Номинальный рост, реальное снижение
Зарплата в Приангарье отстаёт от российского уровня
Для многих россиян зарплата – основной и часто единственный источник средств существования. Номинально она ежегодно растёт, но в реальном выражении с учётом инфляции каждый очередной кризис вызывает её снижение. Так, в Приангарье снижение произошло в 1997–1999, 2009-м и 2015-2016 годах.
Зарплата в Иркутской области отстаёт от российского уровня на 7%, что не исключает более высоких заработков в отдельных профессиональных группах. Размер зарплаты зависит от многих факторов. По сравнению с крупными и средними организациями занятость на малых предприятиях ценится меньше, ещё ниже оплачивается наёмный труд у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Имеет значение и сфера приложения усилий. Стабильно низкие заработки в текстильно-швейном и кожевенном производстве, на предприятиях по выпуску резиновых и пластмассовых изделий. С годами ухудшается соотношение со средним показателем зарплаты в строительстве, сегодня она на 17% ниже сложившейся в целом по Приангарью. В то же время своё превосходство в оплате труда наращивают добывающие предприятия, зарплата в данной сфере почти вдвое выше средней по региону. Постепенно растёт оплата труда в системе образования и здравоохранения.
В первом полугодии 2019 года среднемесячная заработная плата в регионе составила 45,2 тыс. рублей, в реальном выражении на 1,7% больше, чем в январе–июне прошлого года. Это начисленная сумма, за вычетом 13-процентного налога она заметно меньше – около 40 тысяч.
Подробные сведения об оплате труда содержатся в специальном обследовании, проводимом с периодичностью один раз в два года. Обследуются организации (кроме малого бизнеса) независимо от формы собственности и вида деятельности. Последние данные – за апрель текущего года.
Обследованием в Иркутской области охвачено 1485 организаций. По их совокупности средняя начисленная зарплата в апреле составила 47 249 рублей. Такая цифра получается делением общего фонда зарплаты на число работников, при этом заметное влияние оказывает группа лиц с приличной зарплатой. По материалам обследования, в отличие от текущей статистики можно использовать и другой подход: предварительно «выстроить» всех работников в ряд по мере возрастания заработков и провести черту, отсчитав ровно половину ряда. Это и будет средняя, медианная зарплата – 37 921 рубль. Половина работников имеют зарплату меньше этого значения и ровно столько же – больше.
Средняя зарплата, рассчитанная традиционным методом, на четверть больше медианного значения. При таком подсчёте большинство работников (65%) за свой труд получают не выше среднего уровня. В то же время 148,7 тыс. человек, или почти треть обследованных работников, за месяц получили более 50 тысяч рублей, из них 26,8 тыс. человек (5,7%) – свыше 100 тысяч рублей.
С другой стороны, у 4637 работников (1% от общего числа) начисленная зарплата не дотягивает до прожиточного минимума, который в первом квартале 2019 года составил для трудоспособных жителей региона 11 940 рублей. Каждый четвёртый работник с такой зарплатой трудится на ниве образования, каждый пятый занимается строительством. Заметим, что все они при такой зарплате отработали месяц полностью.
А кто-то мог одной зарплатой оплатить более пяти прожиточных минимумов, таких работников 22%.
Покупательную способность зарплаты можно оценить, сравнив её со стоимостью фиксированного набора товаров и услуг. Такое сопоставление свидетельствует о возросших возможностях зарплаты. За два года после предыдущего обследования удельный вес работников с зарплатой на уровне стоимости одного набора снизился с 11,2% до 2,1%, а способных оплатить более двух наборов, напротив, вырос с 59,5% до 66,3%.
Для оценки дифференциации принято условно делить всех работников на 10 равных по численности групп (по 10% в каждой), расположенных по возрастанию зарплаты. В первой группе средняя зарплата 16,5 тыс. рублей, в последней – 127,8 тыс. рублей. Разница в зарплате крайних групп работников – 7,7 раза (в 2017 году – 10,5 раза). Разрыв сократился в связи с увеличением МРОТ (минимального размера оплаты труда). В научных учреждениях и строительстве зарплата в крайних группах различается в 12 раз, на предприятиях транспортировки и хранения, в финансовой и страховой, профессиональной, научной и технической деятельности – в 9-10 раз. Минимален разрыв в оплате труда рыболовов-рыбоводов (2,3 раза). В негосударственном секторе по сравнению с государственно-муниципальными организациями, как правило, фиксируется более ощутимая разница (до 15 раз, как, например, в сфере культуры, спорта, досуга и развлечений). Следует заметить, что на рубеже веков, в 2001 году, разрыв в заработной плате составлял 31 раз (в государственно-муниципальном секторе – 19 раз, в негосударственном – 50 раз).
Любопытная информация о зарплате содержится в материалах другого обследования, которое пройдёт в октябре. И пусть пока нет самых свежих данных, но динамика показателей за предыдущие годы свидетельствует о наличии устойчивых тенденций в оплате труда. К примеру, женская зарплата более чем на треть отстаёт от мужской. При этом в сфере образования, гостиничном бизнесе, общественном питании, профессиональной, научной и технической деятельности почти нет разницы в мужских и женских заработках.
Существует и прямая зависимость от полученного образования. Только в отношении закончивших ПТУ (как их прежде называли) действует другое правило, квалифицированные рабочие порой получают больше специалистов со средним профессиональным образованием. Но вузовский диплом для любой категории работников означает более высокую зарплату.
Вознаграждение за труд зависит и от практических навыков. По мере обретения опыта и продвижения по служебной лестнице зарплата растёт и достигает максимума при стаже от 15 до 30 лет. А после 30 лет работы материальная оценка труда возрастает лишь у тех, кто занимает руководящие должности. Поскольку опыт приходит с годами, максимальные заработки отмечаются у 35–50-летних работников. Молодёжь, как правило, получает меньше, чем работники среднего возраста. Но после полувекового личного юбилея и с каждой следующей «пятилеткой» заработки снижаются, особенно при достижении пенсионного возраста, что часто связано с изменением места и характера работы. Находясь за этой чертой и не будучи руководителем или специалистом высокой квалификации, можно получать наравне с 20-летними, а то и меньше.
Зарплата существенно различается в зависимости от формы собственности. В государственных и муниципальных организациях – в среднем 41,3 тыс. рублей, в негосударственных – 54,7. Во многом это объясняется структурой данных секторов экономики, почти вся социальная сфера с относительно невысокой зарплатой находится в государственно-муниципальном ведении.