Деление на ноль
Обнуление НДС для региональных операторов – не лучшая идея
Налог на добавленную стоимость предлагают взимать с «мусорных» операторов по нулевой ставке. Такой законопроект подготовил и направил на согласование в правительство России председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. По его словам, это позволит существенно снизить для населения тарифы на обращение с отходами, чего не удалось добиться освобождением регоператоров от НДС. Но для значительной части предпринимателей это приведёт к росту платы за мусор. Как следствие, подорожают их товары и услуги, так что льготы для отрасли так или иначе оплатят всем миром.
От ходатайства до решения – пять недель. Отраслевая ассоциация «Чистая страна» 23 марта направила руководству страны обращение о необходимости срочно принять меры государственной поддержки для региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а 29 апреля председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов сообщил, что подготовил законопроект о нулевой ставке НДС для них. Сенатор заявил, что такая мера позволит снизить «мусорные» тарифы для населения на 17%. Нулевая ставка, по его мнению, в этом смысле окажется эффективнее освобождения услуг регоператора от НДС, которое предусмотрено в Налоговом кодексе.
– В отдельных случаях у региональных операторов возникает обязанность осуществить возврат в федеральный бюджет суммы НДС, ранее правомерно принятой к вычету, в отсутствие установленных источников финансирования, что негативно сказывается на их финансовой устойчивости, – цитирует Кутепова пресс-служба Совета Федерации. – У юридических лиц – потребителей этой услуги исчезла возможность уменьшения суммы налога на добавленную стоимость путём зачёта НДС, уплаченного в составе тарифа регионального оператора. Это привело к тому, что НДС сначала уплачивается владельцами объектов обращения с ТКО и другими подрядчиками регионального оператора, а потом повторно уплачивается юридическими лицами – потребителями услуг регионального оператора.
Переход на нулевую ставку, по замыслу законодателя, должен устранить подобную коллизию. «Побочный» эффект – возможность снизить тарифы на обращение с твёрдыми коммунальными отходами, в первую очередь для населения. Однако её дало и освобождение услуг региональных операторов от НДС, пункт о котором был включён в Налоговый кодекс прошлым летом. Это подтверждает пример ООО «Региональный северный оператор», которое отвечает за вывоз и утилизацию мусора в Братском, Катангском, Киренском, Нижнеилимском, Нижнеудинском, Тайшетском, Усть-Илимском, Усть-Кутском и Чунском районах Иркутской области. Его услуги освободили от НДС, поэтому тариф для населения с 1 января 2020 года был снижен на сто рублей с небольшим и составил 504,99 рубля за кубометр. Плата для юридических лиц, установленная на том же уровне, напротив, выросла на 31 копейку.
Однако ООО «РТ-НЭО Иркутск», регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на юге Приангарья, областные власти не стали освобождать от налога на добавленную стоимость. «Мы этот вопрос обсуждали [на заседании Службы по тарифам Иркутской области 20 декабря 2019 года], – рассказывает председатель общественного совета при службе Сергей Куклис. – Со своей стороны, мы настаивали: если НДС положено снимать по закону и для севера его сняли, то же самое нужно сделать на юге. На это последовало объяснение: если налог снять на юге, это будет невыгодно предпринимателям».
В Службе по тарифам подсчитали: если освободить услуги «РТ-НЭО Иркутск» от обложения НДС, то плата для населения с 1 января 2020 года снизилась бы только на 4,78 рубля за кубометр мусора, или на 0,9%. Для фирм и предпринимателей, работающих по общей системе налогообложения, тариф бы вырос более чем на 88 рублей за «куб». То есть почти на одну пятую. Диспропорция объясняется довольно просто. Только 1,2% субподрядчиков «Регионального северного оператора» работают по общей системе налогообложения и среди прочего освобождены от НДС. Среди поставщиков «РТ-НЭО Иркутск» таковых 88%, и они платят налоги на добавленную стоимость и «предпринимательскую» недвижимость, что учитывается при расчёте тарифов.
Нулевая ставка НДС для самого регионального оператора не означает, что его субподрядчиков освободят от обложения теми же налогами. Эти расходы по-прежнему придётся учитывать при расчёте тарифов. Закладывать их придётся в плату за мусор для предпринимателей. Увеличить финансовую нагрузку на бизнес – шаг не слишком обдуманный. Дело даже не в последствиях, подчас неочевидных, для делового климата и экономики в целом: любые дополнительные расходы автоматически увеличивают себестоимость продукции или цены на товары. Просчитывая последствия подобного решения, в областной Службе по тарифам спрогнозировали: если увеличить плату за мусор для предпринимателей на юге Иркутской области, стоимость их товаров и услуг в общем вырастет на 335 млн рублей. Остальные потребители просто выложили бы их из своего кармана – не лучшая перспектива в условиях экономического кризиса, при котором реальные доходы людей только сокращаются. По всей видимости, этим руководствовались ещё в 19 регионах России – от Астраханской области до Красноярского края и Татарстана, где также не стали освобождать «мусорных» операторов от обложения НДС.
Принятие законопроекта Кутепова может привести к ощутимому снижению тарифов для населения. Но в силу того, как работает система налогообложения в России, для значительной части предпринимателей это будет означать рост платы за мусор. Удар в конечном счёте придётся не только на их кошельки, но и на карманы всех жителей страны. Так что эффект от подобных льгот для региональных операторов следует как минимум внимательно проанализировать, прежде чем их применять. А меры поддержки отрасли, на которых настаивает та же ассоциация «Чистая страна», – выбирать более тщательно.