Обитель знаний
Образовательная среда в Иркутске развивается быстрыми темпами
70 лучших педагогов Иркутска получили медали «За верность профессии». Награды им вручил мэр Иркутска Дмитрий Бердников на торжественном приёме, приуроченном ко Дню учителя. Глава города поздравил представителей педагогической общественности с профессиональным праздником, а также отметил лучшие учреждения образования.
В рейтинге 2019 года лучшими общеобразовательными учреждениями признаны Лицей ИГУ, центр образования № 47, гимназия № 25, а также школы №№ 14, 23, 30, 53, 64. Лучшими учреждениями дополнительного образования стали Детско-юношеская спортивная школа № 5, Дворец детского и юношеского творчества, Центр детского технического творчества.
«Сегодня мы благодарим наших учителей, говорим спасибо не только за знания, но и за мудрые советы, заботу, личный пример, – сказал Дмитрий Бердников. – Иркутск всегда славился сильными педагогическими традициями, высоким качеством образования. И в этом, несомненно, ваша заслуга. Благодаря вам у нас подрастает новое поколение активных, творческих ребят. Наши школьники побеждают на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Активно участвуют в общественной и культурной жизни города. Дорогие педагоги! Примите благодарность за ваш нелёгкий самоотверженный труд, за ваш вклад в будущее Иркутска. Спасибо вам за наших детей! Здоровья, благополучия и успехов, с праздником!»
В актовом зале детского культурного центра «Дружба» для работников и ветеранов общего и дополнительного образования провели праздничную программу.
Школьное строительство
1,3 миллиарда рублей направлено из городского бюджета на строительство и капитальный ремонт школ. К началу нового учебного года свои двери открыла новая школа в микрорайоне Лесной, теперь у неё есть номер – школа № 33. Здание было построено в кратчайшие сроки. Кроме того, первого сентября учеников приняли новый блок гимназии № 25 и спортивный модуль школы № 29. А также выполнен капитальный ремонт зданий школ № 8 и № 9. В итоге к началу нынешнего учебного года удалось ввести около 1200 новых мест в школах. Всего в Иркутске работают 74 образовательные организации.
С каждым годом в Иркутске становится больше школ. Но и количество учеников прибавляется. Растёт рождаемость, в наш город переезжают жители соседних регионов – Бурятии, Забайкальского края, Якутии, а также городов и посёлков Приангарья. Около 83 тысяч человек сели в нынешнем году за парты, в том числе около 10 тысяч первоклассников.
Строительство новых школ в областном центре продолжается. Уже началось возведение нового учебного блока в школе № 14. Получена экспертиза проекта строительства пристроя в школе № 57, также полностью подготовлены проекты нового здания школы на улице Багратиона и пристроя к школе № 53. Каждый образовательный модуль рассчитан на пребывание 525 учеников. Кроме того, в ближайших планах строительство пристроя на 250 мест к школе № 75.
В Иркутске ведётся планомерная работа по созданию комфортной образовательной среды. Школы комплектуют современным оборудованием. Иркутск может гордиться, что у нас есть сразу три школьных планетария – купольные в новой школе № 69 в микрорайоне Эволюция, в Лицее ИГУ и во вновь открывшейся школе № 19. В этой школе работает самый большой школьный планетарий в стране. Ученики смотрят научно-популярные фильмы в хорошем качестве, а также сами создают видеоматериалы о своих исследованиях.
Меняется внешняя среда, вместе с ней изменения происходят в содержании образования. От изучения теории школьники переходят к практике: проверяют гипотезы, исследуют, экспериментируют, получают собственные результаты.
Как отметил начальник городского департамента образования Александр Костин, у ребят появилась возможность с начальной школы выбирать профильные направления. 1300 иркутских учеников уже выразили готовность углублённо изучать предметы: русский язык, математику, географию, историю, биологию и другие.
Кроме того, при подготовке и проведении уроков педагоги школ используют культурный и исторический потенциал Иркутска, рассказывают и показывают детям памятники и примечательные уголки родного города. Многие школы взаимодействуют с вузами, знания ученикам передают учёные, студенты-исследователи. Третий год в Иркутске действует проект «Академический час», в рамках которого проходят встречи, школьники знакомятся с людьми разных профессий – с управленцами, инженерами, специалистами по транспорту и так далее. Такие занятия проходят у учеников начиная с седьмого класса.
В иркутских школах идёт работа по выявлению одарённых детей. Для них педагоги составляют индивидуальные программы и помогают развивать таланты. Создаются специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения подстраиваются под особенности детей, чтобы они могли осваивать учебный план и им было комфортно учиться.
Ещё одно нововведение в иркутских школах: теперь в журналах успеваемости учитываются все достижения ребёнка. Если ученик занимается в художественной или музыкальной школе, спортивной секции или в кружке, один раз в четверть он может принести в школу справку из учреждения дополнительного образования. Его отметки в кружках и секциях проставляются в графах соответствующих предметов – физкультуры, ИЗО, музыки, информатики.
Педагоги Иркутска
Особое внимание уделяется молодым специалистам. В 2018 году был увеличен размер единовременной выплаты для молодых учителей с пятидесяти до ста тысяч рублей. Такую социальную поддержку уже получили 250 педагогов. Кроме «подъёмных» существуют другие меры финансовой поддержки. Для учителей в возрасте до 30 лет установлены повышающие коэффициенты к должностному окладу, ежемесячно такую надбавку получают около 500 педагогов. Действует 30-процентная надбавка к заработной плате с первого дня работы в муниципальных школах. Учителям предоставляются квартиры в муниципальных общежитиях.
В школах города работают 6437 человек, из них 3428 учителей и 508 других педагогических работников – педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды.
К началу 2019-2020 учебного года в общеобразовательные учреждения Иркутска трудоустроено более 200 молодых учителей. В прошлом году таких специалистов было 186. Об этом сообщил заместитель мэра – председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Виталий Барышников. Он также отметил, что сегодня средний возраст учителей в Иркутске составляет 45 лет.
«Администрация города ведёт системную работу по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения. Это и социальная поддержка в виде единовременной выплаты в размере 100 тысяч рублей, ежемесячных стимулирующих выплат в течение первого года работы. Кроме того, обеспечиваются достойные условия труда. Наряду со строительством новых и капитальным ремонтом имеющихся школ учреждения комплектуют современным оборудованием, дают возможность для личностного и профессионального роста. Поэтому выпускники педагогических университета и колледжа охотно идут в профессию», – подчеркнул Виталий Барышников.
Прямо сейчас более 100 студентов проходят практику в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города. За каждым из молодых специалистов, решивших пойти работать в школу, закреплён наставник. Этот человек поддерживает молодого педагога в первое – самое сложное – время работы методически и психологически.
Школа № 19: год после реконструкции
Накануне праздника журналисты побывали в школе № 19. Год назад новое здание открыло свои двери для учеников и педагогов. Кроме того, в нынешнем году школа отмечает юбилей – 45 лет назад она начала работу. Как отметила директор школы № 19 Светлана Большещапова, в новом здании школы учатся 2038 детей.
Гордость школы – планетарий. Светлана Большещапова рассказала, что звёздная машина, которая работает у них, есть только в четырёх планетариях России. Да и то это городские, а не школьные планетарии. Ребята с пятого класса имеют возможность расширять свои познания в астрономии. èèè
Директор похвасталась: дети и педагоги зашли во вновь отстроенную школу, оснащённую самым современным оборудованием. Ученики изучают предметы в цифровых лабораториях по химии, физике, биологии. «Не во всех вузах есть такие лаборатории», – отметила Светлана Большещапова. По её словам, большое внимание педагоги уделяют проектной деятельности, в учебной программе предусмотрен курс, который посвящён работе над проектами. Кроме того, в школе открыт конвергентный класс, в нём ребята постигают мир как единое целое, образование не делится на дисциплины. Учащиеся обычных классов создают проекты на стыке предметов: литературы и информатики, биологии и химии.
Дети постигают курсы, знания по которым они могут применить в жизни, – это «Финансовая грамотность», «Химия в быту», «Человек и закон», «Основы безопасного образа жизни».
Школа № 19 – одно из учебных заведений в городе, которые могут занять ребёнка с утра и до вечера. Сначала уроки, потом обед в школьной столовой, затем кружки и секции. Кстати, в школе работает полноценный бассейн, длина дорожки – 25 метров. Светлана Большещапова говорит, что часы в бассейне расписаны с восьми утра до восьми вечера. Из трёх уроков физкультуры один час в неделю у всех классов проходит в бассейне. Во время, не занятое уроками, работают секции по плаванию.
Особенность этой школы – в работе творческих коллективов участвуют не только дети, но и педагоги, работники школы, родители. Команда школы № 19 – активный участник и победитель «Битвы хоров». Этот конкурс проводит администрация города. В школе также работают театральная, вокально-эстрадная студии, студия бардовской песни. Ансамбль барабанщиков состоит из педагогов и сотрудников школы.
Школа № 19 готовит традиционно сильные команды по баскетболу и волейболу. Ребята занимают призовые места на соревнованиях. Много детей собирает секция мини-футбола.
Светлана Большещапова рассказала, что среди учеников начальной, средней и старшей школы очень востребован спецкурс по робототехнике. В подготовке ребят принимал участие системный администратор школы. Он собрал группу, был у них наставником, в итоге ребята заняли призовое место в конкурсе Worldskills. Педагоги и дети очень довольны этим достижением.
Учителя активно делятся своим опытом с коллегами, сами перенимают передовые практики. Директор школы заключила договор о сотрудничестве с несколькими учебными заведениями столицы. Педагоги из Москвы побывали в Иркутске, наши учителя вместе со школьниками поделились наработками с москвичами, съездили в столицу.
Руководство школы делает всё возможное, чтобы дети в школе себя чувствовали как дома. И отвлекались от гаджетов. Например, во время перемен в коридорах выставляют теннисные столы. Ребята могут отточить навыки игры, подвигаться. Кроме того, в школе запускается проект, посвящённый медиа. Ребята с педагогами уже издают газету «Дирижабль». В планах – своё телевидение и радио.
На встречу с журналистами пришёл председатель школьного родительского комитета Иван Бичан. Он рассказал о жалобах, с которыми вышли на администрацию школы родители. «Как только я узнал, что есть недовольство блюдами в столовой, сразу поехал в школу, – рассказывает Иван. – Отстоял в очереди, вместе со всеми купил первое, второе и компот. Попробовал всё сам. Всё съедобное, и цена приемлемая. Потом дождался дочку, она учится в первом классе, начальную школу кормят централизованно, им накрывают столы. Посмотрел, что кушают первоклассники. В целом остался доволен».
Виталий Барышников разъяснил суть недопонимания, которое возникло. Дело в том, что блюда в столовой готовятся по утверждённому двухнедельному цикличному меню. В нём должны быть все продукты, необходимые растущему организму. Питание должно быть сбалансированным и полезным. Блюда из школьного меню не всегда совпадают с тем, что дети привыкли есть дома. Например, школьники не приучены есть каши. Когда они получают на завтрак, например, рис на молоке или гречку, многие оставляют тарелки полными. Родители возмущаются: за что они платят деньги?
Хотя на протяжении последних лет технологи комбината питания собирали пожелания родителей, добавляли блюда, которые рекомендовали мамы и папы. Например, в рационе школьников появились пельмени, так любимые детьми. Но каши – основа завтрака – всё равно должны быть в меню, говорят специалисты. Важно, чтобы родители это понимали.
«Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше детей питалось в школьных столовых. Все мы родители и понимаем, что не всегда дома мы можем обеспечить ребёнку полноценное питание. Не всегда есть возможность у мам и пап приготовить первое, второе», – сказал Виталий Барышников.
Он напоминает, что один завтрак или обед в школьной столовой по-прежнему стоит родителям 58 рублей. Такая цена не меняется с первого января 2017 года. Хотя в других городах плата за питание школьников повышалась. В нынешнем году администрация не планирует увеличивать тариф. Возможно, к этому вопросу придётся прийти в следующем году. Но стоимость останется в рамках норм, утверждённых региональным правительством. Любое решение мэрия будет обсуждать с педагогами, родителями и депутатами.
Ещё один вопрос обсудили на встрече в школе № 19. В Сети появились жалобы на то, что школа переполнена. Появились фотографии, на которых дети идут по школьной лестнице, как по заполненному туннелю, в двух направлениях. Журналисты решили провести эксперимент. Дождались перемены и понаблюдали за тем, что происходит в коридорах. Для наблюдения была выбрана точка рядом, наверное, с самым оживлённым местом в школе – столовой. Однако никакого ажиотажа не обнаружилось. Дети переходили из класса в класс, но в коридорах было достаточно просторно. Директор объяснила: фотографии были сделаны во время учебной эвакуации, когда дети продвигались к аварийным выходам. Поэтому лестница была заполнена учениками. В обычной обстановке пространства школы вполне хватает для учеников и педагогов. В чём могли убедиться журналисты.
Родители, педагоги и школьники видят, какими быстрыми темпами развивается образовательная среда в Иркутске. Каждый год строятся новые школы, оборудованные по последнему слову техники. В них приходят работать сотни молодых педагогов, поддерживаемых наставниками. Дети хотят больше времени находиться в стенах школы. Причём не уткнувшись в свой гаджет, а играя и развиваясь. В День учителя у нас появляется ещё один повод вспомнить о достижениях и наметить планы для развития.