Сносить нельзя оставить
Какая судьба ждёт здание бывшей гостиницы «Сибирь»?
Совсем недавно бурю негодования иркутян вызвал снос дома Перевалова на улице Фурье. Обсуждение, начавшееся в местных социальных сетях, было продолжено в рамках нескольких публичных встреч, на которых присутствовали не только активные общественники, но и представители властных структур. В рамках сетевых и публичных дискуссий появился ещё один вопрос, который очень беспокоит горожан, неравнодушных к историко-культурному наследию Иркутска. Это судьба бывшей гостиницы «Сибирь». Вернее, той её части, что уцелела после страшного пожара 1995 года.
«Восточно-Сибирская правда» уже рассказывала о том, что в недавнем прошлом здание было выведено из реестра памятников. Это даёт собственникам полное право снести его. Между тем иркутские архитекторы указывают на то, что перед нами неординарный объект архитектурного наследия. В свою очередь, автор этой статьи хотел бы добавить, что это здание с богатейшей историей.
С доставкой пищи на дом
Обывательский взгляд, возможно, и не отыщет особой уникальности в гостиничном здании, расположенном по адресу: улица Ленина, 18. Но специалисты знают, что это ярчайший образец строения в стиле конструктивизма. Сам по себе стиль, возникший на заре советской эпохи, представлял собой необычайно интересное явление. Архитекторы отказались от декора, поставив во главе угла понятие формы. Но за счёт игры объёмов им удавалось создавать отнюдь не тривиальные строения.
В Иркутске зданий в этом стиле было построено не так уж много. Более того, некоторые из них в послевоенное время были перестроены уже в ключе сталинского ампира. Гостиница тоже не избежала ремонтных работ, но они не внесли ощутимой корректировки в первоначальный замысел автора. А проектировал здание хорошо известный в городе архитектор Казимир Войцехович Миталь, стоявший у истоков работы Иркутского отделения Союза архитекторов. Он оставил иркутянам большое архитектурное наследие. При этом нельзя не признать, что некоторые строения, построенные по проектам Миталя, имеют значительное сходство друг с другом. В этом плане гостиница «Сибирь» выделяется как самобытный объект.
До пожара строение занимало весь квартал между улицей Свердлова и Банковским переулком (ныне это улица Канадзавы). Здание имело сложную форму: два дугообразных крыла и Т-образный центр, смотрящий выступом во двор. Также с уличной стороны к центральной части примыкала двухэтажная пристройка, в которой находился главный вход в гостиницу. Композицию удачно дополняли два внушительных пилона в форме параллелепипедов, которыми были разделены центральная часть и крылья строения. Постройка удачно вписывалась в общую панораму улицы Ленина. Причина в том, что архитектор очень чутко подошёл к вопросу проектирования объекта, полностью подчинив его пропорции особенностям имеющейся территории.
Построена гостиница была в 1931–1933 годах. В 1934 году она приняла первых постояльцев. Длительное время именовалась «Центральной» и в полной мере оправдывала такое название. Она считалась лучшим заведением подобного рода в городе. И располагала номерами, обстановка которых была для своего времени впечатляющей. Например, на старых фотографиях можно видеть просторные кожаные диваны, красивые ковры. Был хорошо известен и ресторан, действовавший при гостинице. Ещё в довоенное время он стал практиковать весьма популярную сегодня, но нечастую для того времени услугу доставки пищи на дом. В номере «Восточно-Сибирской правды» от 21 декабря 1936 года можно увидеть следующее рекламное объявление (публикуем без каких-либо коррекций): «Ресторан при Центральной гостинице принимает предварительные заказы на завтраки, обеды и ужины как в ресторане, так и от учреждений и отдельных лиц с доставкой на квартиры. Предварительная запись на столики на встречу Нового года. Кухня находится под наблюд[ением] шефа-кулинара Кубарева. Ресторан открыт с 8 час. утра до 2 ч. ночи. Дирекция».
Знаменитые постояльцы
В «Центральной» останавливались видные политики, учёные, деятели литературы и искусства – думается, большинство знаменитостей, бывавших в Иркутске в середине прошлого столетия. Список мог бы быть весьма представительным. К огромному сожалению, фонд гостиницы, некогда существовавший в Государственном архиве Иркутской области, был в 1971 году ликвидирован по недальновидности тогдашнего руководства организации. О нём в фондовом перечне имеется следующая пометка: «Выделен в макулатуру, акт № 18 от 17.08.1971». Едва ли следует удивляться, поскольку годом позже такая же судьба постигла даже фонд Управления сибирских линий Всесоюзного общества «Добролёт», несмотря на то что именно с этим обществом связаны первые успехи советской авиации. А ведь оба фонда сегодня могли бы рассказать о многом…
Что же касается гостиницы «Центральная», то её история славится не только постояльцами, приезжавшими сюда на незначительные сроки. В течение длительного времени здание было местом постоянного проживания многих известных в городе людей, в первую очередь представителей творческих профессий. Ещё до войны, в сезоне 1936-1937 гг., когда в городе работала опера, здесь жил балетмейстер Александр Монковский вместе с женой – балериной Мариной Корсаковой. èèè
С ними же находился и их сын – начинающий артист балета Здислав Монковский. В следующем сезоне семья переселилась в артистическую гостиницу «Красная звезда», где балетмейстер и был арестован в апреле 1938 года как «враг народа». В октябре Монковский-старший был расстрелян. Его сын в дальнейшем достиг больших успехов: он стал солистом Мариинского театра. Автор статьи встречался со Здиславом Александровичем осенью 2014 года. Ему тогда было 96 лет. Это был очень жизнерадостный и бодрый человек. Возраст на его сознании и памяти не отражался совершенно. Здислав Александрович очень много рассказывал, охотно показывал снимки из своего архива. На одном из них – артисты балета в скверике напротив «Центральной». На другом можно увидеть Здислава Александровича с родителями уже внутри здания – в их номере. Это очень интересный кадр, с которым хочется познакомить и наших читателей.
В годы войны именно здесь, в стенах «Центральной», жили артисты Киевского театра оперы и балета, который находился в нашем городе в эвакуации в течение полутора лет. Что же касается послевоенного времени, то в гостинице также проживали деятели искусства и литературы. Причём некоторые находились здесь долгое время. В качестве примера можно назвать знаменитого поэта Юрия Левитанского, начинавшего свой творческий путь в Иркутске. Несколько лет назад мне посчастливилось созвониться с его тогдашней женой – Мариной Павловной Левитанской. Она поделилась интересными воспоминаниями об иркутской жизни первого послевоенного десятилетия. С теплотой рассказывала о гостинице и о композиторе Юрии Дмитриевиче Матвееве – председателе Иркутского отделения Союза советских композиторов. Он тоже жил в этих стенах. Приведу фрагмент повествования Марины Павловны: «Мы с Юрием Левитанским жили после свадьбы в гостинице «Центральная». В те годы она была постоянным местом проживания многих деятелей культуры Иркутска. Помню, там жили артисты музкомедии Гросс и Воробьёва, артист драмтеатра Ситко. Там же обитал в послевоенное время и Юрий Матвеев. Он запомнился мне как очень приятный и какой-то беззащитный человек. Когда они с Левитанским создали «Песню о нашем городе», её стихийно запели все вокруг. Помню, даже ночью идут люди по улицам и поют о студёном ветре, дующем от Байкала». Добавим, что песня фактически была гимном послевоенного Иркутска. И не исключено, что родилась она именно в стенах «Центральной».
Гостиница в стиле ретро
В дальнейшем гостиница сменила название, став «Сибирью». Вплоть до первых постперестроечных лет она продолжала высоко котироваться, хотя в городе появилась целая сеть подобных учреждений. Благополучному существованию гостиницы пришёл конец в ночь на 13 марта 1995 года. Тогда в здании произошёл страшный пожар. Роковую роль сыграли деревянные перекрытия. О том, как развивались события той злополучной ночью, за истекшие 24 года иркутские СМИ писали многократно. Сегодня, не сосредоточиваясь на подробностях, повторим официальную статистику. Была установлена гибель 7 человек. Впрочем, «Коммерсантъ» заявлял даже о гибели 11 людей. Вероятно, разночтения вызваны тем, что трупы нескольких человек, находившихся в здании, обнаружить так и не удалось, поэтому они числятся пропавшими без вести. 21 человек получил увечья различной степени тяжести.
Что же касается здания, то практически полностью выгорели изнутри левое крыло и центральная часть. Стены, сплошь покрытые копотью, производили на иркутян гнетущее впечатление. Но, просматривая снимки, сделанные после происшествия, невозможно не обратить внимание на одно обстоятельство: стены, конечно же, почернели, но не производят ощущения безнадёжно «аварийных». Вполне вероятно, что сгоревшую часть тоже можно было восстановить, полностью заменив внутренние перекрытия, но сохранив фасадную стену. Но и левое крыло, и центральная часть были разобраны полностью. Так предписала тогдашняя экспертиза. Почему? Собственно говоря, иркутяне, с которыми беседовал автор этой статьи, высказывали три гипотезы. Первая заключается в том, что здесь сработал принцип «ломать – не строить», то есть большую часть «Сибири» снесли, чтобы не возиться с восстановлением. Вторая – на землю существовали какие-то планы, но их так и не реализовали. Третья – всё-таки крепость стен на фотографиях иллюзорна, то есть сохранить подлинный фасад возможности не было. Чёткого ответа на вопрос, не была ли излишней та горячность, с которой разобрали подвергшуюся пожару часть гостиницы, похоже, уже не будет. Ведь на дворе стояли девяностые годы, и редко в подобных случаях проводились качественные экспертизы. Ну а Юрий Левитанский, узнав о пожаре, посетовал, что это было последнее иркутское здание, которое помнило его молодым.
Проект восстановления «Сибири» был разработан «Иркутскгражданпроектом» в кратчайшие сроки – уже в 1995 году. Но территория, ранее занятая левой и средней частями здания, до сих пор остаётся пустынной. Её владелец так и не предпринял никаких действий. Когда «Сибирь» состояла в реестре памятников, по всем существующим нормам необходимо было восстанавливать утраченную часть. Но этого не происходило. Территория медленно зарастала бурьяном. На этот беспорядок всегда обращали внимание гости нашего города, ведь здесь самый центр Иркутска. Теперь, когда «Сибирь» исключена из реестра, можно беспрепятственно сносить её оставшуюся часть и застраивать пустырь так, как захочется владельцам земли.
Но пока «Сибирь» всё ещё может быть восстановлена. Известный иркутский архитектор Алексей Чертилов рассказал, что восстановление здания может не только порадовать неравнодушных к истории иркутян, но и принести несомненную выгоду собственникам. Дело в том, что его планировка пригодна для того, чтобы использовать помещения под размещение офисов. Кроме того, вполне может быть разработан вариант создания ретро-гостиницы. В наши дни в столичных городах подобные заведения набирают всё большую популярность. Остаётся надеяться, что собственники обдумают эти варианты.