Договор в хитрой редакции
Продавца квартиры обманули при совершении сделки
Известно, что рынок недвижимости не исключает риски как для продавца, так и для покупателя. Для безопасных сделок нужна прежде всего осмотрительность участников сделки. Видимо, Вера Петрова (здесь и далее фамилии изменены) слишком понадеялась на цивилизованный ход событий при продаже своей трёхкомнатной квартиры на улице Грибоедова в Иркутске. Покупателя она нашла сразу. Виктору Орешкину приглянулась цена жилплощади – три миллиона рублей.
Продавец и покупатель заключили договор купли-продажи, в котором значился такой пункт: всю сумму Орешкин должен был передать Петровой в течение двух дней после государственной регистрации права на данную квартиру. При этом механизм передачи средств – через банковскую ячейку или другим путём – вообще не оговаривался. Как показывает практика, игнорирование таких важных деталей – один из самых опасных моментов, когда вполне возможны мошеннические действия.
В случае с Петровой так всё и произошло: квартира от неё «ушла», а деньги за свою недвижимость она так и не получила. В чём же был прокол продавца? Оформление сделки проходило в одном из отделений Сбербанка. Завершающим этапом стала регистрация перехода права собственности на квартиру в Управлении Росреестра. Менеджер банка через специальную программу отправила туда в электронной форме текст заключённого договора. Но тут процесс застопорился. Из Росреестра пришло сообщение о необходимости предоставить расписку о выплате стоимости проданного имущества или оформить договор залога. Тогда менеджер банка связалась с риэлтором покупателя. И на следующий день та привезла текст договора купли-продажи. Но только в новой редакции, где пункт об оплате квартиры, процитированный выше, звучал так: «Покупатель передаёт Продавцу денежную сумму в размере трёх миллионов рублей до подписания настоящего договора». Как говорится, почувствуйте разницу. Судя по документу, выходило, что Орешкин уже расплатился за купленную квартиру. Кстати, в суде он потом так и заявил. Вот почему при передаче денег обязательно нужны расписки, а ещё лучше – и свидетели.
О том, что покупатель зарегистрировал своё право собственности, теперь уже бывшая хозяйка квартиры узнала из присланного ей уведомления, к которому была приложена копия договора. Документ с изменённым текстом, заверенный подписями, конечно, шокировал доверчивую женщину. Понятно, что в оговорённый срок покупатель не отдал ей деньги за квартиру. Пришлось обращаться в Свердловский районный суд Иркутска с иском о расторжении договора купли-продажи квартиры, признании сделки недействительной и о понуждении к возврату имущества.
Сделать это оказалось совсем не просто. Новый владелец квартиры уже через неделю решил избавиться от доставшейся ему даром «покупки». Найти заинтересованного покупателя труда не составило. Им стал Игорь Черняев, занимавшийся перепродажей автомобилей и объектов недвижимости. Квартиру он видел только по фотографиям. Его не смутил тот факт, что после приобретения её так быстро и за ту же цену выставили на продажу. Ведь в случае оформления такой поспешной сделки продавец обязан заплатить налог (с данной суммы это почти 400 тысяч рублей). Как бы то ни было, договор купли-продажи был успешно оформлен в МФЦ Ангарска. Покупатель передал продавцу деньги. А вот осуществить государственную регистрацию права уже не удалось: на спорную квартиру суд успел наложить арест в связи с возбуждением уголовного дела по факту мошенничества.
В суде незадачливый покупатель настаивал на том, что является добросовестным приобретателем: квартира должна принадлежать ему, ведь он за неё заплатил. Но вот как данную ситуацию в рамках Гражданского Кодекса РФ объясняют юристы: «Добросовестный приобретатель недвижимости отличается от любого иного прежде всего тем, что обретение им права собственности на такое имущество связано с процедурой государственной регистрации. Совершение акта регистрации со стороны государственной власти обуславливает момент наступления права собственности и предоставляет правообладателю особую защиту».
Свердловский районный суд Иркутска не посчитал Черняева добросовестным приобретателем. Исковое заявление Петровой было удовлетворено в полном объёме. Расторгнут договор купли-продажи между ней и Орешкиным, признан недействительным договор купли-продажи между Орешкиным и Черняевым. Последнего обязали вернуть квартиру истице, которая всё время, пока шёл этот гражданский спор, вносила за неё коммунальные платежи. А Орешкин стал фигурантом уголовного дела, теперь с его мошенническими действиями разбираются органы предварительного расследования.