Выбор профессии
Школьники из Ольхонского района побывали на стажировке в СМИ Иркутска
15 старшеклассников из сёл Хужир, Еланцы, Бугульдейка и Куреть побывали в редакциях СМИ Иркутска. Они посетили «Радио России. Иркутск» ИГТРК и редакцию газеты «Восточно-Сибирская правда». Профессиональные стажировки – часть проекта «Остров будущего», ставшего осенью 2018 года победителем конкурса президентских грантов.
В студии «Радио России. Иркутск» ребята узнали об истории радиовещания в Иркутской области, смогли на практике познакомиться с тем, как идёт запись блоков новостей по различной тематике. Сейчас в распоряжении радийщиков современная техника, а когда-то процесс монтажа программ был очень трудоёмким: «черновую» запись крутили на одном магнитофоне, а на другую бобину записывали готовый вариант, пропуская ненужные фразы. Цензурой занималась специальная структура – «Лито», ставившая после одобрения свою печать. Если она пропускала какой-либо материал в эфир, то говорили, что он был «залитован».
Стены в звукозаписывающей студии выполнены из специального звукоизоляционного материала, а за ширмами здесь прячется настоящий рояль. В своё время в Иркутской радиостудии были свой хор, оркестр русских народных инструментов, группа солистов и симфонический оркестр. Иркутяне слушали музыку, арии из опер, новые песни.
Говоря о профессиональных стажировках для школьников, редактор «Радио России. Иркутск» Янина Давитян отметила, что для ребят очень важно получить больше представления о различных профессиях. «Начинающим журналистам, например, полезно пораньше определиться, где именно они хотят работать, улучшать свои навыки во время прохождения практики. В редакциях юные журналисты могут встретиться с теми людьми, которые примут профессиональное участие в их становлении и судьбе», – отметила Янина Давитян.
После чего ребята отправились в редакцию газеты «Восточно-Сибирская правда». Сначала с ними встретился главный редактор, заведующий кафедрой журналистики Иркутского государственного университета Александр Гимельштейн. Он рассказал об истории нашей газеты, которая в следующем году отметит своё 102-летие. История «Восточки» во многом драматична: все ключевые события она переживала вместе со страной. В числе тех, что оставили свой след, гражданская война, 1937-й год, когда издание потеряло значительную часть редакции, Великая Отечественная война и так далее.
В то же время газете удаётся идти в ногу со временем: в числе одной из первых у неё появилась своя электронная версия – с февраля 1997 года. Сайт «Восточки» занимает устойчивые позиции среди пятидесяти самых посещаемых ресурсов средств массовой информации России. Говоря о нынешней структуре редакции, Александр Гимельштейн отметил, что она, по его мнению, на данный момент оптимальна и отвечает всем необходимым задачам.
Ребята активно задавали вопросы: интересовались, сколько именно номеров «Восточки» вышло с даты основания, когда главный редактор принял решение стать журналистом и нужно ли корреспондентам профильное образование. Главный редактор издания, который является также заведующим кафедрой журналистики Иркутского государственного университета, отметил, что в профессию часто приходят люди без профильного образования, но многие впоследствии принимают решение восполнить этот пробел.
Обозреватель «ВСП» Юлия Сергеева рассказала ребятам об известных иркутянах, в своё время сотрудничавших с редакцией. Её коллега Егор Щербаков поделился своим опытом в подготовке журналистских материалов с использованием открытых источников. В числе доступных для корреспондентов сайтов, которые могут быть полезны в работе, – официальная страница Федеральной службы государственной статистики, сайт «Флайтрадар», позволяющий в реальном времени отслеживать воздушные суда.
Бильд-редактор «Восточно-Сибирской правды» Николай Бриль организовал мастер-класс по созданию газетных фотоснимков, на котором поделился своим опытом работы. По его мнению, главное для фотографа – умение видеть прекрасное в самом обычном, по-настоящему любить жизнь и людей. Пребывая именно в таком состоянии, фотограф всегда сможет найти сюжеты для съёмки, которые ему подкинет сама жизнь.
Первый заместитель главного редактора Альберт Батутис провёл экскурсию по редакции газеты, рассказал, как готовится номер: от задумки материала до отправки газеты в типографию. В пятницу ребята смогли увидеть часть газеты, которую все остальные читатели получат только во вторник. Дизайнер, верстальщик Марина Южакова показала, как газетный материал вместе с фотографиями размещается на полосе.
Кроме того, ольхонские школьники побывали в гостях в региональном отделении ОНФ. Ребята уже несколько лет принимают активное участие в мероприятиях Народного фронта и «Молодёжки ОНФ» в Иркутской области: проводят экологические субботники на побережье Байкала, участвуют в лесовосстановлении, развивают волонтёрство в различных направлениях.
«В жизни часто встречаются люди, которые сожалеют о том, что выбрали не ту профессию. И поэтому очень важно дать детям возможность как можно раньше познакомиться с большим набором профессий. Сегодня в обществе не очень серьёзное отношение к профориентации, хотя получение специальности зачастую является весьма затратным делом. И если после учёбы человек осознаёт, что не будет работать по полученной специальности, получается, напрасно потрачены время и средства», – рассказала член регионального штаба ОНФ в Иркутской области, руководитель проекта «Ольхон – остров будущего» Эльмира Семёнова.
По её мнению, проект «Профстажировки» особенно полезен для детей из отдалённых сельских территорий. Старшеклассники отметили, что поездка была очень интересной и познавательной. Теперь они с нетерпением ждут очередной стажировки, поделилась Эльмира Семёнова.
Напомним, это уже не первый выезд ребят в областной центр. Летом они побывали в Иркутской областной клинической больнице. Школьники познакомились с работой перинатального центра и реанимации. В сентябре был организован выезд в ГУ МВД России по Иркутской области. Ребята посетили дежурную часть МУ МВД России «Иркутское», а также Музей Госавтоинспекции, узнали об особенностях работы в полиции и получили исчерпывающие ответы на свои вопросы. По итогам поездки несколько старшеклассников приняли решение о поступлении в профильный вуз.