издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет Левченко: хит-парад разочарований

Список нерешённых проблем в территориях, пострадавших от паводка, озвучили депутаты на вчерашней сессии Законодательного Собрания Иркутской области. В зоне затопления люди не могут получить деньги на капремонты, не сформированы склады с дешёвыми стройматериалами, в регионе не выполняются указы президента страны. Надо полагать, всё это будет озвучено на совещании у президента страны, которое состоится в ближайшее время. Зато губернатор снова планирует поездку в Австрию с культурной программой и уже позаботился о выделении 336 млн рублей на премии для чиновников, работавших в зоне затопления.

Депутаты Законодательного Собрания провели корректировку бюджета. Необходимо было сделать это как можно быстрее, чтобы направить средства на выплаты пострадавшим в зону затопления. Ведь на дворе октябрь, а многие до сих пор не знают, где будут зимовать.

Доходы областного бюджета увеличены до 196,4 млрд, расходы – до 212,9 млрд, дефицит составил 16,5 млрд, объём госдолга – 20 млрд рублей. Около 2,5 млрд рублей направят на ликвидацию последствий паводка, из них 1,7 млрд – на социальные выплаты на приобретение или строительство жилых помещений. В эту сумму также удалось уложить все меры поддержки жителей затопленных территорий, взятые на себя регионом.

Один из основных вызовов, которые сегодня стоят перед областью, – несбалансированность муниципальных бюджетов. Правительство постоянно декларирует, что объёмы межбюджетных трансфертов растут в пользу муниципалитетов, но это вряд ли так. Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова привела другие цифры.

Рост доходов бюджета в 2018 году составил 19%, а в 2019-м – 20%. При этом нецелевая помощь муниципалитетам составляла сначала 13%, а потом снизилась до 11%. При росте доходов бюджета помощь муниципалитетам не наращивается, хотя их расходы увеличиваются. Все муниципалитеты заявили, что уже в октябре-ноябре им не хватит средств на первоочередные нужды – выплату зарплат и подготовку к зиме.

Удивительно, но пострадавшие от паводка территории у регионального правительства просто выпали из статьи «иные межбюджетные трансферты». Например, это касается всех поселений Тайшетского района, некоторых посёлков Чунского и Тулунского районов. В рамках второго чтения эти вопросы удалось исправить. Хотя последствия наводнения всё ещё ликвидируются очень медленно. Похоже, многим придётся этой зимой несладко.

Например, до сих пор не выполнено данное месяц назад поручение вице-премьера правительства РФ Виталия Мутко о расселении одиноко стоящих домов.

– Я прошу проявить терпение, – не стал спорить с этим фактом председатель правительства региона Руслан Болотов. – Нужно внести в документы зоны защиты, которые ещё не внесены. Потом у нас будет откорректированное решение. Объекты учтены, это около 146 жилых помещений на всех территориях.

Очень трудная ситуация сложилась с проведением капитальных ремонтов в зоне паводка. Не дождавшись помощи, люди ремонтируют дома своими силами, и ресурсов часто не хватает катастрофически. При этом правительство даже не знает, сколько граждан нуждается в помощи. По словам Руслана Болотова, цифры будут ещё корректироваться, пока принято около 1,5 тысячи заявлений.

Наталья Дикусарова заметила, что в Чунском районе принято 192 заявления на компенсацию за капитальный ремонт. При этом выдано всего 46 свидетельств, оплачено только 5 и ещё 5 одобрено. По Тайшетскому району ситуация схожая: подано 117 заявлений на выплату, средства получили единицы.

– С чем связана такая ситуация? – обратилась к правительству Наталья Дикусарова. – Я месяц назад задавала тот же самый вопрос, теперь задаю его снова. Скоро ляжет снег, уже холодно, минусовые температуры ночью. У людей нет ресурсов, чтобы делать капитальные ремонты. Только давайте уже не будем говорить о том, что мы им выплатили по 10 тысяч, по 100 тысяч.

Министр строительства Светлана Свиркина признала, что деньги на капитальные ремонты в бюджете есть. Но вот как раз в Чунском районе проживают какие-то удивительные граждане, которые никак не хотят обращаться к государству за помощью.

– Может, это связано с тем, что уборочная пора? Или им проблематично доехать до районной администрации? – недоумевала Светлана Свиркина. Министр, наверное, не знает, что у многих граждан в подтопленных территориях нет никакой «уборочной поры», потому что урожай смыло наводнением. Так что вряд ли уборка урожая может отвлечь людей от получения выплат на капремонт.

Тут дело в другом. По мнению депутатов, сроки получения выплат затягиваются по самой банальной причине – людям приходится собирать очень много справок.

– Мы друг друга успокаиваем, – сказала в ответ Наталья Дикусарова. – Хорошо, я успокоюсь до завтра. А послезавтра буду уже в Чунском районе, и там мне люди будут говорить совсем другое. Я знаю, что списки на оплату согласовываются очень долго. Нужно наладить наконец межведомственное взаимодействие, выдать сертификаты и ускорить оплату. Давайте это сделаем, иначе мы зимой оставим людей без капитальных ремонтов.

Есть и другие недоработки. Например, ОАО «КРИО» было дано поручение создать логистические комплексы, чтобы обеспечить затопленные районы стройматериалами по доступным ценам.

– Для Тайшета и Чуны это было бы спасением при проведении капремонтов, – отметила Наталья Дикусарова. – Но даже пальцем никто не пошевелил, чтобы поручение исполнить.

В итоге благодаря настойчивости депутатов объём нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям и городским округам увеличен на 142 млн рублей, около 100 млн рублей добавили для поселений, в том числе для пострадавших от ЧС, денежные средства для которых не были предусмотрены во внесённом проекте закона о бюджете.

Помощь будет оказана Байкальску, который в первом уточнении бюджета не получил ничего. На первоочередные расходы предусмотрено около 40 млн рублей, при этом глава города заявил о потребности в 200 млн рублей.

– Мы предлагаем правительству до конца года проанализировать состояние бюджета и рассмотреть возможность провести в 2019 году ещё одну корректировку областного бюджета с учётом замечаний и предложений, не учтённых при данном рассмотрении закона, – сказала Наталья Дикусарова. – Корректировка нужна, поскольку 142 миллиона рублей и дополнительные 100 миллионов рублей не покрыли все потребности муниципалитетов.

Вице-спикер ЗС Александр Ведерников, который сначала пытался сдерживать коллег и просил придерживаться регламента, после перерыва и сам не выдержал и представил «хит-парад» недоумений, которые вызвал у него проект закона о бюджете.

На седьмое место в этом хит-параде Ведерников поставил нарушения Бюджетного кодекса. Шестое место занял факт несоответствия бюджетных расходов государственным программам.

– Например, у нашего правительства есть намерение опять поехать в январе в Австрию с концертом. Я не понимаю, почему это мероприятие проходит по программе «Развитие областных государственных учреждений культуры». На это нам уже указывала КСП, – отметил вице-спикер ЗС. И тактично промолчал о том, что надо уже и совесть иметь и с австрийскими гастролями завязывать.

На пятом месте оказалось «упущенное время по поддержке бизнеса на территории ЧС». Ранее, на внеочередной бюджетной сессии, на эти цели в бюджете была предусмотрена субсидия пострадавшим муниципалитетам. Некоторые из них уже провели огромную работу! Например местные власти в Тулуне и районе, Тайшете, Чуне уже провели приём заявок на поддержку пострадавших организаций и предпринимателей из малого и среднего бизнеса.

– Пришли федеральные деньги, их можно было направить напрямую на субсидию муниципалитетам, – сказал Ведерников. – Вместо этого их отдали в минэкономразвития, которое по второму кругу начнёт собирать заявки. Наверное, всё так хорошо у малого и среднего бизнеса в этих территориях, что мы можем ещё три месяца морочить им головы? – удрученно резюмирует вице-спикер.

Третье место занял рост субсидии на разницу в тарифах. На втором месте – рост долга областного бюджета на федеральные полномочия в сфере лесных отношений. Причиной стало плохое качество работы с федеральным центром по размеру лесной субвенции.

Второе место отдали указам президента, которые вообще не выполняются на территории области. «Кстати, распоряжения председателя правительства области тем более не выполняются, – добавил Ведерников. – Примерно миллиарда не хватает в бюджете на обеспечение средней заработной платы».

Но победителем хит-парада стало выполнение правительством региона указа губернатора о премировании госслужащих, участвовавших в ликвидации ЧС. На эти цели в бюджете области изыскано 336 млн рублей.

– Если учесть, что не все несколько тысяч наших госслужащих работали в зоне бедствия, то можно предположить, что отдельные специалисты получат премию в размере годового дохода, – добавил Ведерников.

Это конечно, вряд ли возможно. Но в таком случае, остаётся предположить что губернатор просто решил увеличить зарплаты всех чиновников на 10%, цинично прикрываясь ликвидацией последствий наводнения. На это денег как раз хватит.

В общем, не удивительно что депутаты такой постановкой вопроса возмутились и потребовали от губернатора, как минимум, учесть в интересы муниципальных служащих. В конце концов, именно территории приняли на себя основной удар стихии, а муниципальные служащие работали в зоне затопления больше всех прочих. А в самом начале, пока областная власть пребывала в ступоре, вовсе оказались наедине со стихией. Так почему же губернатор не предусмотрел премии для них?

В ближайшее время в Кремле состоится очередное совещание, на котором рассмотрят проблемы, связанные с ликвидацией наводнения. Президент уже не раз выражал недовольство ходом работ, волокитой и формальным отношением к делу губернатора региона. Вряд ли предстоящий разговор будет простым для региональной власти. В связи с этим хочется спросить: Сергей Георгиевич, а Вы уверены, что чиновники уже заслужили премии? Ведь многие люди в зоне затопления всё ещё не знают, как будут зимовать, всё еще не могут сделать ремонт и даже получить компенсации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры