Комфортная среда для особенных детей
Более 20 некоммерческих организаций принимают участие в форуме «Один мир на всех»
45 миллионов рублей выделено из бюджета Иркутска на создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности развития есть более чем у четырёх тысяч дошкольников, в том числе 236 маленьких иркутян имеют статус инвалидов. Мероприятия по созданию доступной среды выполняются по двум муниципальным программам: «Иркутск – территория детства» и «Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп». Об этом рассказала начальник отдела развития дошкольного образования администрации Иркутска Ольга Борзых.
Специалист администрации отметила, что в Иркутске нет очереди в детский сад для детей с особенностями развития. При шести дошкольных учреждениях муниципалитета созданы лекотеки, работает сеть консультационных пунктов для родителей. Кроме того, в 20 учреждениях действуют родительские открытые университеты.
Начальник отдела развития общего образования Нина Введенская отметила, что современная система образования стремится к тому, чтобы ученику было удобно получать знания, а не наоборот, когда ребёнок с особенностями подстраивался под систему. Специалист напомнила, что в общеобразовательные школы принимают детей с сохранным интеллектом. Если у учеников есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, создаются специальные условия. С ними педагоги работают по адаптированным программам.
Сложнее обстоят дела с созданием условий в школах для детей, имеющих нарушения интеллекта и психики. «Детям с задержкой психического развития даются рекомендации, например в начальной школе работать по пролонгированной программе. Программу они могут пройти не за четыре, а за пять лет. Это требует дополнительных финансов и специальных условий. Нужно обсуждать, как их можно создать», – сказала Нина Введенская. Сейчас в коррекционных классах 17 иркутских школ обучаются 789 детей с задержкой психического развития.
Специалист добавила, что дети с особенностями здоровья, которые занимаются по общеобразовательным программам, достаточно успешны в учёбе. В минувшем учебном году 442 ребёнка с ОВЗ проходили государственную итоговую аттестацию после девятого класса. Среди них 28 учеников имеют статус инвалидов. По словам Нины Введенской, все выпускники сдали экзамены в основные сроки – никто не остался на переэкзаменовку.
Заведующая кафедрой теории и практики специального обучения и воспитания пединститута ИГУ Раиса Афанасьева отметила, что при подготовке студентов педагоги уделяют больше внимания практике. Будущие дефектологи с первых курсов начинают работать с детьми в базовых учебных учреждениях факультета. Студенты осваивают разнообразные программы. Например, на четвёртом курсе овладевают приёмами обучения детей робототехнике и сразу применяют знания на практике.
Лилия Щеглачёва представила на круглом столе Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов. Эта организация существует 1,5 года, наш регион стал участником движения со времени его создания. На встречу руководитель регионального отделения пришла с итогами опроса родителей из Иркутской области. 145 родителей из Приангарья ответили на вопросы об образовании. 84% респондентов воспитывают ребёнка-инвалида, 10% – родители детей, имеющих статус инвалидов детства, 6% – представители детей с ОВЗ. Около половины всех опрошенных – родители детей 8–10 лет. Участниками опроса стали родители детей с интеллектуальными (84%), опорно-двигательными (49%) и эмоционально-волевыми (40%) нарушениями.
У 36% дети проходят обучение в коррекционной школе, у 23% посещают общеобразовательную школу. 15% находятся на домашнем обучении. 9% родителей, участвовавших в опросе, заявили, что их дети не обучаются нигде. Причины отказа разные: нет мест в школе, отсутствует специально организованный класс, не предусмотрено обучение для детей с определёнными нарушениями. Одна из родительниц пожаловалась, что сыну не дали возможность учиться даже после обращения в Генеральную прокуратуру, правительство и к депутатам Законодательного Собрания региона.
Из родителей, ответивших на вопрос о специальных условиях для детей с особенностями развития, 38% заявляют, что в образовательном учреждении есть всё необходимое для ребёнка. 34% опрошенных родителей считают, что условия созданы частично. По мнению 28% родителей, условия для обучения их детей полностью отсутствуют.
Качество услуг и рекомендации медико-педагогической комиссии 34% опрошенных оценили на «удовлетворительно», 27% поставили оценку «хорошо», 16% проголосовали за «отлично», 12% – за «неудовлетворительно», 11% оценили качество на «единицу». 55% опрошенных родителей считают, что их ребёнку нужен тьютор. 45% родителей заявили, что не нуждаются в помощи такого специалиста. При этом 83% родителей ответили, что услуга тьютора или ассистента им не предоставлена, несмотря на то что она прописана в рекомендациях комиссии.
Опрос показал, что в регионе не до конца отрегулированы вопросы организации бесплатного питания для детей с особенностями развития. Больше половины опрошенных – 52% – ответили, что в новом учебном году их ребёнок не получает бесплатное двухразовое питание в муниципальной школе. 96% родителей детей, которые находятся на домашнем обучении, заявили, что не получают «сухой паёк» или компенсацию. Такие меры поддержки предусмотрены в законе.
Кроме того, родители поделились, что в образовательных учреждениях не хватает специалистов по адаптивной физкультуре, психологов, дефектологов, логопедов. На вопрос о дополнительном образовании больше половины опрошенных родителей – 58% – заявили, что вынуждены водить детей на платные занятия.
Лилия Щеглачёва напомнила: она продемонстрировала, как условия для образования оценивают родители детей с особенностями развития. Сказала также, что пришла не предъявлять претензии от имени родителей. Свою задачу она видит в том, чтобы рассказать о проблеме. Лилия напомнила, что в прошлом году состоялась большая встреча на уровне региона. По итогам обсуждения была достигнута договорённость о создании координационного совета по делам детей-инвалидов. Однако такой орган так и не был создан. Хотя в регионе достаточно нерешённых проблем, которые могли быть вынесены на рассмотрение.
Руководитель общественной организации отметила, что существуют разные модели обучения, которые не нарушают закон. Например, дистанционные, автономные классы. Организация ресурсных зон даёт любому ребёнку возможность получать образование. Ресурсный класс – это место, куда маленький человек с особенностями развития может уйти, если ему потребуется передышка. Если ребёнок находится на дистанционном обучении, семья имеет право получать компенсацию оплаты Интернета.
Докладчица отметила: в Иркутской области родителям сложно найти школу, в которой ребёнок с особенностями развития мог бы получать образование в комфортных условиях. Лилия Щеглачёва выразила благодарность мэру Иркутска Дмитрию Бердникову. При его поддержке был организован забег в поддержку детей с синдромом Дауна. Благотворительное мероприятие объединяет сотни иркутян. Именно такие акции помогают менять мир, делать его добрее и человечнее.
Участники круглого стола, посвящённого интеграции детей с особенностями здоровья в образовательную среду, поделились своим видением ситуации. В это же время проходили встречи, на которых обсудили создание комфортной среды для людей с ОВЗ, развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, возможности сопровождаемого проживания для детей с инвалидностью.
Круглые столы состоялись в рамках городского форума «Один мир на всех». Значимое мероприятие проходит в Иркутске пятый год. Ежегодно его участниками становятся более 20 общественных некоммерческих организаций региона.