«Неустановленные» лица
Журналисты «Восточки» нашли на мемориале под Пивоварихой старую документацию ЗАО «Стальконструкция»
На мемориале осень. Жёлтые листья падают, танцуют на ветру, засыпают всё, что осталось от сбежавших строителей: котлован, уголовное дело, брошенные второпях документы... Но минуточку: почему же на документах написано «ЗАО «Стальконструкция»? Ведь подрядчиком работ выступало ООО «СтальКон», а вовсе не семейная компания губернатора Левченко. На наш взгляд, присутствие этих документов на объекте может свидетельствовать об уровне аффилированности двух структур и стать основанием для привлечения ЗАО «Стальконструкция» и его владельцев к расследованию в качестве подозреваемых. На всякий случай мы собрали брошенные документы, сейчас они находятся в редакции, и мы готовы передать их следственным органам.
Две недели назад «ВСП» уже писала о том, что реконструкция Мемориала жертвам массовых политических репрессий 1937–1940-х годов закончилась уголовным делом в отношении неустановленного круга лиц из числа сотрудников ООО «СтальКон». Возвращаться к теме мы не планировали до завершения расследования. Изменить это решение нас заставила одна находка, сделанная на вчерашней стройплощадке.
Ценные бумаги
На мемориал мы отправились вместе с общественниками из разных городов области, чтобы посмотреть, что там происходит. Общественники беспокоились: скоро 30 октября – день памяти политрепрессированных. Как в этом году везти людей на мемориал, если там одни ямы?
Оказалось, яма на территории мемориала только одна – огромный котлован, обнесённый кривым забором. Забор того и гляди рухнет. Исчез паспорт объекта – большой жёлтый баннер, который висел на входе, как победный стяг. Братские могилы заросли лопухами и травой в половину человеческого роста. Её не косили с прошлого года. Строительная бытовка, которая раньше была закрыта на замок, теперь пуста. Из любопытства мы зашли в неё и увидели на полу ворох брошенных или забытых хозяевами бумаг. Вот эти бумаги и лежат теперь в редакции «ВСП».
Инструкция № 4 по охране труда для стропальщика ЗАО «Стальконструкция», инструкция № 26 по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ при складировании грузов ЗАО «Стальконструкция», журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте ООО «Ангарскстальконструкция», журнал учёта и периодических осмотров СГЗП ООО «Иркутскстальконструкция» – вот далеко не полный перечень документов. Кстати, на самой бытовке красуется облупившаяся табличка с надписью ООО «Иркутскстальконструкция».
Все документы носят технический характер и каких-либо интересных сведений о предприятиях не дают. Но важно другое. Все вышеперечисленные фирмы принадлежат семье губернатора Сергея Левченко. А контракт на реконструкцию мемориала и строительство там здания информационного центра получило ООО «СтальКон», вроде бы губернатору не принадлежащее. Так откуда же в лесу под Пивоварихой взялась старая документация ЗАО «Стальконструкция»?
Напрашиваются только два варианта. Первый – конспирологический: документы выкрали и подбросили на мемориал недоброжелатели главы региона (может быть, адепты могучей «лесной мафии», которая, по версии губернатора, уже упекла за решётку самого министра лесного комплекса). В этом случае всё сделано с единственной целью – очернить руководство региона. Второй вариант более прагматичный, и в его пользу говорят факты. Фирма «СтальКон» являлась ширмой, которую использовали для того, чтобы завести денежные потоки с мемориала в бизнес-структуры Левченко. Примечательно, что мы бы никогда ни о чём не узнали, если бы подрядчик просто выполнил свои обязательства.
Не для себя прошу
Напомним, что в 2016 году губернатор региона Сергей Левченко пообещал провести реконструкцию мемориала без привлечения бюджетных средств – благодаря спонсорским пожертвованиям. По неофициальным данным, около 60 млн рублей на реконструкцию памятника было «подарено» ООО «Система управления», входящему в группу компаний «Новапорт». Какие претензии можно предъявить участникам договора? Вроде бы они молодцы. Губернатор экономит народную копейку, а бизнес вкладывается в социальные проекты. Но иногда всё не так, как кажется на первый взгляд.
Как раз в то время, когда губернатор заявил о реконструкции мемориала, правительство области вело переговоры о заключении незаконного соглашения по строительству нового терминала международного аэропорта Иркутска. Одним из его участников стал «Новапорт». Лишь недавно это соглашение было расторгнуто по требованию Федеральной антимонопольной службы.
Можно предположить, что бизнес-структуры очень хотели обойти конкурсные процедуры. Доказательства этого тезиса приводятся в расследовании ФАС, которое имеется в распоряжении редакции. Без расположения губернатора Иркутской области сделка не могла состояться, ведь именно он принимает ключевые решения. Поэтому к просьбам главы региона бизнес прислушивался чутко. Сергей Левченко попросил 60 млн рублей на мемориал, инвестор с удовольствием подарил. Тем более что дело-то благое, не для себя же просил глава региона, для народа.
Когда деньги пришли, встал вопрос, кто будет их осваивать. Этот вопрос решили без труда. Внебюджетные источники имеют массу преимуществ. Например, за них не нужно отчитываться, как за бюджетные. Конкурс по выбору подрядчика тоже проводить не нужно. Поэтому областное учреждение «Центр сохранения историко-культурного наследия» (ЦСН) заключило контракт на выполнение работ с ООО «СтальКон». Мы можем только догадываться, кто именно «рекомендовал» ЦСН этого подрядчика.
Как сообщают открытые источники, «СтальКон» принадлежит Денису Савчуку, накрепко аффилированному с семьёй губернатора. Например, кроме «СтальКона» у Савчука имеется около десятка других структур. Среди них – ООО «Сибирская лесная компания», успешно работающее в лесной сфере и претендующее на получение ПИПа (приоритетного инвестиционного проекта). Кроме того, Савчук имеет также два рекламных агентства – ООО «Рупор» и ООО «Спутник», которые активно вкладываются в выборные кампании коммунистов. Ещё одно предприятие Савчука – ООО «Магнит» – засветилось в деле о банкротстве ЗАО «Стальконструкция».
Наверное, при таких заслугах вообще не важно, что основным видом деятельности «Сталькона» является вовсе не строительство, а торговля строительными материалами. При этом организация даже не является членом СРО. Договор со «СтальКоном» был подписан в сентябре 2018 года с перечислением подрядчику аванса в размере 18 млн рублей.
«СтальКон» и «Стальконструкция» – братья-близнецы
Строители зашли на мемориал осенью прошлого года. На паспорте объекта был обозначен срок окончания работ – апрель 2019 года. Предполагалось построить здание информационного центра, звонницу, Стены памяти, выполнить благоустройство, проложить инженерные сети и построить очистные сооружения. Но проект заглох ещё на стадии рытья котлованов. Выкопав две огромные ямы, строители исчезли.
В мае пресс-служба правительства региона была вынуждена признать, что проект реализовать невозможно. Здание информационного центра запроектировано в зоне действия авиационных маяков, в торце взлётно-посадочной полосы. Строить здесь капитальные сооружения нельзя, они мешают работе авиационного оборудования и создают угрозу безопасности полётов. Почему проектировщики допустили такую ошибку – отдельный вопрос.
В том же пресс-релизе было сказано, что теперь планы поменялись. Летом выполнят работы по благоустройству, а строительство музея перенесут на следующий год. Однако лето прошло, а строители на мемориале появились лишь для того, чтобы зарыть один котлован. После этого подрядчик снова исчез. Куда делись полученные им 18 млн рублей аванса, общественности также никто не объясняет.
Зато в распоряжении «ВСП» имеется документ. Из него следует, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками МРО (ПК) УЭБиПК ГУ МВД России установлено, что в период с 04.09.2018 по 22.05.2019 неустановленные лица, в том числе сотрудники ООО «СтальКон», совершили хищение денежных средств ОГАУ «ЦСН» в размере 18 203 685 рублей, что являлось 30-процентным авансом по договору генерального подряда № 18/В/2018 от 04.09.2018, заключённому на выполнение работ на мемориале. 30 июля 2019 года по этому факту ОВД СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере.
Все «Звёзды» к нам
История с мемориалом – не первый коррупционный скандал, связанный с семьёй губернатора Левченко. Ангарчане помнят историю с компанией «Звезда», которая получила «жирный» госконтракт на ремонт лифтов. В итоге все сроки были сорваны, люди остались заложниками недобросовестного подрядчика. Владельцем компании оказался Андрей Ядришников, начальник юридической службы ЗАО «Стальконструкция», член избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ. Заместителем директора там же трудился Виктор Обозов, помощник депутата Андрея Левченко.
Правительство при этом публично защищало «Звезду», фракция КПРФ в Заксобрании блокировала любые попытки депутатов разобраться в ситуации. Андрей Левченко публично заявил, что его помощники имеют право работать, где хотят, и в этом нет ничего противозаконного. При этом сама «Звезда» продолжала выигрывать конкурсы и получать всё новые контракты. Лишь на прошлой неделе решением Кировского суда Иркутска ООО «Звезда» исключено из реестра квалифицированных подрядчиков. Иск в суд направил прокурор Иркутской области.
Ни «Звезда», ни «СтальКон» напрямую не связаны с ЗАО «Стальконструкция». Проследить аффилированность этих структур можно только благодаря человеческим связям. Но подозрения ведь к делу не пришьёшь. Андрей Левченко справедливо заметил, что его люди могут работать, где хотят. Но брошенные в бытовке документы – это не пустые догадки. Бумаги вполне материальны. Их можно потрогать, полистать. Кстати, мы их очистили от грязи, так что теперь прикасаться к ним не так противно.
Из ответа правоохранительных органов следует, что уголовное дело возбуждено только против ООО «СтальКон». Но уровень близости этой компании с ЗАО «Стальконструкция» наводит на простую мысль: не поискать ли пропавшие миллионы где-то в Ангарске, по адресу регистрации ЗАО «Стальконструкция»? Мы готовы помочь следствию. Конечно, если у правоохранительных органов остаются какие-то сомнения касательно уровня вовлечённости губернатора Иркутской области в коррупционные схемы, связанные с темой аэропорта. Найденные документы ждут запроса следствия. Правоохранительным органам уже пора установить «неустановленных лиц».