Дефицит уверенности
По мнению руководителей предприятий и организаций, перемены в экономике чаще бывают негативными
Что же происходит в экономике? Для отслеживания ситуации органы статистики регулярно проводят обследование деловой активности в различных сферах деятельности. В ходе него выявляется мнение руководителей, оцениваются уровень, тенденции и краткосрочные перспективы развития, а также факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций.
Что же происходит в экономике? Для отслеживания ситуации органы статистики регулярно проводят обследование деловой активности в различных сферах деятельности. В ходе него выявляется мнение руководителей, оцениваются уровень, тенденции и краткосрочные перспективы развития, а также факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций.
Небольшой перевес оптимистов
Большинство опрошенных руководителей, независимо от избранного поприща, считают, что по основным показателям деятельности положение остаётся неизменным. А отмечающие перемены чаще имеют негативное мнение. Чуть больше оптимизма они проявляют, давая прогноз на следующий период. Однако радужные надежды не всегда оправдываются, по прошествии времени фактические изменения часто бывают ниже предварительной оценки.
В сфере сервиса особенно пессимистична оценка прибыли, инвестиций, количества договоров и численности работников. И в ближайшей перспективе ожидается спад практически по всем показателям, но могут вырасти затраты и цены.
На общем не вполне благоприятном фоне больше уверенности демонстрируют руководители оптовых предприятий. В оценке изменения оборота оптовой торговли и полученной прибыли в четвёртом квартале 2019 года по сравнению с предыдущим периодом мнений об увеличении было больше, чем противоположных. В оценке общего экономического положения в данной сфере также наблюдается небольшой перевес оптимистов в отличие от ситуации в розничной торговле и сфере услуг.
Чем вызваны такие оценки? Что мешает дальнейшему развитию? Главным тормозом в развитии организаций, независимо от сферы деятельности, является недостаток платёжеспособного спроса. Сильное сдерживающее влияние оказывают также высокий уровень налогообложения, финансовый дефицит, высокие ставки по коммерческим кредитам.
Промышленные предприятия тоже страдают от неопределённости экономической ситуации, причём этот фактор, как и низкий спрос, вдвое сильнее давит на малые предприятия, нежели на субъекты хозяйствования крупного и среднего «калибра». В зависимости от размера предприятий заметно различается и мнение об основных показателях деятельности. Владельцы малых предприятий более оптимистичны в оценке фактических изменений (четвёртый квартал 2019 года по сравнению с предыдущим периодом), но в их прогнозе на ближайшую перспективу сильнее выражен негативный характер.
Общий недуг промышленного производства – неполная загрузка мощностей, причём положение «младшего брата» более напряжённое. В малом промышленном бизнесе по сравнению с крупными предприятиями меньше доля субъектов с практически полной загрузкой оборудования (9% против 21%), меньше имеющих фронт работ на год вперёд (24% и 33%) и, соответственно, больше тех, кто обеспечен работой лишь на месяц (40% и 25%). В каждом седьмом-восьмом случае имеющихся производственных мощностей более чем достаточно при сложившемся спросе на продукцию.
Обратная сторона стабильности
Торговые предприятия наряду с общими проблемами имеют и свои, специфические. Они жалуются на большие транспортные расходы. А главная преграда для развития розничной торговли, по мнению 75% опрошенных руководителей, – высокая конкуренция. Такая состязательность торговых предприятий, конечно, может скорректировать планы их развития не в лучшую сторону. Конкурентоспособность большинства из них находится на среднем уровне, в каждом пятом случае – низкая, и только 6% руководителей считают её высокой.
Наличие конкурентов в этой сфере, сдерживая рост цен, должно радовать покупателей. Большинство представителей торговли для возмещения затрат и получения необходимой прибыли хотели бы иметь наценку 16–30% к стоимости проданных товаров. Есть мнение и о более низкой наценке, и о необходимости накинуть сверх своих затрат до 50% и даже более. Но конечный результат определяется покупательским спросом, который две трети торговых организаций считают недостаточным.
Для успешного развития необходима стабильность экономической политики (в частности, налогообложения). Без этого невозможна уверенность в завтрашнем дне, а без неё, в свою очередь, трудно решиться на внедрение новаций, современных технологических процессов, освоение новых видов продукции.
Для такого, казалось бы, эфемерного понятия, как предпринимательская уверенность, тоже имеется свой измеритель, основанный на мнении руководителей организаций о фактическом или ожидаемом изменении наиболее важных показателей. Расчёт имеет свои особенности для разных сфер деятельности, но всегда основан «на трёх китах». В торговле, например, это фактическое и прогнозное изменение экономической ситуации и уровень складских запасов. А в промышленном производстве в расчёт берутся запасы готовой продукции (их рост не приветствуется), ожидаемый выпуск и фактический спрос. Если преобладают негативные оценки, показатель принимает отрицательное значение.
Предпринимательская уверенность стоящих у руля розничной торговли крутится у нулевой отметки, то чуть поднимаясь, то опускаясь ниже этой черты.
Настроение руководителей, работающих на поприще сервиса, похоже, как и объём работ, зависит от сезона: в начале и конце года пессимизма больше, показатель уверенности может снизиться до –16, как в четвёртом квартале 2018 года. А в середине года ситуация чуть улучшается, однажды даже был зафиксирован минимальный перевес положительных оценок (индекс +1).
В оптовой торговле, работающей по-крупному и не отягощённой заботами о мелком потребителе, неизменно побеждают оптимисты, индекс предпринимательской уверенности всегда имеет положительное значение.
Стабильностью – но с обратным знаком – отличается мнение руководителей (владельцев) промышленных предприятий. К концу минувшего года показатель предпринимательской уверенности заметно снизился, причём усилился традиционно существующий разрыв не в пользу малого бизнеса. Снижение уверенности руководителей не способствует дальнейшему развитию.