоохранительные органы…

— Я внимательно изучил техническую документацию и написал ряд обращений, в том числе в Фонд капремонта Иркутской области и во все структуры, от которых могло бы зависеть разрешение этого вопроса. В их числе была и прокуратура, но, к сожалению, активных действий со стороны местных надзорных органов я не увидел. Тогда я предложил коллегам-депутатам обратиться к президенту России, к Генеральному прокурору РФ.

Мы подготовили обращение к президенту страны с просьбой о досрочной отставке губернатора Левченко за «предательство интересов жителей Ангарска и Иркутской области». Но это ведь так и было: губернатор вместо того, чтобы защитить интересы простых людей, принялся защищать интересы «Звезды».

Левченко нарушил клятву, которую давал людям, вступая в должность. Значит, такой человек не может быть губернатором. С моим мнением коллеги-депутаты из Думы Ангарска согласились, и обращение к Путину Дума подписала практически в полном составе. Только после этого ситуация изменилась кардинально: появились активные действия со стороны правоохранителей.

— За свою активность вы поплатились тем, что испытали беспрецедентное давление. Каким образом на вас пытались воздействовать? Насколько для вас это стало неожиданным?

— Неожиданностью для меня это не стало. Антикоррупционной деятельностью я начал заниматься ещё в 2006 году. За эти годы случалось всякое: провокации самые разные. Мне сжигали машины, пытались поджечь магазин, в котором моя жена продавцом работает.

Осенью прошлого года, как раз в разгар скандала со «Звездой», были предприняты попытки сфабриковать на меня уголовные дела. Было подано два заявления в правоохранительные органы. В первом, как бы маразматично это ни звучало, Левченко пытался обвинить меня в клевете, суть которой так и осталась для меня непонятной, и требовал возбудить уголовное дело. Думаю, юристы, представлявшие его интересы, прекрасно понимали бесперспективность заявлений, поскольку мои выступления имели документальное подтверждение, и просто пытались запугать, оказать давление. Я опытный политик и прекрасно знал, о чём говорю и с кем имею дело.

Меня возмутило то, что к этому делу были привлечены штатные сотрудники аппарата губернатора. Даже в этом Левченко проявил себя как коррупционер: я обвинял в коррупции не губернатора, а гражданина Левченко.

Второе уголовное дело касается заявления некоего гражданина Наумова, он обвинил меня в том, что, являясь работником муниципального учреждения, я сам себе выделяю деньги на работу этого учреждения, на рабочем месте не появляюсь, числюсь там якобы формально. Причём заявление было подано на бланке Антикоррупционного комитета Иркутской области.

Предысторию этого заявления для меня не составило труда выяснить: когда я поднял все документы, стало понятно, что за организацией стоял руководитель аппарата губернатора г-н Чернышов. Ранее он был руководителем этой организации и даже выдвигался на муниципальные выборы в Ангарске в качестве её руководителя. Вот так коренные ангарчане Чернышов, Левченко-младший, Левченко-старший защищали интересы города Ангарска.

Примечательно, что правоохранительные органы так и не смогли отыскать этого самого Наумова. Но я подготовил запросы в налоговую инспекцию и в Минюст, чтобы понять, кто был исполнителем этой аферы. И благодарен следователям, которые объективно разобрались с этим дурно пахнущим делом. По двум заявлениям были подготовлены отказные материалы в возбуждении уголовного дела. То есть, всё, в чём меня обвиняли, оказалось фальшивкой. Как фальшивкой было изначальное заявление, подготовленное на бланке бывшей общественной организации Дмитрия Чернышова.

По этим историям можно судить, какие приёмчики практиковались в «Сером доме» в бытность губернатора Левченко. Мы начали, видимо, наступать на чьи-то (понятно, чьи) коммерческие интересы, а чиновники начали планировать, как эти интересы защищать. То есть, по сути, люди приходили на должности служить людям, а занимались своими собственными бизнесами или обслуживанием чужих. И всё это – под флагом «борца с коррупцией» губернатора-оппозиционера.

Двуличие в чистом виде.

— Звучат мнения, что вы отрабатываете политический заказ в отношении семьи Левченко.

— Да, мне доводилось слышать о том, что я действую в интересах партии «Единая Россия», нападая на людей, которые называют себя коммунистами и борются за права народа. Наверное, сейчас я скажу нечто неожиданное. В своё время я был пионером, комсомольцем и даже коммунистом. Я руководил партийной ячейкой, в которой состоял Сергей Левченко. Почти 15 лет назад я пришёл в Ангарский горком КПРФ с чистыми помыслами, полный наивных представлений и надежд. Тогда я был руководителем достаточно мощной в Ангарске организации – Комитета по противодействию коррупции.

Благодаря деятельности нашей организации и моей лично был приостановлен вывод муниципальной собственности Ангарска в частные руки, пресечено множество фактов коррупции. В газете «Аргументы недели» вышло в общей сложности 19 материалов под рубрикой «Украденный город».

Мы открыли людям глаза на многие события, происходящие в городе. Это был результат многолетнего труда всех членов организации, которой я руководил. Под макетами стояли моя подпись и печать организации, которую я возглавлял. Расследования имели эффект разорвавшейся бомбы. На этой волне многим ангарским коммунистам удалось хорошо политически капитализироваться. Многие из них до сих пор заседают в Законодательном Собрании региона благодаря «Украденному городу».

В 2010 году в Думу Ангарского района было избрано 11 представителей КПРФ на 15 мандатов Думы АМО. Это была колоссальная победа коммунистов, после которой «красная волна» покатилась и захлестнула всю область. Аналогов на тот момент в России не было. Однако уже тогда Сергей Левченко, предав и продав интересы избирателей, вступил в сговор с людьми, которых мы обвиняли в коррупции, против которых на дыбы встал весь город. Многие из них стали его партнёрами и даже вошли в состав возглавляемого им правительства. После того, как его уличили и обвинили в этом, меня и часть честных и принципиальных коммунистов тут же исключили из партии. Тех, кто привёл Левченко к власти, он зачистил.

Уже тогда можно было понять, каким губернатором будет лидер иркутских коммунистов: очень удобным и открытым для разного рода коммерческих предложений. Жизнь только подтвердила моё предположение на их счёт.

Люди, которые сегодня называют себя коммунистами, ничего общего с их идеями не имеют. Они только на трибунах — народные защитники. Но, когда доходит дело до, например, проведения депутатского расследования против «Звезды», сразу начинает всплывать их суть. Для руководства нынешних коммунистов партия – это просто такая форма бизнеса. Товарищ Ленин, увидев, что происходит у коммунистов в Иркутской области, перевернулся бы десять раз в гробу. А что было бы с такими, как Левченко, во времена Сталина, о котором они так любят порассуждать? В лучшем случае они бы уже лес валили, а то и вовсе к стенке бы встали. За расхищение социалистической собственности.

Но, естественно, в этой ситуации они пытаются придать политический окрас расследованиям в отношении их грязных делишек. Обвиняют всех вокруг – власти, президента, «Единую Россию». Они почему-то решили, что если они власть и оппозиционная партия, то они неприкасаемые.

Я хочу напомнить, что по моей инициативе и с моего заявления был отлучены от власти и привлечены к уголовной ответственности мэр Ангарска – «единоросс» Владимир Жуков, его соучастница Светлана Кажаева и ряд других чиновников ангарской администрации. Я не стеснялся писать заявления на высокопоставленных руководителей правоохранительных органов. По моей инициативе был отправлен на пенсию руководитель ангарского отдела УФСБ Алексей Устинов, который и «крышевал» Жукова.

И я в своей работе не смотрю ни на должности, ни на партийную принадлежность. Я смотрю на документы и оцениваю факты. А рассказы о гонениях на коммунистов они пусть для фанатов и фанаток Сергея Левченко оставят. Не думаю, что их много осталось в Иркутской области после всего, что они с сыном на пару тут нафестивалили.

У коррупции нет партийной принадлежности. Гадят сами, а обвиняют в этом других. И они почему-то уверены, что люди не в состоянии распознать ложь. Но люди гораздо умнее, чем этого хотелось бы Сергею Георгиевичу и его свите. И рухнувшие рейтинги КПРФ – лучшее тому доказательство.

— Чем вы занимаетесь сейчас?

— Целый пласт работы связан с наследием «Звезды», которое в буквальном смысле оказалось бракованным. В рамках договора между подрядчиком и Фондом капремнта был прописан пятилетний срок гарантийного обслуживания. Сейчас компания является банкротом, у всех жителей возникает вопрос: кто и за чей счёт будет осуществлять этот самый ремонт? Пока на него ответа нет. Людей фактически дважды обокрали: и на самих лифтах, и в дальнейшем, ведь когда они начнут ломаться, ремонтировать их снова за счёт жителей будут.

А ломаться они начнут, потому что делалось всё максимально дёшево, к тому же с многочисленными нарушениями при проведении работ. В этом смысле диву даёшься, глядя, как депутаты-коммунисты разглагольствуют о помощи простым жителям в текущей ситуации. А кто ответит за «Звезду»? Вся фракция КПРФ и Левченко делают вид, будто они тут ни при чём.

Я практически уверен в том, что банкротство, в котором находится «Звезда», создано искусственно. Сейчас я консультируюсь с юристами и планирую обратиться в правоохранительные органы для того, чтобы была проведена проверка в отношении банкротства. Поскольку преднамеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.

Второе дело, которое сейчас раскручивается, — строительство в Ангарске особняка сына Сергея Левченко Андрея. Организованная по моей инициативе предварительная проверка показала, что он самовольно увеличил площадь земельного участка почти в два раза, прихватил землю соседей, в том числе и муниципальные земли. Результаты проверки направлены в местное отделение Росреестра.

И дело здесь не в том, что сын губернатора прихватил «всего» 500 «квадратов» земли. Дело в том, что сын губернатора — прихватил. А значит, и всем можно. В результате мы видим вокруг тотальное воровство. И как бы сложно ни было привлекать к ответственности политических «мажоров», но делать это нужно.

Иначе это путь в никуда, в беззаконие и средневековье. Возможно, кто-то на волне политической эйфории решил, что Иркутская область – их частная вотчина, поместье. Но ангарчане в очередной раз очередному возомнившему о себе политику сказали твёрдое «нет». Мы предлагали губернатору Левченко навести порядок с лифтами в родном для него Ангарске. Он отказался. Значит, в Иркутской области будет новый губернатор. Тот, кто будет работать в интересах людей, а не своих карманов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры