Сергей Сокол: меры по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината должны быть приняты безотлагательно
Меры по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината должны быть приняты безотлагательно. Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол, принявший участие в парламентских слушаниях на тему «О ходе реализации поручений Президента Российской Федерации по сохранению озера Байкал». Организатор слушаний в Государственной Думе ФС РФ – комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям под руководством Николая Николаева. Участие в заседании также приняли депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации, представители профильных министерств правительства РФ, Счетной палаты РФ, а также Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков.
Выступая с докладом, Сергей Сокол подчеркнул, что, несмотря на остановку комбината в 2013 году, до настоящего времени реализация мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК, не начата. За годы работы БЦБК накоплено 6,2 миллиона тонн опасных отходов. По оценкам Лимнологического института катастрофа от попадания лигнина в Байкал будет сравнима с 700-летним сбросом БЦБК без очистки прямо в озеро. А в результате проливных дождей, прошедших летом этого года, карты БЦБК с отходами оказались залиты водой и переполнены – в них скопилось почти 1,5 миллиона тонн надшламовых вод.
«Всего в 500 метрах от Байкала в аварийных накопителях очистных ТЭЦ находятся порядка 200 тысяч тонн жидкости, содержащей очень опасное вещество – черный щёлок. Объем аварийных накопителей ограничен, и на сегодня уровень жидкости достиг критической отметки. Это реальная угроза экологии Байкала, людям, живущим на его берегах», — отметил Сергей Сокол.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Владимир Логинов рассказал, что министерство разделяет опасения о катастрофических последствиях для озера, которые могут возникнуть в результате селя. По его мнению, противоселевые мероприятия могут быть включены в федеральную целевую программу по защите Байкала, однако с такой инициативой должна выступить Иркутская область.
Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков обратил внимание на то, что важной проблемой в ликвидации отходов БЦБК, помимо отсутствия утвержденной технологии переработки отходов, является отсутствие координационного органа, который бы определял, кто ответственен за конкретное направление, и отвечал за комплексную работу.
Глава комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов, выступая на слушаниях, рассказал, что обратился в Следственный комитет России с просьбой проверить расходование бюджетных средств на мероприятия по ликвидацию экологического ущерба, нанесенного озеру Байкал. По мнению парламентария, средства в размере почти 6 млрд рублей, выделенные в рамках федеральной целевой программы по охране озера Байкал, могли быть использованы неэффективно.
Участники парламентских слушаний утвердили рекомендации для органов власти. Так, правительству РФ рекомендуется определить координационный орган по вопросы охраны озера Байкал. Николай Николаев также напомнил, что существует перечень поручений Президента по вопросу сохранения озера со сроком исполнения до 1 января 2020 года, однако, вероятнее всего, к этой дате они выполнены не будут. В связи с чем предлагается обратиться в правительство Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края и ВЭБ инжиниринг с предложением ежеквартально предоставлять отчет об исполнении этих поручений. По мнению участников слушаний, необходимо привлекать к контролю над реализацией мероприятий и Счетную палату России. Кроме того, работы по отбору технологий для ликвидации накопленных отходов должно проводиться максимально открыто.
Правительству Иркутской области рекомендовано разработать противоселевые мероприятия для защиты Байкала, а Министерству природы РФ – включить такие мероприятия в федеральную целевую программу. В Государственной Думе будет рассмотрен вопрос о создании рабочей группы по совершенствованию законодательства, в частности по вопросу регулирования действий органов власти в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.