Клеймо жертвы
Беспечные люди притягивают к себе воров и мошенников
Нередко люди, которых обокрали, сами в этом виноваты из-за своей беспечности и тяги к выпивке. Уголовные дела такого рода самые массовые в судебном производстве. Бедность и повторяемость подобных криминальных сюжетов, вероятно, производят «смертную тоску» на тех, кто расследует случившееся и выносит судебные приговоры. Но, как ни крути, всё это органично вписывается в «прозу» жизни.
Доверчивые граждане готовы сто раз наступать на грабли, не умея учиться на ошибках других. Их легко вычисляют всякие нечистые на руку хитрецы. Отсидев небольшой срок на зоне по 158-й и 159-й статьям УК РФ, воры и мошенники вновь берутся за старое. И очередных лохов им даже искать не надо: они словно желают попасть в переплёт и заранее носят на себе клеймо потерпевших. Вот несколько историй из практики Свердловского районного суда Иркутска.
Расстелила постель вору
У матери двоих детей Веры Осиповой (здесь и далее фамилии изменены) было шапочное знакомство с Михаилом Жуковым 1994 года рождения. Он работал мастером в строительной фирме. Хотя имел малолетнего ребёнка, семейными узами себя не обременял, предпочитая свободу от любой ответственности. Вера не знала о том, что, несмотря на свои молодые годы, Михаил уже имел немалый криминальный опыт: успел из воспитательной колонии попасть в колонию строгого режима за воровство и грабёж. Наступил день, когда женщина пригласила его к себе домой. Общение происходило на кухне под водку. Младшая дочь в это время смотрела по телевизору мультики, старший сын ушёл ночевать к другу. Ближе к ночи гость признался, что хотел бы остаться, и тогда Вера постелила ему на диване.
Рано утром домой вернулся сын и обнаружил, что пропали три сотовых телефона. Самого гостя дома уже не было. Далее кражу расследовала полиция, на Жукова завели уголовное дело. Ночной гость попытался представить произошедшее так, что в квартире у женщины он вообще не был, а телефон взял у неё в машине. О двух других мобильниках ничего не знает. Пришлось опросить свидетелей. Восьмилетняя дочь Веры в присутствии педагога-психолога подтвердила, что дядя спал на диване. Разобранную постель видел и сын потерпевшей, который вернулся домой утром и удивился, что входная дверь была открытой. Это оказалось немаловажной деталью: ведь в квартиру в ночное время легко мог зайти кто-то другой и похитить остальные мобильники, находившиеся на подзарядке. По крайней мере, суд не исключил такой возможности.
Во время заседания Жуков заметно нервничал, понимая, что он, как ранее судимый, вряд ли может рассчитывать на условный срок. Не помогла и демонстрация самопорезов (членовредительства). Судьям знаком такой демонстрационный шантаж, когда человек хочет представить себя невменяемым. Поскольку преступление Жуков совершил в период непогашенной прежней судимости, то и отправился на два года в колонию строгого режима. А мать двоих детей получила урок, как приглашать в гости малознакомых мужчин.
Угроза дубиной
В этой истории тоже задействован сотовый телефон, но не гаджет заставил грабителя разыграть зверскую сцену у себя дома. Всё началось с безобидной сценки на привокзальной площади в Иркутске. К Андрею Сухову и даме, которая стояла рядом с ним, подошёл прохожий Тимофей Щукин. Спросил, где можно срочно подзарядить мобильник. Сухов ответил, что можно у него: он живёт недалеко, на улице Кайской. Тогда незнакомец открыл барсетку и вынул телефон. При этом было видно, что там лежала солидная пачка денег. Криминальный план созрел сразу. Хозяин квартиры охотно приглашает будущую жертву к себе домой, понимая, что ограбить его в замкнутом пространстве будет легче. В квартиру отправились в компании дамы.
Щукин не догадывался, что идёт к матёрому уголовнику, не раз судимому за воровство и грабёж. В квартире ему предложили сесть на диван и подождать, пока телефон зарядится. И тут он увидел увесистую деревянную палку, занесённую над его головой. Гостю приказано было отдать деньги по-хорошему. В кошельке лежало 27 тысяч рублей, расставаться с ними не хотелось. Тогда хозяин квартиры сделал зверское лицо и повторил замах. К этому моменту дама уже куда-то испарилась. Поняв, что можно запросто получить дрыном по голове, Щукин расстался с деньгами. И тут интересный момент: услышав громкие мужские голоса, в квартиру забежал сосед Сухова. В принципе, картина, которую он увидел, легко прочитывалась. Тем более что немного позже грабитель отдал нечаянному свидетелю семь тысяч рублей, попросив якобы «выкупить ранее сданный в ломбард телефон». В суде сосед проходил как свидетель, который, конечно же, «не догадывался» о грабеже. Кстати, выброшенную во двор палку полицейские нашли и приобщили к делу как вещественное доказательство.
О личности подсудимого суд составил своё мнение. К своим пятидесяти годам нигде не работающий Сухов уже порядком помотался по зонам и к моменту совершения очередного преступления находился под административным надзором с неснятой и непогашенной судимостью. По месту жительства характеризовался участковым уполномоченным крайне отрицательно. Приговор суда по ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабёж с угрозой применения насилия) был утяжелён не отбытой частью наказания за предыдущее преступление: 4 года 1 месяц в колонии строгого режима.
Чужая норковая шуба
Излишне доверился своему попутчику и хозяин автомобиля Антон Хорошилов. Он направлялся из Читы в Иркутск и согласился подвезти по тому же маршруту ранее не знакомого ему Ивана Мухачёва. Условие – возместить часть расходов на бензин. И вот конечная точка пути, раннее зимнее утро. На улице ещё темно. Попутчик благодарит водителя и забирает свои вещи из багажника. В руках у него на один пакет больше, но хозяин авто этого не замечает. Длинная дорога сближает попутчиков и притупляет бдительность.
Между тем в пакете находилась ценная вещь – норковая шуба стоимостью 44 тысячи рублей, которая принадлежала супруге водителя. Следующее действие разыгрывается уже в доме Мухачёва. Он предлагает своей жене примерить украденную шубу. Ещё можно было всё исправить: позвонить водителю, ведь они обменялись телефонами. Но этого не произошло. Поскольку шуба оказалась мала, супруги решили сдать её в ломбард, выручив за неё жалкие пять тысяч рублей. Объяснение для суда: очень нужны были деньги. И это понятно: подсудимый 1995 года рождения, отец двоих детей, нигде не работал.
А в семье, где исчезла шуба, взятая в кредит, понятно, забили тревогу. По телефону с виновником случившегося соединиться не удалось, и тогда пришлось прибегнуть к помощи правоохранительных органов. Мухачёва вычислили быстро. Полиция пришла к нему домой. Ценную вещь из ломбарда забрали и передали хозяйке. Вот только подклад у шубы был почему-то порван. Мухачёв извинился перед пострадавшими и обещал возместить ущерб, но это осталось на словах. Ему пришлось ответить за воровство по возбуждённому уголовному делу в Свердловском районном суде Иркутска. Лишать свободы подсудимого не стали, приговорили к 320 часам обязательных работ. Хоть какое-то, пусть временное, но трудоустройство для молодого человека во цвете лет.
Доверчивых простаков вокруг пруд пруди, и этим активно пользуются воры и мошенники всех мастей. Сегодня они изощрённо осваивают виртуальную сферу, но старые «контактные» способы увода денег и материальных ценностей тоже никуда не ушли. Это не значит, что мы должны лишиться спокойствия и безмятежности, подозревая каждого незнакомца в стремлении обчистить нас или обвести вокруг пальца. Но элементарная осторожность в определённых случаях всё-таки должна присутствовать. Психологи дают сегодня множество советов, как распознать плохие намерения чужого человека. В частности, надо обращать внимание на выражение глаз, язык тела. Только на практике подобные советы применить сложно. Гораздо лучше срабатывают базовые предостережения: избегать глухих мест в тёмное время суток, не выпивать с малознакомыми мужчинами у себя дома и не оставлять их потом на ночлег, да ещё и в присутствии детей. Позаботиться отдельно о сохранности дорогой покупки.
Ведь если бы гость Иркутска знал, что в залах железнодорожного вокзала имеются розетки для подзарядки мобильников (их немного, но они есть), он вряд ли бы стал обращаться с такой проблемой к первому встречному. А так пришлось рисковать не только деньгами, но и собственным здоровьем.