Книжка с орбиты Земли
Эксперты обсудили мир современного детского нон-фикшна
Где на Международной космической станции находится «Бюро находок», умеют ли крысы воровать яйца, как позвонить космонавту прямо на орбиту? Эти вопросы звучали в галерее «Революция» 15 марта. В Иркутск из Усть-Кута, где только что завершился праздник чтения «День Ч», приехали популярный книжный блогер, книжный педагог Ольга Лишина, автор детских книг Евгения Гюнтер и пресс-секретарь Московского музея космонавтики Дарья Чудная. В Иркутске «День Ч» провёл дискуссию о современной детской литературе в жанре нон-фикшн. Эксперты считают, что бурный рост этого книжного сектора связан с появлением уникальных издательских проектов. Родителям нужен необычный, но качественный научпоп, написанный в содружестве с учёными. Или вообще «из первых рук». О космосе, к примеру, должен говорить космонавт, причём действующий. И такая книга будет. Один космонавт начал писать её прямо на МКС, на орбите Земли. Скоро, как заверила Дарья Чудная, мы эту книгу увидим напечатанной. Имя космонавта пока держится в тайне.
Мостик к нон-фикшн
В этом году мартовский праздник чтения «День Ч» прошёл в Усть-Куте. «Это был большой-большой праздник, в Доме культуры «Магистраль» побывало более тысячи человек за один день, представьте. Мы очень рады такому интересу», – рассказала пресс-секретарь «Дня Ч» Анна Масленникова. Тема «Дня Ч» в 2020 году – наука, научно-популярная литература, познавательные книги для детей. Гостями фестиваля стали книжный педагог, блогер, поэт Ольга Лишина, писательница, автор научно-популярных книг Евгения Гюнтер, пресс-секретарь Московского музея космонавтики, автор книги о животных-космонавтах Дарья Чудная. Дарья была гостем Иркутского международного книжного фестиваля, который прошёл в Иркутске в конце августа – начале сентября 2019 года, и согласилась на ещё большую авантюру – отправиться на север Иркутской области. Праздник в Усть-Куте прошёл 13 и 14 марта.
Организаторами «Дня Ч» выступают Центр немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта и магазин «Кукуля», праздник проходит при поддержке Иркутской нефтяной компании. 15 марта гости прибыли в Иркутск, в галерее «Революция» состоялся круглый стол, темой которого стала детская научно-популярная литература. Участники обсуждали, почему сегмент научпопа для детей в последнее время растёт очень быстро и стремительно, откуда такой огромный спрос на познавательную литературу. «Научно-популярную тему мы определили главной на следующий год ещё в 2019-м, когда гостем «Дня Ч» стала Ольга Посух, учёный-микробиолог из Новосибирска, которая рисует научные комиксы. И тогда мы уже знали, что это будет такой мостик, который мы перекинем к нынешнему «Дню Ч», – сказала сооснователь фестиваля, владелец магазина «Кукуля» Мария Бызова.
– Есть хорошие новости, ура! Книжек в жанре нон-фикшн на разные научно-популярные темы очень много, – начала обсуждение книжный блогер и педагог Ольга Лишина. – Они сделаны в разном формате, в разных жанрах. Я, например, очень люблю разные смешанные жанры, люблю, когда книжка – это не просто текст, а когда есть вводные сюжетные ходы. Сначала она вводит какого-то героя, чтобы нам стало полегче, а потом уже мы вместе с ним окунаемся в науку. Разнообразие очень большое, и есть что читать.
По мнению писательницы Евгении Гюнтер, рост спроса на научно-популярную литературу обусловлен тем, что издательства начали делать книги, которые не только хорошо, профессионально написаны, но и отлично оформлены. «В моём детстве не было таких книг, – говорит Евгения. – Я не помню ни одной такой научно-популярной книжки для детей, не говоря уж о дошкольниках, чтобы она читалась легко, чтобы ребёнок сам её читал и не засыпал. Мне кажется, очень важно, что теперь так много подобной литературы, потому что дошкольников и младших школьников такая литература уже готовит немного к учебникам. К биологии, к ботанике, к физике, к химии».
Гагарин как супермедийная личность
Дарья Чудная – представитель музея, однако она привезла с собой в Усть-Кут и Иркутск… книги. Собственную книгу «Животные в космосе» и книгу о Юрии Гагарине – «Гагарин. Удивительная история первого полёта», которую написал её непосредственный руководитель Вячеслав Климентов.
– Всё, что могло вернуться из космоса, у нас в музее представлено в подлинниках, – сказала Дарья Чудная. – Всё, что не могло, например первый спутник, который отправился на орбиту, но не вернулся, у нас представлено в технологических дубликатах. У нас огромный музей, 4,5 тысячи «квадратов», в фондах находится более 100 тысяч единиц хранения. Для нас это уникальная возможность рассказывать об экспонатах, в том числе и в наших книгах, которые мы издаём. Мы сейчас готовим третью книгу из серии, в которой уже вышли книжки о животных в космосе и о Юрии Гагарине. Мне издатель не разрешил называть фамилию, но я могу сказать, что её автором будет космонавт. Причём начали мы писать эту книгу, когда её автор находился на Международной космической станции. Она будет рассказывать от первого лица, каково это, когда ты космонавт и полгода находишься в космосе.
Дарья Чудная сообщила, что космонавты довольно часто бывают в музее и в беседах рассказывают очень много интересных фактов о полётах. В третьей книге все они будут. Например, где на МКС находится «бюро находок». Или почему жёны космонавтов так любят пластиковую посуду.
– Это было в первые полгода моей работы в музее, мы шли с супругой одного из космонавтов, беседовали. А потом она говорит: «Ну вы же знаете про пластиковую посуду?» – рассказывает Дарья Чудная. – Оказалось, когда космонавты возвращаются из космоса, некоторые супруги дома всю посуду меняют на пластиковую. Понятно, почему, можно догадаться: космонавты могут разбить обычную посуду. Но какова причина? Это интересно. Дело не в мышцах, с мышцами у них всё хорошо, потому что ежедневно они два часа в космосе занимаются спортом. Но дело в том, что в невесомости космонавты привыкают к тому, что какую-то вещь они могут просто отпустить – и она не упадёт. Невесомость, всё плавает! А теперь попробуйте это сделать в условиях земной гравитации. Некоторые космонавты мне говорили: «Это неправда, мы мгновенно переключаемся». А другие признавались: «Да, я побил дома стаканы, пепельницы».
Космонавты рассказывают тысячи интересных вещей, и все эти вещи войдут в книгу – с момента подготовки космонавта к полёту до пребывания на станции и возвращения назад. Наш космонавт начал писать книгу прямо на станции в своё свободное время. В свободное время они могут делать что угодно, например по «Скайпу» позвонить нам в музей. И мы с моим руководителем Вячеславом Львовичем можем и обсудить книгу, которую он сейчас пишет».
Звонки с орбиты музейщики получают часто. «Был такой случай, мы ехали в какую-то командировку в Петербург с Вячеславом Львовичем, – рассказывает Дарья Чудная. – Подходим к рамкам «Сапсана», и вдруг звонок. А когда звонят из космоса, у вас на телефоне отображается либо Unknown, либо «Хьюстон». И вот у самых рамок звонит «Хьюстон». Вячеслав Львович говорит: «О! Антон Николаевич!» Начинает разговаривать, и тут милиционер около рамки приказывает: «Уберите телефон!» У руководителя моего замешательство в глазах, он не знает, что делать. И он говорит в трубку: «Слушай, я буквально на секунду тебя положу, я не могу объяснить человеку, что я говорю с космосом». Он положил, прошёл через рамку… И возобновил разговор».
Для Усть-Кута Музей космонавтики передал замечательную фотовыставку «Наш Гагарин». «Это были совершенно уникальные кадры о том, как Юрий Алексеевич готовился к полёту, что с ним было после полёта, – рассказывает Анна Масленникова. – Мы обязательно эту выставку покажем в октябре 2020 года, когда будет иркутский праздник чтения. А пока у нас в Усть-Куте появился замечательный волонтёр, который с детьми, подростками сделал импровизированную экскурсию, в ходе которой он на их языке рассказывал про Гагарина. Это было очень забавно слушать, потому что он говорил примерно следующее: «И вот Гагарин возвращается и становится супермедийной личностью! Все хотят с ним сфоткаться, все хотят взять у него интервью!» Это было настолько эмоционально, и действительно верилось, что наука может быть близка любому человеку, если говорить с ним на его языке. Он просто перевёл исторические факты на язык детей, и они ушли под впечатлением».
Крысы и куриные яйца
Дискуссия на «Дне Ч» была посвящена тому, что такое качественный детский нон-фикшн и где его брать. Евгения Гюнтер очень много редактировала переводные книги в издательстве «Пешком в историю», а позже стала выпускать собственные познавательные книги для детей – о растениях, зверях. Через Ольгу Лишину проходит масса интересных книг, в том числе и в жанре детского нон-фикшн. Потому Ольга – такой проводник в мире детской научно-популярной литературы.
– Критика научно-популярного жанра зачастую заключается в вопросе: «А кто автор?» Это должен быть, как считают многие, например, профессор, – сказала Ольга Лишина. – На самом деле это очень интересный вопрос. Можем ли мы сказать, что, если книжку написал профессор, она хорошая и можно брать? К сожалению, не всегда. Почему? Потому что профессора часто слишком глубоко в теме и отходят далековато от детей. К сожалению, профессора – да и не только профессора – не представляют, насколько нужно чуть-чуть иным языком разговаривать с детьми. И если мы в книжке для дошкольника говорим, что что-то «составляет 40%», то ребёнок этого явно не поймёт. С другой стороны, есть учёные, как та же Ольга Посух, которые о своей теме могут говорить легко и интересно для непрофессионала».
Ольга Лишина привела в пример исторические книжки Тамары Эйдельман, например «20 загадок русской истории». У Эйдельман не только огромный профессиональный багаж, она знает всё до мельчайших подробностей, например «кто на ком стоял на реке Калке», и легко доносит это до детей. Есть ещё два лайфхака, по которым, по мнению Ольги Лишиной, можно определять, какая книжка вам попалась. Это издательство. Оно должно быть достаточно дотошным, чтобы на страницах книжки о цветах вместо обычной маргаритки не появился несуществующий цветик-семицветик. Обычно не очень крупные издательства ко всем своим книжкам относятся очень внимательно. А ещё важна строчка на последних страницах книжки, из которой можно узнать, что какой-то учёный эту книжку проверил и одобрил. А иногда учёные читают книжки вместе со своими детьми, потому что дети не менее важные критики. Ольга Лишина считает: чем больше вы читаете разных книжных обзоров самых разных книжных критиков, тем легче вам составить собственную картину о том, что интересно, что стоит купить, а что точно не надо. Например, точно стоит ориентироваться на советы Евгении Шафферт, которая действительно знает очень много книг и ориентируется в книжном море.
– Можно доверять и книге, на страничках которой указано, что она создана каким-то музеем, – сказала Дарья Чудная. – Если вы доверяете музею, бренду, в моём случае это Музей космонавтики, и для вас музей является экспертом, то это повод присмотреться к книге. Если книгу делал музей, можно быть уверенным: всё содержание её проверено с научной точки зрения. Когда готовились наши книги о Юрии Алексеевиче Гагарине, о первых животных в космосе, был привлечён большой эшелон учёных, которые помогали в проверке всех фактов. Что касается Юрия Алексеевича Гагарина – это личность планетарного масштаба, и есть такое количество различных трактовок, что мы должны быть на 100% уверены, что здесь будет точная, выверенная научная информация. Потому работа была огромной, и книга стоит того. Это касается любого музея, проверка фактов будет очень тщательной, и вы не ошибётесь, купив такую книгу.
Важно, как сам автор подходит к написанию книги. Евгения Гюнтер – вообще никакой не профессор, но для того, чтобы в книге появился маленький абзац о крысах, она может пролистать десяток научных диссертаций.
– Например, мне надо найти факты о том, какими умными бывают крысы. Информации в Сети очень много, я смотрю самые разные диссертации биологов, научные статьи, – рассказывает она. – Это необходимо, потому что, если есть интересный факт, но подтверждения я ему не нахожу в научных статьях, приходится его убирать. Когда я искала факты про крыс, во многих источниках встречался один и тот же сюжет, который подтверждают люди на разных форумах: «Мы видели, так и есть!» В общем, рассказывается, как крысы воруют яйца. Крыса берёт яйцо, ложится на спину, кладет яйцо на живот, а другая крыса тащит её за хвост. Есть даже фреска 19 или 18 века, изображающая эту сцену. Я очень долго искала подтверждение этому факту и наконец нашла диссертацию, где говорилось, что этот факт – как раз пример ложной информации, пошло это заблуждение с той самой старой фрески. А ведь могла бы просто переписать его в книгу. Часто до самой сути очень тяжело добраться. Я понимаю, конечно, что меня проверит кандидат биологических наук, но было бы неудобно. Поэтому мы всегда проверяем, наше издательство проверяет, и даже переводные книжки, которые мы издаём, тоже проходят тщательную проверку – нашу и научных консультантов.
Детская книга сегодня, особенно научно-популярная, – это очень сложная работа автора, художника, дизайнера и издателя. Однако читателей старшего поколения, привыкших к стройному ряду текста и небольшому количеству иллюстраций, современная детская книга может испугать – много ярких пятен, сегментов, поделённый на короткие «кусочки» текст. «Если чувствуете, что не можете разобраться в новых книгах, доверьте выбор ребёнку. Он знает, что ему нужно», – считают эксперты.