издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вода ушла, зима приходит

Байкальску нужно 754 миллиона рублей, чтобы оправиться от последствий паводка и подготовиться к отопительному сезону

Ущерб, который июльский паводок нанёс Байкальску, оценивается в 2,5 млрд рублей. Для восстановления разрушенных и повреждённых мостов, а также расселения людей из подмытых зданий необходимо 754 миллиона. Однако для того, чтобы получить эти деньги, нужно, чтобы произошедшее в городе наводнение признали чрезвычайной ситуацией регионального уровня, а правительство Иркутской области так этого и не сделало. Предусмотреть деньги на восстановление инфраструктуры Байкальска в областном бюджете необходимо уже в сентябре, чтобы местная администрация успела подготовиться к зиме.

«Пожалуйста, отойдите», – обращается мэр Байкальска Василий Темгеневский к журналистам, видя, как по трассе приближается фура. Когда многотонный грузовик пролетает мимо, мост через Большую Осиновку ощутимо подрагивает. У любого страдающего гефирофобией человека (поездка в Байкальск – лишний случай узнать, как по-научному называется один из твоих навязчивых страхов) это вызывает лёгкую панику. «Здесь всё было забито лесом, – продолжает Темгеневский, показывая председателю Законодательного Собрания Иркутской области Сергею Соколу на русло реки. – Сюда поставили экскаватор, сразу прокопали водоход. Но произошёл размыв обоих берегов – восточного и западного. Достаточно печальная картина. А если работу [по берегоукреплению] не выполнить, то следующий паводок…» Последовавшее молчание красноречивее любых слов: серьёзно пострадает не только город, но и близлежащие населённые пункты, а если поток размоет карты с отходами БЦБК, всей Южной котловине Байкала будет нанесён непоправимый урон.

Мосты пострадали, теплотрасса уцелела

Пейзаж, который оставила прошедшая в самом конце июля «большая вода», удручает даже месяц спустя. Стволы и ветки убрали, но русло Большой Осиновки засыпано песком и камнями – от небольших булыжников до огромных валунов. Та же картина на Бабхе, Малой Осиновке и Солзане. Ремонта в той или иной степени требуют четыре моста на федеральной трассе «Байкал», которая соединяет Иркутск с Улан-Удэ и Читой. Поток снёс три пешеходных мостика. Два из них соединяли микрорайоны Гагарина и Строителей, Южный и Красный Ключ, а третий вёл к медико-санитарной части и школам. «С наступлением зимы возникает проблема – нужно будет изыскивать автобусы, чтобы возить детей, – говорит мэр Байкальска. – Уцелел так называемый Горбатый мост, который БЦБК строил ещё в советские времена. Но его ремонт обойдётся приблизительно в 16–16,5 миллиона рублей. Это мы обсчитали, когда привлекли проектировщиков из Иркутска».

Вода также подтопила фундаменты общежитий № 1 и № 2 на Речной улице в микрорайоне Строителей. Комиссия, оценивавшая состояние домов, официально признала их аварийными. То же касается общежитий № 24 и № 25 в Южном микрорайоне, у которых были деформированы несущие конструкции и начали разрушаться стены. «Необходимо максимально быстро переселять людей», – констатирует Темгеневский. Следы паводка, если присмотреться, заметны в значительной части Байкальска. Самое очевидное свидетельство – разрушенный мост через Солзан. Переход, который ведёт на промышленную площадку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, был построен как технологический, однако достаточно быстро стал частью наиболее удобного пути в микрорайон Гагарина. С другими частями города последний теперь связывает только дорога по улице Речной, проложенная вдоль Харлахты.

Когда осознаёшь масштабы паводка, удивляешься, что мощный поток, пробивший новое русло, смыл две опоры и снёс только сам мост. При этом не были повреждены две трубы, которые идут в микрорайон от ТЭЦ комбината и обеспечивают его централизованное теплоснабжение. Однако резервную ветку водоснабжения и трубу канализации, проложенные с другой стороны, прорвало. Повреждённые сети оперативно восстановили. А под теплотрассу, которая буквально висит над рекой, сегодня делают подсыпку и ставят временные опоры. «Здесь положат ферму и сделают пешеходный переход, – рассказывает Темгеневский. – Сначала положим трубы, потом сделаем переврезку. Эту работу мы должны завершить до конца сентября, пока температура воздуха позволяет сделать технологическое переключение, скажем так, без ущерба для комфорта жителей города. Но 15 сентября, когда стартует отопительный сезон, мы запустимся на этих трубопроводах. Воду из них слили, они пустые, но мы пока не можем сказать, есть ли в них порывы, это станет понятно во время гидравлических испытаний».

«Пока результата нет»

С учётом выноса инженерных коммуникаций восстановление моста обойдётся примерно в 260 млн рублей. На то, чтобы отремонтировать всю действующую инфраструктуру Байкальска, повреждённую паводком, требуется 754 млн рублей. В городском бюджете таких денег попросту нет: прогнозируемый объём его доходов на 2019 год составляет 89,9 млн рублей, из которых 42 млн рублей приходится на трансферты из других бюджетов, а расходов – 93,5 млн рублей. Резервный фонд администрации составляет 100 тыс. рублей, и он уже израсходован. Из-за отсутствия денег предприятия, силами которых сейчас ликвидируют последствия паводка, могут в ближайшее время остановить все работы. Спасти ситуацию могло бы введение режима чрезвычайной ситуации регионального характера. Тогда администрация Байкальска могла бы претендовать на ассигнования из резервного фонда Иркутской области. «Это даст больше финансовых возможностей для ликвидации последствий паводка, – объясняет председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Наталья Дикусарова. – Здесь завязано и федеральное финансирование».

Согласно постановлению правительства России «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Байкальск имеет на это полное право. Материальный ущерб от паводка, затронувшего город, точно превысил 5 млн рублей, а пострадали от него более 50 человек. По крайней мере, эвакуировать пришлось значительную часть из почти 13 тысяч горожан.

– Вы уже обратились в правительство [Иркутской области]? – интересуется Сокол.

– Так точно, – отвечает Темгеневский. – Я лично встречался с Сергеем Георгиевичем [Левченко, губернатором].

– Какая-то реакция была?

– Сергей Георгиевич обещал помочь и дал мне команду заключить договоры по восстановлению главного технологического моста. Мы заключили договор с предприятием «Дорожник», которое работает в Слюдянском районе.

– То есть движение в эту сторону есть? – уточняет спикер ЗС.

– Движение есть, – соглашается мэр Байкальска. – Но нам нужна помощь в том, чтобы был введён режим ЧС регионального характера.

– А что об этом сказал губернатор? – продолжает Сокол.

– Ну… – Темгеневский на мгновение задумывается. – Пока результата нет. Я, честно говоря, не понимаю, почему нам сразу не дали этот статус, ведь мы по всем параметрам соответствуем.

Есть письмо, ждём изменений

Другой возможности ликвидировать последствия паводка нет. Как и времени на то, чтобы выполнить все работы. «Проблема в том, что зимой у нас выпадает самое большое количество осадков на территории [Слюдянского района], – поясняет мэр Байкальска. – Когда снег начнёт таять, это может вызвать угрозу». Но, даже если не учитывать опасность, которую потенциальный подъём воды в реках несёт для уже повреждённых инфраструктурных объектов, остаются как минимум жильцы четырёх аварийных домов, нуждающиеся в срочном расселении. Вдобавок обязательно должен быть решён вопрос с бесперебойным теплоснабжением города.

Депутаты Законодательного Собрания намерены учесть средства, необходимые на восстановление инфраструктуры Байкальска, в областной казне. «Корректировка бюджета должна быть произведена не позднее сентября, – подчёркивает Дикусарова. – Председатель Законодательного Собрания уже обратился с письмом к губернатору о необходимости незамедлительного внесения изменений в закон о бюджете. Но это не просто строчка с денежными суммами. Мы констатируем факт, что те муниципальные образования, которые пострадали во время второй волны паводков, сегодня не обеспечены финансово из областного бюджета для ликвидации последствий. Они отсутствуют в государственных программах, а это связывает по рукам глав администраций, которые даже не могут начать торги по определённым видам мероприятий». А зима, которую наверняка мечтают благополучно перенести и местные, и областные власти, всё ближе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры