издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Андрей Левченко: сладкая жизнь банкрота

В каждой семье свои традиции. Коммунистический клан Левченко – не исключение. И отец, бывший губернатор, и сын, депутат, очень любят указывать в своих декларациях о доходах таинственные особняки-недострои. В прошлом году «ВСП» разбиралась с незадекларированным имением Левченко-отца, который занимал пост губернатора региона. Его скромный недострой на деле оказался шикарным трёхэтажным особняком по Байкальскому тракту. Нынешняя декларационная кампания подкинула новый сюрприз: у Левченко-сына тоже имеется недострой. Примечательно, что владелец этой роскоши официально был признан банкротом, который не в состоянии платить по счетам. На какие деньги ведётся стройка – вопрос риторический.

Один пишем – два в уме

Андрей Сергеевич Левченко, депутат Законодательного Собрания, руководитель фракции КПРФ, сын экс-губернатора региона, опубликовал декларацию о доходах за прошлый год. Если верить документу, он владеет квартирой площадью 56,6 «квадрата» и питает слабость к хорошим автомобилям. В его распоряжении четыре легковых авто: «Лексус LX 570» 2012 года выпуска, «Ниссан Мурано» 2010 года, «Фольксваген Туарег» 2008 года, «Инфинити FX 50» 2011 года и прицеп. За несовершеннолетним ребёнком закреплена доля в квартире площадью 49 «квадратов». Доход депутата в прошлом году составил 746446,54 рубля.

Кроме того, Левченко-сын зарегистрировал земельный участок площадью 589 квадратных метров и объект незавершённого строительства площадью 166 «квадратов». По закону декларировать нужно всё, включая арендованную недвижимость. Казалось бы, депутат Левченко поступил правильно. Есть участок с недостроем – внёс его в декларацию. Какие тут могут быть вопросы?

Вопросов, собственно, не было. Пока в распоряжении редакции не оказалась выписка из Единого государственного реестра недвижимости, касающаяся участка с кадастровым номером 38:26:040501:206. Он расположен по адресу: город Ангарск, квартал 180, дом 9. Согласно выписке, участок приобретён Андреем Сергеевичем Левченко в 2015 году для завершения строительства индивидуального жилого дома и его последующей эксплуатации. Надо полагать, что речь идёт о том самом недострое площадью 166 «квадратов», который указан в декларации.

Почему-то вся эта история до боли напоминает прошлогодний скандал с незадекларированной недвижимостью Левченко-старшего. Тот тоже утверждал, что его трёхэтажный особняк – недострой. Даром что на участке были и беседки, и мангал, и белые стульчики на балконе. А счета за электричество были равны зарплате учительницы, если бы та вдруг решила работать на одну ставку.

В общем, похоже, что Андрей Сергеевич последовал старинной семейной традиции коммунистов-олигархов Левченко. То есть сделал как папа, который несколько лет подряд заполнял декларации по принципу «Один участок пишем – два в уме».

Дом-призрак

«ВСП» несколько раз писала о незадекларированной собственности Сергея Левченко. Экс-губернатор упорно не желал вносить в справку о доходах трёхэтажный особняк в посёлке Ново-Разводная по Байкальскому тракту, несколько хозяйственных построек, включая дома для гостей и для прислуги, гараж, а также земельные участки под этими строениями. Причём делал это несколько раз, несмотря на предупреждения со стороны Администрации президента.

Участок по адресу: посёлок Новая Разводная, улица Лесная, 5, площадью 1283 квадратных метра Левченко приобрёл в 2016 году. На смежный участок по адресу: Лесная, 7, площадью 1265 «квадратов» в том же 2015 году было оформлено правы аренды на 47 лет. Однако ни сами участки, ни объекты недвижимости на них не появились в декларациях Левченко в 2016 году.

Эти факты не укрылись от Аппарата президента. Левченко пришлось писать объяснения по этому поводу в июле 2017 года. Он утверждал, что просто «забыл» указать имущество в декларации за 2016 год. Неужели у экс-губернатора, всю жизнь работавшего во власти, столько домов и участков, что все и не упомнишь? После этого, уже в 2017 году, участок по Лесной, 5, наконец-то появился в справке о доходах.

Зато второй участок, находящийся в долгосрочной аренде, Левченко решил по-прежнему не декларировать. Почему глава региона так поступил, будучи в трезвом уме и здравой памяти, можно только догадываться. Арендованный участок появился только в справке о доходах за 2018 год, уже после громкого скандала в прессе. К этому времени фотографии трёхэтажного губернаторского замка облетели все федеральные СМИ. Что касается особняка, больше похожего на дворец, экс-губернатор настойчиво называл его недостроем.

Таким образом, Левченко-старший, будучи губернатором региона, несколько лет скрывал земельные участки и пять объектов недвижимости на них. Кстати, в декларациях жены Сергея Георгиевича Натальи Левченко за 2017 год не были отражены счета в банке «Солидарность» и Газпромбанке. Но это уже такая мелочь, о которой и говорить неловко.

«Собранные в рамках проверки материалы свидетельствуют о повторном совершении Левченко грубых нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с предоставлением неполных и недостаточных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Действующим законодательством за совершение подобных нарушений предусмотрены самые строгие меры ответственности вплоть до отрешения от занимаемой должности в связи с утратой доверия», — говорилось в материалах проверки Администрации президента.

Мы все знаем, чем закончилось правление губернатора Левченко. Наверное, в отставку его попросили уйти не за декларации, а по совокупности заслуг. Но демонстративное пренебрежение Законом о коррупции, скорее всего, сыграло свою роль. Наверное, по-человечески бывшего губернатора даже можно понять. Имидж коммуниста всё ещё несовместим с образом барина на фоне элитной недвижимости. Наверное, просто рука не поднимается написать правду: «Имею очень-очень дорогой дом». Так ведь и партийный рейтинг может рухнуть.

В регионе остаётся много избирателей, которые ещё не поняли, что товарищи коммунисты из элитных недостроев «красные» только снаружи. А в быту – новые олигархи с аристократическими замашками, дворцами, домами для прислуги и избирательной забывчивостью по части перечисления собственного имущества, нажитого за годы паразитирования на коммунистической идее.

Левченко-старший долгое время является лицом партии в регионе. Андрей Левченко – совсем другое дело. В КПРФ он никогда не имел никакого веса. Его основная заслуга состоит в том, что он сын бывшего губернатора. В Законодательное Собрание он прошёл по партийным спискам в обход других кандидатов. По сути, люди его не выбирали, а получили в комплекте с папой-губернатором. Не удивительно, что авторитет Андрея Левченко среди депутатов тоже не слишком высок. По крайней мере, фракция КПРФ под его руководством практически никогда не выступает консолидированно. Даром что имеет в Заксобрании фактическое большинство.

В общем, из-за элитной недвижимости, с которой на словах борются коммунисты, рейтинг Левченко-сына точно не рухнет. Хотя бы потому, что никакого рейтинга у него нет. И если вдруг Андрей Сергеевич скрывает недвижимость, то исключительно из любви к семейным традициям. Которые, впрочем, наверняка подкреплены нежеланием платить налоги.

Примечательно, что земельный участок вместе с недостроем был приобретён депутатом в 2015 году. Его дела в ту пору, вообще-то, шли не очень хорошо. Над ним висело уголовное дело по невыплате зарплат рабочим семейного предприятия ЗАО «Стальконструкция». Вскоре он сам был признан банкротом. Оказывается, некоторые банкроты вполне могут позволить себе сладкую жизнь.

Банкрот-богач

«Стальконструкция» досталась Сергею Левченко во время распада СССР. Пламенный коммунист не растерялся и успел приватизировать крупное предприятие. С тех пор много воды утекло. «Стальконструкцией» давно и не слишком успешно управляет его сын. По крайней мере, в новостной повестке предприятие обычно упоминалось в контексте уголовных дел. Например, в связи с долгами по зарплате перед сотрудниками. Причём это дело было начато в 2015 году, то есть до того, как папа-Левченко стал губернатором Иркутской области. Политическую подоплёку в эту историю встроить не удалось при всём желании.

Но, когда в 2017 году в отношении молодого Левченко возбудили второе уголовное дело, папины соратники объяснили это просто: власть душит оппозицию. В данном случае оппозиция в лице Левченко-сына уклонялась от уплаты налогов и, видимо, хотела делать это дальше.

Позже оба дела были объединены в одно производство (№ 947111). В 2018 году Левченко-сын разрубил налогово-зарплатный узел одним ударом – просто взял и заплатил по долгам. Уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления и деятельным раскаянием обвиняемого. Где Левченко взял деньги – давно известно. Иркутские СМИ писали о том, что в филиале КБ «Солидарность» были открыты два расчётных счёта. С них в адрес ФНС перечислено 19,9 млн рублей пятью платёжными поручениями от 25 декабря 2017 года и 6,2 млн рублей шестнадцатью платёжными поручениями 15-16 января 2018 года.

Казалось бы, какие вопросы по этому поводу могут возникнуть к господину Левченко? Человек заплатил долги, может спать спокойно. Но вопросы всё-таки возникают. И главный из них – откуда деньги у… банкрота?

Ровно в это же время господин Левченко выступал ответчиком в арбитражном процессе (А19-19782/2017). В суд обратилось ООО «КапиталИнвестСтрой», у которого Андрей Сергеевич занял и не отдал 57,5 млн рублей. Отдавать долги ему было нечем, что не удивительно: рабочие сидят без зарплаты, налоги не выплачены. Наверное, поэтому кредитор не требовал, чтобы Левченко оплатил долг. Он хотел одного — чтобы сына губернатора признали банкротом. Что, собственно, и было исполнено. Долги господина Левченко были реструктуризированы, то есть частично прощены.

Но как раз здесь и возникает вопрос: если гражданин Левченко – банкрот, где же он взял деньги на погашение долгов в рамках уголовного дела? Если бы Арбитражный суд имел в своём распоряжении документы о счетах в банке «Солидарность», с которых были оплачены долги по налогам, он бы признал Левченко банкротом? Кажется, ответ очевиден. Но в таком случае получается, что ответчик сознательно утаил от суда собственные финансовые возможности.

О том, что происхождение средств на счетах «Солидарности» тоже выглядит сомнительным, и говорить не стоит. Какой банк готов выдать кредит банкроту, над которым висит уголовное дело за неуплату налогов? Только тот, который хорошо знает заёмщика и его истинные возможности. В данном случае банк «Солидарность» оказался тесно связанным с губернатором Левченко «партийными» и финансовыми узами. Именно его владельцам был передан страховой бизнес супруги экс-губернатора.

Между прочим, в октябре-ноябре 2017 года гендиректор ОАО «Международный аэропорт Иркутск» разместил на депозите «Солидарности» 80 млн рублей, а 10 января – ещё 220 млн рублей. Об этом говорилось в отчёте КСП Иркутской области. Предприятие принадлежит правительству Иркутской области и отчитывается лично перед губернатором. В общем, можно подумать, что областные деньги были использованы в личных целях – послужили гарантией по кредитам Левченко-сына.

Теперь выясняется, что банкрот Левченко мог не только в нужный момент достать 16 млн рублей со счёта в коммерческом банке, но и успешно приобретал недвижимость и строил собственный особняк. Денег хватало на всё: на дорогие машины, на заграничные путешествия, на стройку, на улаживание неприятностей с законом. Не было их только на выплату зарплаты простым рабочим и уплату налогов в бюджет.

Видимо, коммунистам так можно. С одной стороны — ты «красный» депутат и сын губернатора, ездишь на «Лексусе» и балуешься плюшками. С другой – в отношении тебя вводится процедура реструктуризации долгов и ты официально получаешь статус банкрота. Как ни крути, очень удобно. Можно и долги не отдавать, и недострои достраивать.

Кстати, официальный доход Андрея Левченко в прошлом году составил 62,2 тысячи в месяц. Это, конечно, больше, чем ничего, но всё равно подозрительно мало для такого крупного предпринимателя и оборотистого человека. Если ездить на «Лексусе» из Иркутска в Ангарск несколько раз в неделю, одного бензина сожжёшь на четверть этой суммы. Впрочем, как говорят соседи по недострою младшего Левченко, активное строительство особняка шло в период исполнения знаменитых госконтрактов «Звезды». И остановилось одновременно со вспыхнувшим скандалом: «Как будто разом деньги кончились».

Так из каких источников отпрыск губернатора привлекал финансирование на строительство своего коттеджа? Может быть, с этим и связана удивительная «декларационная» забывчивость, которая в семье Левченко передаётся по наследству, от отца к сыну. Похоже, эта история ещё принесёт нам новые сюрпризы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры