издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бесполезные полномочия

Региональное правительство игнорирует проблемы Байкальска и реконструкции иркутского аэропорта

Рекультивация отходов БЦБК, судя по всему, снова откладывается, несмотря на грозящую Байкалу экологическую катастрофу. О реконструкции иркутского аэропорта тоже пока придётся забыть. В проекте бюджета 2020 года на них не заложены достаточные средства. Если так пойдёт дальше, регион может потерять акции иркутского аэропорта, которые просто вернут в федеральную собственность.

Нынешним летом в Иркутской области случилась трагедия федерального масштаба – самый сильный паводок за последние сто лет наблюдений. Второй волной стихии накрыло город Байкальск, появилась реальная угроза схода селей с отрогов Хамар Дабана.

Учёные и общественники в очередной раз забили тревогу: над Байкалом нависла экологическая катастрофа. Если селевой поток пойдёт на Байкальск, ядовитые отходы БЦБК могут оказаться в озере, и это обернётся экологической катастрофой планетарного масштаба.

К счастью, на этот раз всё обошлось. Река Солзан вышла из берегов, повредила технологический мост и нитку канализационного коллектора, подтопила дороги и жилой сектор. Дождевые воды наполнили хранилища с отходами производства комбината. Но самого страшного удалось избежать. Байкал не пострадал. Правительство региона тогда критиковали все, включая прокуратуру и федеральный центр.

В какой-то момент жителям области показалось: уж теперь губернатор точно схватится за голову, вникнет в ситуацию и даст личное распоряжение изыскать деньги на создание селезащиты в Слюдянском районе и разработку проекта рекультивации отходов. Ведь никому не хочется войти в историю с меткой «убийца Байкала».

Однако надежды были напрасными. Губернатору, кажется, совсем не важно, о чём там думают жители области, общественники, учёные, депутаты, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура и даже федеральное правительство. Как выяснилось на минувшей сессии Законодательного Собрания, проектом бюджета на 2020 год предусмотрено… резкое сокращение средств на рекультивацию отходов БЦБК. У народных избранников такая позиция вызвала много вопросов. Тревогу забил депутат Государственной Думы Николай Николаев.

«Это означает, что правительство области, обладая всеми полномочиями, финансовыми средствами, статусом заказчика, в 2020 году снова не приступит к проекту рекультивации, несмотря на сохраняющиеся риски возникновения экологической катастрофы и наблюдаемую социальную напряжённость, а также внимание к этому вопросу со стороны населения, федеральных органов власти и президента», – заявил депутат в своём обращении к губернатору Иркутской области Сергею Левченко.

Ничем не разрешилась и ситуация с иркутским аэропортом. Как известно, регион получил акции авиаузла в областную собственность как раз перед приходом к власти Сергея Левченко. Но в нагрузку к правам и поступлениям в бюджет от прибыльного предприятия нам достались обязанности. Все они были прописаны в Указе президента «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения в Иркутской области».

Указ нужно исполнить к 2020 году, но региону совершенно нечем похвастаться. Не исполнен ни один пункт указа. Такой вывод был сделан недавно на комиссии по контрольной деятельности ЗС. Федеральное софинансирование на строительство нового аэропорта в размере 23 млрд рублей Иркутская область потеряла ещё несколько лет назад.

Все сделки о реконструкции международного терминала были отменены в 2019 году по требованию ФАС. Причина в том, что инвесторы были выбраны губернатором в результате каких-то кулуарных переговоров, без конкурса и в нарушение закона о конкуренции.

После этого губернатор делал разные заявления. В частности, обещал, что регион будет строить новый терминал самостоятельно. Однако до сих пор непонятно, в рамках какой региональной программы планируется выделить средства хотя бы на разработку проектно-сметной документации. Да и как верить губернатору, если он ещё в 2017 году на встрече с депутатами Государственной Думы обещал, что конкурс по новому аэропорту будет проведён в текущем году. Как выяснилось, конкурс никто проводить не собирался. Не собираются его проводить и сейчас.

«Вместе с тем представляется возможным использовать средства, вырученные посредством проведения конкурса, для покрытия части имеющегося дефицита регионального бюджета. В частности, от аналогичного конкурса в соседнем Красноярском крае в местный бюджет поступило более 4 миллиардов рублей дополнительного дохода от продажи 51% [акций] действующего в регионе аэропорта», – заметил в своём обращении Николай Николаев.

Мало того что бюджет соседнего Красноярского края получил приличные деньги, жители получили прекрасный авиаузел. Аэропорт в регионе уже построен и успешно работает, принося значительный доход в бюджеты всех уровней от увеличения туристического потока. Неужели в Иркутской области нельзя сделать так же?

«Обращаю внимание, что бездействие правительства Иркутской области в вопросе исполнения Указа президента может привести к изъятию акций и имущества аэропорта вновь в федеральную собственность, что будет означать потерю региональным бюджетом значительного объёма дополнительных доходов от проведения конкурса», – пишет Николай Николаев.

Депутат Законодательного Собрания Николай Труфанов отметил, что в госпрограмме «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» на 2019–2024 годы не заложены средства на проведение реконструкции аэродромной инфраструктуры.

– Отложена норма, или ко второму чтению будет правительством внесена статья, заложены средства на развитие инфраструктуры, в частности на строительство нового аэропорта и реконструкцию старого? – поинтересовался Труфанов у зампреда правительства Антона Логашова. Ничего вразумительного на этот вопрос Антон Борисович ответить не смог. Правда, он сказал, что «правительство и сам аэропорт занимаются проектированием». Однако легче от этого не стало. Потому что непонятно, кто именно проектирует и на какие деньги. Ведь разработка проектно-сметной документации для нового терминала не заложена в бюджете.

– Когда у нас будет проектно-сметная документация, только тогда мы можем заложить в бюджет какие-либо средства, – туманно пояснил Логашов. – И в течение 2020 года, я думаю, какие-то суммы будут появляться.

«Какие-то суммы», конечно, вряд ли будут появляьтся в течение года, тут Антон Борисович, скорее всего, лукавил. В области все силы и средства брошены на ликвидацию последствий наводнения. До сих пор сотни людей остаются без крова, они вынуждены зимовать в гнилых, разваливающихся домах, у родственников и знакомых, а то и вовсе в пунктах временного пребывания.

Сытые времена остались в прошлом, теперь дефицит бюджета составляет 8 млрд рублей, выявлено недофинансирование многих социально-значимых направлений. Между тем мы так и не успели построить достаточное количество школ и детсадов. В поликлиниках огромные очереди, на приём к узким специалистам нужно записываться за месяц вперёд. В регионе острая нехватка врачей и учителей.

Теперь за каждую социальную инициативу и за каждый соцобъект депутатам приходится буквально бороться. В этой ситуации лишних денег в бюджете нет и быть не может. Более того, правительство намерено покрывать дефицит за счёт новых банковских кредитов, что ещё больше увеличит нагрузку на дефицитный бюджет. Значит, придётся вновь срезать средства с социалки, чтобы отдавать их банкам, выплачивая проценты по кредитам.

Между тем есть идея, как помочь правительству спасти провальный проект реконструкции аэропорта. Губернатор и его команда часто летают в заграничные командировки. Например, в начале будущего года у правительства снова запланирован вояж в Австрию с оркестром, на это уже заложено 17 млн рублей из областного бюджета. Так, может быть, лучше правительство всем составом отправить на курсы повышения квалификации в Красноярск?

Учиться ведь никогда не поздно. Пусть они там точно узнают, как провести конкурс, привлечь инвестора на законных основаниях и, наконец-то, реконструировать аэропорт. Потом приедут и расскажут. Это будет гораздо дешевле и эффективнее для региона, чем поездка с оркестром. И нам будет чем гордиться, кроме выступлений губернаторского симфонического оркестра. Если мы построим аэропорт, может быть, к нам прилетит даже какой-нибудь венский оркестр. Иркутянам ведь тоже хочется его послушать и духовно обогатиться, как губернатор.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры