«Исходя из фактического объёма»
Бизнесменам пересчитают плату за обращение с мусором
Платежи предпринимателей за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, которые они должны были вносить с 1 января 2019 года, пересчитают, исходя из фактически образованного объёма мусора. Договорённость об этом была достигнута на рабочем совещании в Законодательном Собрании Иркутской области, которое состоялось 5 декабря. Представитель регионального оператора по обращению с ТКО заявил, что предприятию нужна неделя, чтобы «отработать алгоритм этого решения». Инициативные предприниматели, в свою очередь, уже добились отмены указания о том, что плата за фактически образованные отходы возможна только при их раздельном сборе, и через суд добиваются пересмотра «мусорных» нормативов.
Диалектика переходного периода
Реформе обращения с твёрдыми коммунальными отходами через три недели исполнится ровно год. Положительных результатов её реализации пока не видно, но недовольство она вызвала немалое. Проблема в кратном увеличении платы за вывоз и утилизацию мусора, которое затронуло юридические лица даже в большей степени, чем население. «К нам поступают новые жалобы от предпринимателей, которым региональный оператор выставляет большие счета за мусор, – заметил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол, открывая совещание. – У кого-то суммы просто заоблачные. Есть небольшие компании, у которых набирается максимум один контейнер мусора, но, согласно расчётам по нормативам, им выставляют счёт за двадцать-тридцать контейнеров. Это совершенно очевидное нарушение гражданских прав и необоснованный рост издержек для бизнеса».
Например, в марте ООО «Маяк», которое управляет торговыми сетями «Слата» и «ХлебСоль», приводило следующий расчёт: в 2019 году затраты на обращение с отходами вырастут до 150 млн рублей вместо 25 млн рублей в 2018 году. Причиной тому – методика расчёта платы, в основе которой лежат нормативы образования мусора. При этом не учитывается, сколько в действительности отходов производит то или иное предприятие, равно как и житель региона. В мае министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области направило региональным операторам письмо о расчётах с юридическими лицами, в котором указало, что такой подход возможен только при раздельном сборе твёрдых коммунальных отходов. А его «следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО». То есть, если простым языком, сначала само министерство должно издать постановление или распоряжение, в котором пропишет, на какие фракции следует разделять мусор и как с ними обращаться. Пока такого документа нет, плата за обращение с мусором взимается, исходя исключительно из нормативов его образования. Которые, в свою очередь, устанавливает министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. В случае с предприятиями торговли в областном центре они, к примеру, составляют 0,55 кубометра в год на каждый квадратный метр площади для продовольственных, 0,365 «куба» для промышленных и 0,274 «куба» для специализированных товаров.
«Министерство ЖКХ выпустило, на наш взгляд, совершенно антинародное разъяснение о том, что учёт отходов по факту возможен только при раздельном сборе мусора, – констатировал Сергей Сокол. – При этом никто не объяснил, что такое раздельный сбор. Предприниматели, насколько мне известно, отменили данное разъяснение в суде». Если точнее, то 10 июня ООО «Россо Моторс» и компания «Байкалси» подали иск в Иркутский областной суд, оспаривая рекомендации ведомства. Решение по нему было принято 22 октября. Суд признал письмо министерства, которое, по сути, является официальным актом разъяснения законодательства, недействующим со дня его принятия. Он согласился с доводами предпринимателей о том, что такой подход лишает их права выбора метода коммерческого учёта отходов. И сослался на правила коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, согласно которым он может производиться на основании количества и вместимости контейнеров для мусора, установленных на специальных площадках.
«До 1 ноября, пока действовало разъяснение министерства ЖКХ, мнение бизнеса сложилось следующее: десять месяцев мы находимся в состоянии непонятной анархии, при которой плохо собираются какие-то большие деньги, – заключил председатель Иркутского регионального отделения общественной организации «Опора России» Александр Чалбышев. – Тем самым мы привлекли внимание к реформе как к антинародной и антибизнесовой. Когда мы собирались в Законодательном Собрании весной, мы говорили, что прошедший период – вступительный, пробный, переходный. Но сейчас, перед началом следующего года, нельзя так говорить, потому что мы получим отпор, отторжение к этой реформе со стороны бизнеса».
«У нас нет министерства ЖКХ»
Фактически всё перечисленное уже есть. В мае восемь бизнесменов, 16 фирм и муниципальная аптека из Ангарска подали иск в Иркутский областной суд, требуя признать недействующими нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённые региональным министерством жилищной политики. В конце октября дело передали в Верховный суд РФ для изменения территориальной подсудности. Судья Александр Папуша аргументировал решение тем, что нормативы касаются всех организаций и граждан Иркутской области без исключения, поэтому ни суд, ни прокуратура не могут быть беспристрастными при рассмотрении этого вопроса. На официальном сайте Верховного суда нет информации о производстве по данному делу. А на интернет-портале Иркутского областного суда сказано, что принятое в октябре решение обжалуется. Возражения по жалобе могут быть представлены до 17 декабря.
– Удивительно, что сегодня на заседании нет представителей министерства ЖКХ, – заметил предприниматель, член Общественной палаты Иркутска Алексей Жемчужников – один из тех, кто инициировал судебное разбирательство.
– У нас нет министерства ЖКХ, – вполголоса прокомментировал заместитель председателя ЗС Александр Ведерников. – Структура, которой нет.
Однако есть нормативы накопления мусора, которые она утвердила 28 декабря 2018 года. Вернее, внесла изменения в нормативы, которые изначально были установлены в 2016 году. Для жителей Иркутска, Братска и Ангарского городского округа они составляют 2,1 кубометра в год на человека, или 0,085 кубометра ежегодно на каждый квадратный метр площади домовладения, на всей остальной территории области – 1,56 и 0,063 «куба» соответственно. Для предприятий и организаций они варьируются в зависимости от вида экономической деятельности. При этом различий между муниципалитетами нет. Предприниматели, обратившиеся в суд, указывают на то, что нормативы не основаны на реальных расчётах. Для примера Жемчужников приводит цифру в 3,12 кубометра мусора в год – столько твёрдых коммунальных отходов, согласно приказу министерства жилищной политики, образует каждый житель Иркутска с учётом общественных зданий. «В городе разрабатывали генеральную схему очистки территории, которая была утверждена в ноябре 2014 года, – объяснил предприниматель корреспонденту «Восточно-Сибирской правды». – Там были отдельные элементы, похожие на замеры, которые определяют нужное чиновникам количество мусора для вывоза. В обосновании нормативов, которые устанавливались в 2016 году, не было никаких расчётов – только письмо [заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства Евгения] Дрокова о том, что министру отправляют схему.
В нём обращали внимание на то, что нормативы для других городов могут быть увеличены. Потом проснулся Усть-Илимск».
Соучредитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» Артём Мищенко, который, как представитель регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на юге области, был вынужден выступать на заседании за себя и за министерство, в свою очередь, заявил о том, что фактически образуется даже больше мусора, чем предусмотрено нормативами. Он опять сослался на то, что за девять месяцев 2019 года компания вывезла 4,7 млн кубометров ТКО вместо 3,3 млн кубов, заложенных в территориальную схему. «Нас часто обвиняют в том, что мы пытаемся собрать огромные деньги с предпринимателей, – продолжил Мищенко. – Если бы такое желание было, мы бы сейчас оформили кучу судебных приказов, по которым нам бы возвращали деньги в течение двух лет. Но мы этого не делаем, мы достаточно аккуратно к этому подошли». Между тем в картотеке арбитражных дел числятся 14 исков от «РТ-НЭО Иркутск» к индивидуальным предпринимателям, фирмам, управляющим компаниям и товариществам собственников жилья. Один из них удовлетворён, другой возвращён заявителю, третий Арбитражный суд Иркутской области оставил без движения, по четвёртому судебный приказ был отменён. Ещё по десяти заявлениям идёт разбирательство. В значительной их части фигурирует сумма 47 тыс. рублей, однако с управляющей компании «Успенский» из Иркутска региональный оператор требует взыскать почти 804,6 тыс. рублей.
По словам Мищенко, задолженность потребителей перед «РТ-НЭО Иркутск» составляет около 500 млн рублей. Но региональный оператор при этом не прибегает к принудительному взысканию долгов. «В наличии какой-то информационный вакуум, частая смена позиций и практики, и это создаёт для потребителя риск, что с него рано или поздно сдерут достаточно большую сумму, – сказал Мищенко. – Отсутствие факта – проблема в том числе и для нас, потому что в нормативах нет справедливости. Но есть и обратная сторона – те, кто образует больше, чем положено по нормативу».
Принёс вам допсоглашение, но его не подпишу
Тем не менее региональный оператор обещает выполнить перерасчёт платежей, которые предприниматели должны были внести до 1 ноября. При этом будут приниматься во внимание либо их учётные данные, либо аналогичная информация «РТ-НЭО Иркутск». Мищенко заверил: на то, чтобы «разобраться, как восстановить факт», требуется неделя. После этого будет произведён перерасчёт. Предприниматели, в свою очередь, неоднократно сообщали о том, что после достигнутой договорённости о переходе на фактический учёт мусора региональный оператор не утверждает условия дополнительных соглашений к договорам с ним, в которых это было бы зафиксировано официально. На недавнем заседании Общественной палаты Иркутской области об этом, к примеру, говорил главный инженер ООО «ТСК «ТОН-М» Виктор Кардонов. «Мы проработали дополнительное соглашение по факту, долго его рассматривали и переписывали, но в итоге согласовали, – рассказал на совещании в ЗС заместитель директора ООО «Орбита с» из Усолья-Сибирского Михаил Ожиганов. – Начали раздавать его другим потребителям, которые стали приносить документы к вам в офис, но их просто не принимали. Говорят следующее: «Вы сначала заплатите по нормативам за одиннадцать месяцев, потом мы будем подписывать дополнительное соглашение». Я считаю это нарушением договорённостей».
Противоположные примеры существуют, но их значительно меньше. При этом во многих других регионах – да и на севере Иркутской области – операторы по обращению с ТКО без проблем заключают соглашения, исходя из фактического объёма мусора. «Законодатель предусмотрел возможность для предпринимателя выбирать способ расчёта, – подчеркнул Жемчужников в разговоре с журналистом. – Я звонил в другие регионы, представлялся директором по развитию торговой сети и говорил, что планирую открыть у них два магазина: один в отдельно стоящем здании, другой – в многоквартирном доме. Насчёт норматива мне никто не говорил. Отвечали: «Да, пожалуйста, по графику или по заявке будем бак забирать. В многоквартирном доме можете поставить отдельный контейнер хоть у себя в подсобке и выкатывайте его по графику, когда приезжает мусоровоз». В «РТ-НЭО Иркутск», в свою очередь, заявляют, что отделить мусор предпринимателя, работающего на первом этаже многоэтажки, от отходов её жильцов нереально, поэтому приходится оперировать нормативами. Тем не менее региональный оператор пообещал выполнить для юридических лиц перерасчёт платы за прошедшие 11 месяцев 2019 года. А с 1 января 2020 года компания намерена реализовать в нескольких муниципалитетах пилотный проект, в рамках которого физические лица смогут выбирать, по какому нормативу им платить – по квадратным метрам или по количеству проживающих в домовладении. «Попрошу представителей масс-медиа запротоколировать, что говорил Мищенко, – подвёл Сокол итоги заседания. – Потому что прозвучали конкретные ответы на конкретные вопросы с конкретными датами».