Платное море, священный Байкал
Разрешение выйти на лёд самого известного пролива озера обойдётся минимум в 50 рублей
Выход на лёд Малого Моря стал платным. Соответствующее разрешение, которое действует в течение недели, обойдётся жителям Иркутской области в 50 рублей, туристам из других регионов и стран – в 100 рублей. С местного населения плату взимать не будут. В ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ссылаются на федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях, требованиями которого продиктована подобная мера. В туристическом сообществе полагают, что решение, принятое в конце ноября, дискредитирует идею развития зимнего туризма на Байкале.
Один из пунктов Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» гласит, что с туристов взимают плату за посещение территории национальных парков. Местные жители, следует из самой формулировки, – исключение. Плату взимает федеральное государственное бюджетное учреждение, в ведении которого находится нацпарк. Порядок её определения, в свою очередь, прописан в приказе Министерства природных ресурсов и экологии России, который вышел 8 апреля 2015 года.
Далее в дело вступает география. В 1989 году была утверждена схема территориального планирования Прибайкальского национального парка. Согласно ей помимо участков суши в его границы была включена акватория Малого Моря. Это нашло отражение и в текстовом описании границ нацпарка. Вдобавок в 2017 году коллегия Верховного суда РФ, рассматривая тяжбу прокурора Иркутской области с правительством региона, постановила, что их (границы) определяет карта Байкальской природной территории, подготовленная в 2006 году. «Сейчас ведётся работа по постановке на кадастровый учёт территорий Прибайкальского национального парка, – рассказывает заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по развитию Денис Банщиков. – Согласно подготовленному проекту границ, сюда входит и километровая зона вдоль восточного берега Ольхона. Но пока мы говорим о том, что закреплено законодательно. Это акватория Малого Моря от мыса Зундук до мыса Хобой».
Прежде чем выйти здесь на лёд, необходимо будет получить разрешение. О вводе такой схемы было объявлено на заседании научно-технического совета «Заповедного Прибайкалья», которое состоялось 22 ноября. Разрешение будет платным для всех, кроме местного населения. Жителям Иркутской области необходимо будет заплатить 50 рублей, всем остальным – 100. Разрешение можно получить в центральном офисе «Заповедного Прибайкалья» в Иркутске, в конторе Островного лесничества в Хужире или Еланцинского лесничества в Еланцах. Пункт выдачи планируют организовать на «Хивусе» – судне на воздушной подушке, которое начнёт обслуживать переправу на Ольхон после окончания паромной навигации. Ещё один будет функционировать в визитно-информационном центре в Тажеранских степях, который должен заработать в марте 2020 года. Есть планы и по запуску автоматизированной электронной системы для выдачи разрешений. На пересечение ледовой переправы на Ольхон их получать не требуется.
«Оттягивать уже просто нельзя»
«Возникает вопрос: почему это делается именно сейчас, а не год, не два, не десять лет назад? – продолжает Банщиков. – Малое Море – один из приоритетных на сегодняшний день участков для обеспечения режима охраны и создания условий для регулируемого туризма и отдыха. Очень много людей посещает данную территорию, поток с каждым годом растёт. Оттягивать с соблюдением режима [особо охраняемой природной территории], с обеспечением безопасности уже просто нельзя». Аргумент звучит убедительно, однако в профессиональном сообществе обращают внимание на то, что решение было принято в конце ноября, когда раскуплена значительная часть туров на зимний Байкал. «Нужно было это сделать заранее – за год, не меньше, – уверен председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко. – Идёт подготовка, туроператоры формируют программу, определяют направления деятельности, за полгода [до начала сезона] выпускают уже готовые каталоги с ценами, несут большие затраты на рекламу. Сейчас уже набраны группы, которые будет отдыхать, туристические компании, операторы и агентства выставили стоимость. Люди, которых никто не предупредил, приедут, выйдут на лёд, а им скажут: «Надо заплатить». Тем самым мы дискредитируем себя».
Директор туркомпании «Байкалов» Анатолий Казакевич сомневается в перспективности идеи взимать плату за выход на лёд, но согласен с тем, что посещение национального парка должно быть платным. При этом, по его мнению, цена для жителей Иркутской области и Республики Бурятия должна быть минимальной – не более 100 рублей в сутки, однако для туристов из других регионов стоимость может быть повышена до 2-3 тыс. рублей, а для гостей из-за рубежа – до 6–8 тыс. рублей. «Есть успешный пример – Кроноцкий заповедник на Камчатке, – объясняет Казакевич. – Вход стоит порядка восьми тысяч в сутки с человека плюс услуги вертолёта и гидов. Это правильно, но в рамках данных услуг должны работать визит-центры и егеря, соблюдаться идеальная чистота, наличествовать обслуживаемые туалеты».
В «Заповедном Прибайкалье» в ответ подчёркивают: плата идёт на развитие инфраструктуры для цивилизованного туризма. «Установка аншлагов и туалетов, обустройство троп и стоянок, решение вопросов по вывозу мусора требуют серьёзных затрат, – поясняет Банщиков. – За счёт средств, которые предоставляются учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, не представляется возможным должным образом обеспечить строительство инфраструктуры. Мы участвуем в национальном проекте «Экология», деньги нам предоставляют, но на те вещи, которые связаны с эксплуатацией туристических маршрутов, направляются средства от приносящей доход деятельности – выдачи разрешений». Их отсутствие грозит туристам штрафом. Статья 8.39 Кодекса об административных правонарушениях – «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях» – предусматривает взыскание 3-4 тысяч рублей с физических лиц и 300–500 тысяч рублей – с юридических.
«Одной из основных задач, возложенных на учреждение, является обеспечение охраны уникальных природных комплексов и экосистем, а также контроль туристического потока и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, – подчёркивает заместитель директора «Заповедного Прибайкалья» по охране Василий Пестерев. – В целях сохранения природного и рекреационного потенциала территории посещение Прибайкальского национального парка допускается только по паспортизированным маршрутам и при наличии разрешений».
Следить за их выполнением инспекторы учреждения будут вместе со специалистами Государственной инспекции по маломерным судам, патрулирующими Малое Море. «Очевидно, что подъездов и подходов [к береговой линии] много, – продолжает Пестерев. – Будем устанавливать аншлаги, информирующие о том, что это территория Прибайкальского национального парка, на посещение которой требуется разрешение».
Дальше от берега
При этом в «Заповедном Прибайкалье» проводят паспортизацию ледового маршрута по акватории Малого Моря. Его планируют обозначать ограничительными маркерами и информационными щитами, также рассматривается возможность организации пунктов обогрева. В учреждении уверяют: как и получение официального разрешения, это гарантирует безопасность туристов. И напоминают: если выход на лёд разрешён, то выезд автомобилям за пределы переправы – нет. «Понятно, что предстоящий год у нас пилотный, – добавляет Пестерев. – Инспекторы будут проводить профилактические беседы, направлять людей в ближайшие пункты выдачи разрешений. Если гражданин откажется получить это разрешение, в таком случае инспекторы будут составлять протокол за нарушение режима особо охраняемой природной территории».
В дальнейшем практику выдачи платных разрешений планируют распространить на все участки акватории озера, которые входят в границы нацпарка. Для этого подготовлен проект километровой охранной зоны вдоль береговой линии. Однако прежде чем система заработает, необходимо поставить земли Прибайкальского национального парка на кадастровый учёт.