Губернаторская аномалия
Исполнение поручений президента по охране озера Байкал возьмут под парламентский контроль
Основные темы президентских поручений – это утилизация отходов БЦБК и развитие туризма в Байкальской природной территории, напрямую связанное со строительством нового аэропорта в Иркутске. Казалось бы, задачи обозначены, федеральное финансирование под них выделено. Осталось засучить рукава и сделать. Непреодолимым препятствием в разрешении «байкальского клубка» стала... бездеятельность правительства и губернатора Иркутской области. Причём рациональными причинами объяснить позицию региона трудно.
В Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания «О ходе реализации поручений президента по сохранению озера Байкал». Инициатором их проведения стал председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. В итоге парламентарии были вынуждены признать: 45 поручений главы государства, касающиеся ситуации в Прибайкалье, практически не выполняются.
Лигниновая история
История с рекультивацией накопленных отходов БЦБК началась в 2016 году. Именно тогда региону была поставлена задача: разработать механизм ликвидации более 6 млн тонн токсичных отходов, накопленных за полвека работы комбината. Причём действовать нужно быстро. Ведь отходы – лигнин, чёрный щёлок и хлор – находятся в специальных картах-накопителях, построенных ещё в советское время.
А самое главное – хранилища расположены прямо на берегу Байкала, в селеопасной зоне. Сели в этих местах случаются примерно раз в 5 лет. Учёные давно бьют тревогу: Байкальск и озеро живут словно на пороховой бочке. В обращённых к городу предгорьях Хамар-Дабана уже сформировались селевые очаги.
Их прорыв может произойти из-за аномалий гидрометеорологической или сейсмотектонической активности. В случае схода селевой поток попадёт в Байкал, в том числе через территорию Байкальска. Экосистеме озера будет нанесён такой ущерб, от которого Байкал не оправится ещё сотни лет. Кроме того, под угрозой окажется 12-тысячное население Байкальска, а также Иркутское водохранилище. Но, несмотря на предупреждения учёных, предписания природоохранной прокуратуры и даже решение суда, противоселевые мероприятия не выполнены.
Нынешним летом едва не сбылись самые худшие ожидания. После продолжительных дождей река Солзан вышла из берегов и частично затопила Байкальск. Был разрушен технологический мост, повреждения получил канализационный коллектор. Карты с лигнином переполнились дождевой водой. Появилась реальная угроза попадания отходов в Байкал.
Чтобы этого не допустить, сотрудники «Росгеологии» были вынуждены в экстренном порядке откачивать из карт шламовую воду. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: разовые меры никак не помогут, если с гор пойдёт настоящий сель.
На сегодняшний день никакие работы по утилизации отходов не ведутся. Более того, нет даже проекта утилизации, хотя очередной срок его разработки истёк ещё 30 июня 2019 года. Подрядчик, которым по распоряжению правительства РФ было назначено АО «Росгеология», не может приступить к нормальной работе. Если называть вещи своими именами, причиной тому стало правительство региона, которое бесконечно меняет правила игры, выдвигает новые требования или попросту блокирует работу. Нынешним летом планировалось приступить к рассмотрению предложенных технологий, описание которых размещено на специальном общедоступном ресурсе. Однако правительство региона так и не согласовало эту работу. В итоге лето потеряно, а решения всё нет.
Вместо этого губернатор озвучил новую идею: нужно сменить подрядчика. Вместо мощнейшей «Росгеологии« Сергей Левченко предложил завести в проект частную структуру – «ГазЭнергоСтрой«, подконтрольную бизнесмену Сергею Чернину. Предприятие уже зарекомендовало себя не лучшим образом в Латвии, Нижнем Новгороде и Челябинске.
Важно, что «Росгеология» была назначена исполнителем работ специальным постановлением правительства РФ. Очевидно, губернатор не считает, что этот факт может быть препятствием для исполнения его планов. Тем более его не смущает, что «ГазЭнергоСтрой» предлагает использовать технологию пиролиза, попросту – сжигания лигнина. Во-первых, это безумно дорого. Во-вторых, по мнению Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, использовать такой метод на Байкале нельзя ни при каких обстоятельствах.
В августе Сергей Левченко обратился к главе государства с просьбой рассмотреть возможность передать полномочия подрядчика «ГазЭнергоСтрою». Владимир Путин в ответ поручил Генпрокуратуре, ФСБ и МВД оценить действия чиновников по охране Байкала. Кабмину было поручено утвердить перспективный проект развития Байкальской территории.
Взлёт откладывается
Ничем не лучше обстоит дело с развитием иркутского аэропорта. В 2014 году он был передан в областную собственность. Получив такой шикарный подарок, регион принял на себя целый ряд обязательств. В частности, речь шла о реконструкции старого и строительстве нового аэропорта в рамках государственно-частного партнёрства. Регион должен был посредством открытого конкурса привлечь в проект инвестора и 20 млрд рублей, а государство добавляло ещё 23 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы, в которую вошла область.
В регионе сразу был разработан проект реконструкции старого аэропорта, включавший в себя разворот взлётно-посадочной полосы. Однако после прихода к власти Сергея Левченко в 2015 году схему забраковали. Вскоре новый губернатор заявил, что найдено новое решение и даже назвал будущих партнёров – группу компаний Романа Троценко. Впрочем, никакого публичного обсуждения проекта не последовало.
Время от времени глава региона выдавал общественности строго дозированные подробности, однако объявлять конкурс не спешил. Между тем, в постановлении Минтранса РФ было особо оговорено, что процедура выбора инвестора должна проходить через конкурс. Непонятная активность вокруг областных активов привлекла внимание депутатов Законодательного собрания и Федеральной антимонопольной службы.
ФАС несколько раз предупреждала областное правительство о необходимости провести публичный конкурс по выбору инвестора. Однако этого так и не было сделано.
Для региона всё закончилось печально. В июле 2018 года был торжественно заложен первый камень в основание нового международного терминала аэропорта. А в ноябре антимонопольная служба завела дело в отношении губернатора Сергея Левченко, АО «РампортАэро», ООО ИК «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система управления», ООО «Рампорт Безопасность», АО «Международный аэропорт Иркутск«. Все сделки были заблокированы, а после окончания расследования – отменены.
Комиссия центрального аппарата ФАС выявила в действиях исполнительной власти региона и хозяйствующих субъектов нарушение антимонопольного законодательства. Проверка Контрольно-счётной палаты области показала – власти не выполнили ни одного пункта соглашения с Минтрансом РФ. Из-за этого регион был исключён из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы РФ» на 2010-2021 годы и лишился 23 млрд рублей софинансирования. Об этом, в частности, говорилось в письме заместителя министра транспорта РФ к губернатору.
После расследования ФАС к делу подключилась Восточно-Сибирская транспортная прокуратура. В представлении в адрес губернатора говорится, что из-за длительного бездействия правительства в непосредственной близости от аэропорта появилась плотная жилая застройка. Это уже сейчас создаёт угрозу для безопасности полётов.
Между тем, губернатор снова заявляет о планах по строительству терминала. На этот раз -мы будем всё строить самостоятельно. Конечно, терминал получится «не такой нарядный« и дорогой, как планировали, зато – свой. На встрече в Клубе публичной политики Сергей Левченко в конце октября снова заговорил о переносе аэропорта за черту города. Но опять отказался назвать площадку. На заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС министр ЖКХ, транспорта и связи Артур Сулейменов вынужден был признать, что площадка до сих пор не выбрана.
Таким образом, за четыре года регион нисколько не продвинулся вперёд и даже откатился назад. Потеряно доверие федерального центра, а без него искать серьёзных инвесторов – очень сложная задача.
«Они к нам не едут»
Между тем, отсутствие в регионе современного аэропорта, способного принимать любые типы воздушных судов, ставит крест на развитии туризма. Мы вынуждены принимать в основном китайцев среднего достатка, которые прилетают на своих чартерах, со своими гидами и селятся в своих гостиницах, оставляя в регионе минимум денег. Другие категории туристов просто не могут добраться до Иркутска, ведь существующая инфраструктура не отвечает мировым стандартам.
По итогам парламентских слушаний депутаты Госдумы решили взять на парламентский контроль выполнение поручений президента, касающихся сохранения Байкала. Для этого федеральное и региональное правительство, а также госкорпорация ВЭБ как оператор проекта рекультивации должны раз в квартал предоставлять в Думу отчёт о проведённых работах.
– Такая форма парламентского контроля позволит оперативно выявлять нарушения сроков исполнения поручений, – отметил Николай Николаев. – Она хорошо себя зарекомендовала при подготовке законопроекта о «лесной амнистии».
Кроме того, депутаты рекомендовали создать на федеральном уровне единый координационный центр по исполнению поручений главы государства в отношении сохранения Байкала. По плану, он должен был начать работу с января 2017 года. По факту – не существует до сих пор.
Наконец, Николай Николаев предложил разработать единый информационный ресурс. На нём в открытом доступе будут публиковаться сведения об экологическом и социально-экономическом состоянии Прибайкалья, о принимаемых решениях и ходе их реализации. Байкал – слишком дорогое наследие, чтобы мы могли себе позволить его потерять. Поэтому прежде всего нужно обеспечить прозрачность и доступность информации о том, что же происходит вокруг озера.
Депутаты решили, что в первую очередь нужно наладить работу по отбору наиболее современных технологий, которые позволят наконец решить проблему утилизации отходов.
– Инициатива Госдумы крайне актуальна и своевременна, – отметил председатель правления иркутской областной общественной организации «Байкальский центр гражданской экспертизы« Юрий Фалейчик. – Исполнение президентских поручений находится под угрозой срыва. Особую тревогу вызывает позиция правительства Иркутской области. Кулуарность в принятии решений, ставшая стилем администрации Левченко, задвигает на задний план вопросы безопасности.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ Александр Якубовский тоже поддержал инициативу коллег.
– Сегодня, когда Левченко говорит о необходимости смены подрядчика, необходимо проанализировать ситуацию, дать оценку деятельности как заказчика, так и «Росгеологии», – отметил Якубовский. – Процедура выбора технологии должна быть максимально прозрачной, чтобы не повторять уже сделанных ошибок. Инициатива депутатов Госдумы должна в этом помочь.
– Если бы поручения президента исполнялись, бизнес чувствовал бы себя комфортнее, но этого нет, – отметил генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. – Привлекательность Байкала для туристов несомненна. Но сегодня мы имеем ситуацию, в которой к нам в основном едут китайцы среднего достатка, которые тратят $50-60 в день. При этом в КНР есть около 100 миллионов человек другого уровня и запросов. Но они к нам пока не едут. А ситуация с аэропортом не меняется уже который год, и пока выхода не видно. Появится инфраструктура – подтянется и бизнес, который готов строить гостиницы, оздоровительные комплексы, рестораны и т.д. Пока же мы развиваем туризм в Байкальском регионе, постоянно преодолевая препятствия.