Школа Евгения Григорьева
Известный иркутский хирург отмечает своё 70-летие
Ученики иркутского хирурга Евгения Григорьева оперируют в ведущих клиниках России, Монголии, Сирии, Ливана, а также в Великобритании, Швейцарии и Израиле. Последователи говорят, что учитель дал им нечто большее, чем навыки профессии. Он был и остаётся для учеников примером личности и человека. Ради спасения жизни пациента прервать отпуск с семьёй. Сделать операцию и несколько суток провести рядом с больным на случай, если понадобится помощь. Это про профессора Григорьева. На днях выдающемуся хирургу исполняется 70 лет. Он по-прежнему на своём рабочем месте, с пациентами.
Евгений Григорьев родился в селе Большая Мамырь Иркутской области. Мама Антонина Степановна, фельдшер, продолжала работать до самых родов. Однажды она шла к пациенту на вызов по льду Ангары и поскользнулась. Начались роды. Антонина всё-таки смогла вернуться в медпункт. Роды проходили сложно. В то время, в 1950 году, в Озерлаге неподалёку от села находился известный хирург Сергей Зацепин, отец композитора Александра Зацепина. Сергей Дмитриевич отбывал наказание как враг народа. Он и помог Евгению Григорьеву появиться на свет.
Отец Евгения работал на строительстве Братской ГЭС, часто был в командировках. Мама старалась больше времени уделять детям, брат Евгения был на четыре года младше. Маме удалось собрать хорошую библиотеку, она с раннего детства прививала сыновьям любовь к чтению. Подростком Евгений прочитал трилогию Юрия Германа «Дорогой мой человек» о жизни врача-хирурга. С этого времени решил стать хирургом. После окончания школы поступил в медицинский институт. Дежурить в больнице Евгений Григорьев начал с первых курсов, на третьем самостоятельно выполнил операцию – удалил аппендикс. Когда отца перевели на работу в Москву, семья переехала в столицу. Евгений наотрез отказался покидать Иркутск. Здесь у него были единомышленники и любимое дело.
Слово об учителе
Профессор Григорьев убеждён, что в жизни каждого хирурга должен быть учитель. Тот человек, который может не только посвятить в азы профессии, но и дать важные жизненные ориентиры. Личность, на которую стоит равняться. У Евгения Георгиевича такой учитель был. За 15 лет, которые хирург Всеволод Астафьев прожил в Иркутске, он создал свою хирургическую школу, его ученики занимают лидирующие позиции по количеству и качеству операций в стране и мире. Кроме того, он быстро организовал полноценный поливалентный госпиталь и создал кардиологический центр. Впервые в Иркутске Всеволод Иванович выполнил и поставил на поток операции на открытом сердце.
Ученики в списке добродетелей своего учителя на первое место ставят его педагогический и ораторский талант. На лекциях Всеволод Астафьев рассказывал студентам и молодым специалистам о случаях из практики, которые ещё не были описаны в литературе. Выдающийся хирург был осведомлён о достижениях науки, приводил примеры из иностранных источников и опыта зарубежных коллег.
Учеников он учил логике, клиническому мышлению, состраданию к пациенту. Он давал понимание, как нужно общаться с родственниками больного. Ведь успех лечения зависит не только от исхода операции. Кроме того, учитель не объединял учеников в группы, к каждому у него был свой подход. Астафьев знал сильные и слабые стороны своих учеников.
К сожалению, Всеволоду Астафьеву пришлось уехать из Иркутска. Он продолжил работу в соседнем Якутске, создал там многопрофильный медицинский центр. Но и после отъезда он направлял и поддерживал своих учеников.
«Он мне как отец»
В 1980–1990-х годах имя Евгений стало популярным в среде иркутских медиков. Евгениями в честь доктора Григорьева называли своих сыновей его ученики и родственники. На занятиях кружка по госпитальной хирургии, который вёл Григорьев, были аншлаги. К нему приходило по 50–60 человек. С этого кружка началось увлечение хирургией для ученика Григорьева, сейчас заместителя главного врача Иркутской областной клинической больницы Павла Сандакова.
«Я учился на четвёртом курсе мединститута. На кружок по госпитальной хирургии к Евгению Георгиевичу собиралось много студентов. Мы шли к нему с удовольствием. Он был и остаётся для нас примером того, каким должен был врач. Евгений Георгиевич любит пациентов и людей вообще. Скрупулёзно и ответственно относится к своим обязанностям. Своим примером он показывает, что врач должен быть со своим пациентом. Это даёт право пациенту позвонить тебе в любое время, хоть в два часа ночи, и попросить помощи. Мы видим, как Евгений Георгиевич переживает за каждого своего больного. Близко к сердцу принимает каждую утрату, искренне радуется за каждого спасённого, – говорит хирург Сандаков. – Евгений Георгиевич демонстрирует стиль жизни, закреплённый годами. Показывает, что в хирургии нужно быть честным с самим собой и с коллегами, уметь анализировать свои ошибки».
Коллеги и ученики называют Евгения Григорьева поливалентным хирургом. Он стал основоположником ангиографии в регионе. Это метод диагностики и лечения, например, острого инфаркта миокарда, лёгочного, желудочного кровотечения, тромбоэмболии лёгочной артерии.
Кандидатская и докторская диссертации хирурга Григорьева посвящены заболеваниям лёгких. Много лет он занимался исследованиями в области гнойной хирургии – осложнённой лёгочной, абдоминальной, то есть направлением, которое связано с болезнями и травмами брюшной полости, и колопроктологией. «Задачи у хирурга, который оперирует желудочно-кишечный тракт, сложные и творческие. Часто от доктора требуются нестандартные решения», – говорит Павел Сандаков.
Хирург Александр Панасюк познакомился с профессором Григорьевым в 1993 году – тоже в его кружке по госпитальной хирургии. Ученик говорит, что его в учителе подкупило прежде всего безусловное желание помогать пациентам, используя все свои силы и мастерство.
«Евгений Георгиевич холерик. Этот человек обладает харизмой и умеет заинтересовать своим делом. Мы видели, насколько он увлечён хирургией, и вместе с ним влюблялись в эту профессию. Когда я пришёл в кружок, уже знал, что буду хирургом. Некоторые мои знакомые доктора, будучи студентами, принимали решение пойти в хирургию именно после занятий у Евгения Георгиевича».
Хирург Панасюк говорит, что профессор был и остаётся для него эталоном. Не только врача, но и человека. «Я уважаю и люблю Евгения Георгиевича. Он мне как отец. С ним я могу обсудить любые проблемы. Даже те, которые не касаются работы. С ним достаточно просто поговорить, и решение находится», – рассказывает он.
Хирургическая школа профессора Григорьева известна в стране и мире. Ученики Евгения Георгиевича оперируют в ведущих клиниках России, Монголии, Сирии, Ливана, а также в Великобритании, Швейцарии и Израиле.
«Роднее только мама»
Аню Семенцову доставили в Иркутск с Камчатки самолётом «Медицины катастроф». После нескольких месяцев лечения пациентка была в тяжёлом состоянии. 25-летнняя женщина весила 32 килограмма. Камчатские хирурги сделали ей больше десятка операций, но помочь так и не смогли. «Врачи на Камчатке сказали, что, скорее всего, я не выживу. Посоветовали использовать единственный шанс – ехать в Иркутск к хирургу Григорьеву. В тот день, когда меня привезли, Евгений Георгиевич был на симпозиуме, на следующий день сделал операцию», – рассказывает пациентка.
Операция длилась больше 10 часов. Аня вспоминает: «Я проснулась и поняла, что живот мой зашит. Это было удивительно. Ведь прилетела я с распоротым животом. Потом в палату зашёл Евгений Георгиевич и улыбнулся.
Я улыбнулась ему в ответ». Начался долгий путь к выздоровлению. «Я не хотела кушать, совсем не было аппетита, у меня началась анорексия. Евгений Георгиевич уговаривал меня поесть. Однажды принёс шоколадку «Альпенгольд молочный» и дал мне задание: съедать в сутки по одному кубику. Я морщилась, но ела. Знали бы вы, какой невкусной тогда мне казалась эта шоколадка!» – говорит женщина.
С тех пор прошло 12 лет. Аня вместе с мужем и дочерью переехала с Камчатки в Иркутск. Девушка регулярно проходит обследования и лечение у профессора Григорьева. «Евгений Георгиевич и его супруга Елена Анатольевна – самые дорогие для меня люди. Я их очень люблю, – говорит Аня. – Профессор Григорьев спас меня, он подарил мне возможность жить. Я ему за это безмерно благодарна. Он очень добрый человек. Мне нравится приходить к нему в отделение. Он всегда поговорит, поддержит». Через год после того, как Евгений Григорьев сделал Ане операцию, она победила в районном конкурсе красоты. Сейчас его пациентка работает в банке.
Другая пациентка, 19-летняя Людмила Шаварина, провела в коме 28 дней. Когда она пришла в сознание, первым, что она увидела, было лицо профессора Григорьева. «Евгений Георгиевич спросил, как я себя чувствую, и представился. Потом он каждый раз приходил и просил вспомнить, как его зовут. Первые дни я забывала, не могла ответить. Потом, конечно, запомнила», – вспоминает пациентка.
Летом 1985 года её без сознания самолётом доставили в областную больницу из Нижнеудинска. Профессор Григорьев в это время был в отпуске, отдыхал с семьёй на Байкале. Он прервал свой отпуск, чтобы помочь больной. Операция длилась восемь часов, ещё несколько суток доктор провёл в больнице. Был рядом с пациенткой на случай, если потребуются ещё операции.
«Когда меня привезли в Иркутск, можно сказать, я уже была мертва. В Нижнеудинске из-за «грязно» удалённого аппендикса у меня начались спайки. Лечение свелось к тому, что местные хирурги разрезали полость, удаляли часть кишечника и снова зашивали. Толку от этого не было, начался перитонит. У меня был действительно сложный случай, такие пациенты обычно не выживают», – рассказывает женщина.
С того времени прошло 34 года. Людмила считает Евгения Георгиевича своим крёстным. Она поздравляет его с праздниками, часто заходит повидаться в больницу. Даже квартиру купила рядом с областной больницей, чтобы быть ближе к своему спасителю.
«Евгений Георгиевич очень добрый человек. Мне кажется, ко всем пациентам он относится одинаково – с заботой и вниманием. Он многих спас. Часто в приёмной вижу других пациентов. Они приходят уже после выписки ещё раз поблагодарить, увидеться, – говорит Людмила. – Когда я прихожу к нему в кабинет, он обязательно выйдет из-за стола, обнимет. Эти встречи дают мне силы, заряжают энергией. Для меня он родной человек. Роднее только мама. Я, как могу, стараюсь радовать Евгения Георгиевича. Он очень любит квашеную капусту, угощаю, когда моя мама её готовит». На один из дней рождения профессора Людмила подарила ему собственноручно вышитую бисером икону. Мастерица говорит, что пришивала бусины и молилась о здоровье своего доктора. Подарок Евгений Георгиевич хранит у себя дома.
Это лишь два случая из практики хирурга Григорьева. То, что доктор сделал для пациентов, они воспринимают как чудо. Для хирурга это каждодневный напряжённый труд. Больше чем за 40 лет операционного стажа Григорьев выполнил свыше 20 тысяч хирургических вмешательств, многие из операций уникальны. Посчитать количество проведённых операций помогли коллеги. Сам он не фиксировал, сколько человек прошло через его руки и сердце за эти годы. Хотя теперь сожалеет, что не вёл личный дневник операций.
К хирургу везли пациентов из районов Иркутской области и из других регионов – с Дальнего Востока, из Красноярского края, Якутии, Москвы. На операционный стол к профессору Григорьеву часто попадали самые безнадёжные пациенты, не раз оперированные до него.
«Мой папа – герой, поехал спасать людей»
Близкие Евгения Георгиевича всегда понимали: работа для него – самое важное в жизни. Доктор не признаёт выходных и отпусков. Каждый день в половине седьмого он выезжает из дома на работу. Вне отделения, где бы он ни находился – в гостях, в театре или на природе, ему всегда могут позвонить и вызвать на экстренную консультацию. Даже билеты в театр или на концерт Евгений Георгиевич вместе с супругой Еленой Анатольевной всегда берут на места, которые находятся ближе к выходу. На случай, чтобы, если потребуется срочно выехать в больницу, можно было быстро выйти из зала и не мешать другим зрителям.
Младшая из детей, дочь Ирина, вспоминает самые яркие картинки из детства: «Ночь, темно. Перед домом «скорая» с мигалками. Мы с мамой стоим и машем папе из окна, провожаем его на срочный вызов. Помню, как я гордилась тогда папой: он герой, поехал спасать людей, – рассказывает дочь профессора. – Ещё помню, мама уехала в командировку, мы с папой жили вдвоём. И, когда его вызывали, в эту «скорую» с мигалками он брал меня с собой. Папа шёл оперировать, я сидела в его кабинете, рассматривала снимки. Врачи, которые были посвободнее, занимали меня. Это было весело. Сколько себя помню, всегда хотела быть хирургом, как папа».
Трое из четверых детей Григорьева выбрали хирургию: сын Сергей – гастроэнтеролог, трансплантолог, сын Евгений – уролог, дочь Ирина – проктолог. Старший внук готовится стать доктором, учится на втором курсе медуниверситета. Кстати, двое из внуков названы Евгениями – в честь выдающегося деда.
Детство Евгения Георгиевича прошло в деревне, он всегда мечтал жить в собственном доме. Несколько лет назад мечта исполнилась. Семья переехала жить за город. Евгений Георгиевич с удовольствием занимается деревенскими делами: чистит снег, ухаживает за курами. Любимцы хозяина – собаки. Дворнягу Чара Григорьевы лет 12 назад подобрали с улицы и выходили – его сбила машина. Пятилетнего Макара Евгений Георгиевич и Елена Анатольевна нашли в огромной груде строительного мусора, когда пошли на прогулку. В семейном архиве есть фотография, на которой крошечный щенок лежит на ладони хозяина. Компанию собакам составляет кот Кир.
В контексте:
– Евгений Григорьев – один из ведущих специалистов в гнойной хирургии. По его инициативе в Иркутске в 1987 году был создан один из первых в России центров хирургической инфекции.
– Профессор Григорьев с коллегами занимается клиническими исследованиями лечения патологии толстого кишечника. В 1989 году в Иркутске открылся специализированный региональный центр хирургической колопроктологии.
– Евгений Георгиевич ведёт активную преподавательскую деятельность. Профессор был у истоков создания научно-учебно-лечебного комплекса. Он открылся при Институте хирургии ВСНЦ СО РАМН.
– В 1993 году Григорьев стал директором Научного центра хирургии, который затем был преобразован в Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН, а после – в Иркутский научный центр хирургии и травматологии. Евгений Георгиевич возглавлял этот центр 22 года.
– Евгений Григорьев – автор девяти авторских свидетельств и 21 патента РФ на изобретения.
– Профессор Григорьев был руководителем научных работ у 34 кандидатов и 13 докторов наук.
– Григорьев – член-корреспондент Российской академии медицинских наук, лауреат премии правительства России.