Кто тут партия власти?
Как отчёт Контрольно-счётной палаты превратился в политическую дискуссию
Когда в регионе живёт дух здорового парламентаризма, даже рутинный отчёт Контрольно-счётной палаты может превратиться в увлекательную дискуссию на самые неожиданные темы. На последней сессии Законодательного Собрания Иркутской области, к примеру, депутаты неожиданно решили выяснить, кто тут партия власти. Видимо, после назначения нового главы области вопрос не даёт покоя отдельным народным избранником и требует вербализации. Правда, потом депутаты вспомнили, что КСП – вне политики, и отчёт приняли.
Председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева отметила, что по результатам проверок прошлого года аудиторы выявили нарушений на 9 млрд рублей. При этом 420 млн рублей бюджетных средств признаны неэффективно использованными. На первом месте по количеству и объёму нарушений оказалось министерство лесного комплекса. На втором месте – минздрав, на третьем – минимущество.
В прошлом году региональная и федеральная Контрольно-счётные палаты провели совместную проверку работы министерства лесного комплекса.
– Проанализировав весь объём рубок, мы пришли к выводу, что в 2016–2018 годах 53% из них проводились с нарушениями, – отметила Ирина Морохоева. – Сумма ущерба в отношении проверяемых объектов составила 4,4 миллиарда рублей.
Первый блок проблем – недостаточный объём финансирования полномочий, которые области делегированы с федерального уровня. В 2018 году регионам недодали 7 млрд, а в 2019-м – 8 млрд рублей. Следующий блок нарушений связан с тем, что грань между санрубками и заготовкой деловой древесины слишком тонка. Её очень легко перешагнуть.
Отдельно было отмечено, что в прошлом году регион не освоил около 3 млрд рублей, из них 2,3 – федеральные средства. То есть федеральные деньги были, но область не смогла их «переварить». В основном это деньги на охрану Байкала, на строительство детсадов, создание комфортной среды, развитие спорта и реализацию программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
Тут выяснилось, что у депутатов от фракции КПРФ назрело много вопросов. И вообще они считают, что КСП «становится тем органом, который провоцирует некоторые репрессивные действия со стороны партии власти к политическим оппонентам и их окружению», как заявил один из депутатов. Правда, аргументировать свою позицию не смог. На помощь ему пришли однопартийцы с серией домашних заготовок.
Роман Габов заявил, что не понимает, почему во всех СМИ, в том числе в федеральных, тиражируются разные цифры, связанные с оценкой ущерба от незаконной заготовки леса. Предполагалось, что Ирина Морохоева сможет ответить за федеральные СМИ и те источники, из которых они черпают информацию.
– Вы говорите, что объём незаконной рубки – 53%, объём ущерба – 4,4 миллиарда рублей, – Габов решил спросить с председателя КСП за все СМИ. – В федеральных СМИ говорилось, что 80% приходится на незаконные рубки, ущерб за год – 40 миллиардов рублей. На порядок меняются цифры. Кто прав?
Заместитель областного прокурора Роман Шергин ответил на вопрос вместо Ирины Морохоевой. Дело в том, что ущерб в размере 40 млрд рублей зафиксирован в акте большой проверки от Рослесхоза.
– Проверка была гораздо шире, чем у КСП, – отметил Шергин. – Мы сейчас перепроверяем этот акт. Все подключены к этой работе, в том числе ФСБ.
Депутат-коммунист Андрей Маслов решил напомнить о поездке экс-губернатора Левченко в Австрию с оркестром. В прошлом году по результатам проверки КСП выяснилось много не самых приятных подробностей о том визите. В частности, так и осталось непонятно, гражданин Левченко сопровождал оркестр в Вене в качестве губернатора или был в отпуске и присутствовал на концерте как частное лицо и за свой счёт.
– С подачи КСП закрутилась телевизионная карусель, тема целый год не сходила с экранов, – заявил Маслов. – Вольно или невольно КСП стала участником политического скандала, который, в принципе, закончился ничем. Нет виновных, нет наказанных, уголовное дело приостановлено. Мне кажется, в данной ситуации КСП политизировала свою деятельность. На прошлой сессии мы проголосовали против предоставления дополнительных полномочий КСП в том числе из-за этой ситуации.
– Не разделю ваше мнение, – отрезала Ирина Морохоева. – Мы свою деятельность осуществляем на принципах объективности, гласности и законности. Что касается той проверки, о которой вы говорили, документы были направлены в правоохранительные органы. В результате было возбуждено уголовное дело в отношении неопределённого круга лиц, и расследование ещё идёт.
Таким образом, поездка в Австрию с оркестром, может быть, ещё не раз всплывёт в новостных лентах. И вряд ли в этом можно винить КСП.
Депутат Антон Романов напомнил, что в этом году в отношении КСП было направлено около 25 исков. Это относительно новая практика. Раньше было не принято спорить с КСП. Романова интересовало, почему так происходит и сколько исков выиграно. Очевидно, народный избранник несколько лукавил. Наверняка он знал, что акты КСП оспаривали в основном структуры, подчинённые губернатору Левченко.
Как пояснила Ирина Морохоева, во всех случаях суд встал на сторону аудиторов, а сами иски касались формальных, а не содержательных вопросов. На этой неделе последние иски остановила Дорожная служба. Как известно, эта структура, подведомственная областному правительству, оказывала сопротивление аудиторам в их работе и просто отказывалась предоставлять документы. В итоге по инициативе ДСИО был начат долгий судебный процесс. Суды разных инстанций подтвердили, что аудиторы действовали строго по закону.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко откровенно заявил: «У меня сложилось впечатление, что право обращения в суд просто использовалось отдельными должностными лицами для того, чтобы своевременно не пустить КСП на объект проверки. По-моему, депутатам следует предпринять ряд мер, чтобы усилить полномочия КСП и увеличить количество аудиторов. Это необходимо, чтобы депутаты и губернатор всегда имели оперативную информацию о текущем исполнении бюджета».
Антон Романов поставил вопрос ребром: всегда комиссию по контрольной деятельности, которая больше других взаимодействует с КСП, возглавляла оппозиция.
– Она не давала партии власти допускать нарушения, – считает Романов. – Так что имело бы смысл передать пост председателя в руки малой фракции.
– В чём претензия к контрольной комиссии? У нас четыре года партией власти была КПРФ, – напомнила председатель бюджетной комиссии Наталья Дикусарова. – Все четыре года оппозиция в лице Тимура Сагдеева (член партии «Единая Россия». – Прим. авт.) возглавляла контрольную комиссию. В чём несоответствие? Всё идеально, просто нужно перестраиваться вовремя.
– Да, был губернатор от КПРФ. Но теперь губернатор от «Единой России», – тонко улыбнулся Романов, намекая на изменившиеся политические обстоятельства, а следовательно, и баланс сил в Законодательном Собрании. Правда, депутаты дружно попытались возразить, что в регионе вообще формально нет губернатора, а есть лишь исполняющий его обязанности беспартийный генерал-полковник Игорь Кобзев.
Но Романов ещё более тонко улыбнулся и предупредил:
– Коллеги, не открещивайтесь от губернатора. Давайте менять руководство контрольной комиссии.
Точку в этом деликатном вопросе поставила руководитель фракции «Справедливая Россия» Лариса Егорова, которая вообще умеет подобрать нужное слово в экстремальных условиях.
– Политическая ситуация меняется в Иркутской области с катастрофической скоростью, – заметила Егорова. – Поэтому КСП должны возглавлять люди, не имеющие отношения к политике. Хочу поблагодарить всех аудиторов, а нам – пожелать оставить КСП вне политики.
Большинство депутатов сошлись во мнении, что работа КСП на протяжении всех последних лет остаётся высокопрофессиональной и помогает предотвратить многие нарушения бюджетного процесса. Если бы не было аудиторов, уголовных дел в отношении должностных лиц в регионе было бы куда больше.