издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Утечка совести

После обнародования скандальной аудиозаписи в «Сером доме» начались репрессии против неугодных сотрудников

  • Автор: Ирина Привалова

Напрасно общественность ждала извинений от начальника управления пресс-службы и информации губернатора и правительства Иркутской области Ирины Алашкевич. Публичные извинения и добровольная отставка – самое логичное, что могла сделать чиновница после позора на весь Интернет. В Сети оказалась аудиозапись, на которой Алашкевич оскорбляет жителей, пострадавших от наводнения, нелестно отзывается о президенте России и его окружении. Вместо покаяния чиновница приняла воинствующую позу и принялась искать виноватого. В «сливе» скандальной записи она обвинила главного инженера отдела оперативной информации Александра Шудыкина. В тот же день, когда ролик появился в Сети, ему вручили распоряжение о сокращении. Как удалось выяснить «Восточно-Сибирской правде», такой стиль работы – увольнение неугодных сотрудников после очередного «слива» – не исключение, а норма для Ирины Алашкевич. Мы нашли ещё одного бывшего подчинённого чиновницы, которого она заподозрила в передаче информации и уволила два года назад.

Многотысячные просмотры в Интернете набирает ролик с монологом Ирины Алашкевич с рабочей планёрки. Вот что говорит иркутская чиновница: «Сейчас я посмотрела: во всех пэвээрах (ПВР – пункты временного размещения. – Ред.) наши памятки лежат стопками. Никто их не читает, алкашня эта. Поэтому, значит, смотрите, какая у меня идея. Я в выходные начала анализировать страницу губернатора. У нас везде губернатор каждый день докладывает, как у нас всё зашибись, да? Как у нас всё хорошо. А у нас на самом деле всё плохо…

…Когда я была на встрече с Путиным, у меня давно такого не было ощущения мерзости и гадости. Понимаете, я на них смотреть не могу. Начиная с того, я вам ещё раз говорю, приехали эти передовики, два самолёта, по 100 человек в каждом. Они сначала у нас были, на следующий день в Магнитогорске. То есть и туда поехали царя ублажать, понимаете?..

…Он приехал туда на полчаса. Люди, вся эта бичевня, пришли. Вы бы видели, как они одеты… Она пришла на каблуках, в чёрном, и у неё белые носочки. Эта шляпа у неё. Одеты чёрт-те как, два класса образования. Зато он пришёл. «Господи, отец родненький! А похудел-то как! А выглядит-то как! Ну, конечно, не жалеет себя! Не щадит себя! Ой, ну слава богу, сейчас всё решится»…

Они сидят, *** (матерное слово. – Ред.), с тёплым туалетом. С чистой постелью. То, чего у них не было в их хлеву. Они все там, в пэвээре, люди. И они: «Ну слава богу, сейчас всё решится». Так он пошёл – они готовы были землю целовать…

…А я стояла – стояло это быдло, они готовы были кипятком описаться от счастья…

…Я давай фотографировать там. Одна подбегает: «Ой, а дайте мне фотографию!» Я так посмотрела на неё….

Губернатор сказал, что я должна находиться тоже в Тулуне. Но непонятно… Ну, может, раз съезжу, посмотрю. Я не вижу туда смысла таскаться».

Этот монолог характеризует скорее не жителей затопленных территорий и их встречу с главой страны, а саму Ирину Алашкевич. Запись показывает её профессиональную пригодность и уровень развития. Становится понятно, почему чиновнице не хочется находиться в гуще событий, заниматься своими непосредственными обязанностями. Она считает ниже своего достоинства общаться с рядовыми жителями области. К сожалению, не все из них закончили филологический факультет госуниверситета и имеют доход в несколько миллионов рублей, как Ирина Алашкевич.

Без тени смущения она говорит о том, что не собирается выполнять поручение губернатора – находиться в Тулуне. И что на это отвечает глава области? Сергей Левченко делает странное заявление. Он называет монтажом аудиозапись, распространённую в Интернете. Возможно, для кого-то это будет откровением. Но ролик – это действительно результат монтажа. В нём собраны фразы, которые относятся к конкретной ситуации – визиту Владимира Путина в Тулун. Можем допустить, что сам монолог намного длиннее, из него были вычленены отдельные фразы. Опубликовано заключение независимой экспертизы, в котором говорится о том, что голос принадлежит Ирине Алашкевич. Собственно, она и не опровергает этот факт.

Подлинность записи подтверждает также то, что Ирина Алашкевич стала спешно искать виновного в «сливе». Если подразумевается факт утечки информации, значит, запись подлинная. Виновным был «назначен» Александр Шудыкин. Сразу после того, как стало известно о распространении ролика, к нему в кабинет пришли пять человек и вручили распоряжение о сокращении.

Александр Шудыкин пришёл в редакцию «Восточки» и рассказал, почему не удивился увольнению. Оказалось, что за последнее время Ирина Алашкевич 18 (!) раз предлагала Александру уволиться. Подчинённый не соглашался. Начальница настаивала, говорила, что всё равно выдавит его из «Серого дома».

Хотя начиналась совместная работа в пресс-службе вполне позитивно. До этого Александр и Ирина вместе работали на телевидении и даже приятельствовали. Александр стал работать в «Сером доме» 11 лет назад. Ирина поначалу была рада тому, что на новом месте работы есть на кого опереться.

Доброжелательные отношения закончились, как только женщина освоилась в роли начальницы. «Я не хожу на планёрки почти четыре года. Если что-то срочное или надо мне «по башке надавать», тогда меня вызывают, – рассказывает о взаимодействии с руководством Александр. – Я раз пришёл, два пришёл на планёрку. Она всегда орёт, разговаривает раздражённо. Мне неприятно просто… Я взрослый человек, не хочу, чтобы со мной разговаривали в таком тоне». Александр говорит, что для Ирины выражаться матом при коллегах – обычное дело.

Отношения ухудшились, когда Александр попросил, чтобы ему оплачивали переработку в выходные, праздничные дни и вечерние съёмки. Мужчине потребовались деньги, чтобы организовать уход для парализованной матери, которая живёт в другом городе. Поэтому и попросил то, что ему причиталось за переработку. Он узнал, что в других государственных структурах фотографы и операторы получают за часы, отработанные вне графика.

«Моя зарплата в пресс-службе всего 22 тысячи рублей. Деньги были действительно нужны», – объясняет Шудыкин. В итоге и прибавки не добился, и отношения с начальством испортил. При любом удобном случае Ирина приучала сотрудника к мысли об увольнении. И в этом месяце, похоже, подвернулся удобный случай…

«Понимаете, я просто физически не мог сделать запись. Я не хожу на планёрки, – говорит Александр. – Коллеги мне рассказали, что она всех собрала и сказала, что я допрыгался, на меня заводят уголовку (уголовное дело. – Ред.). Мне не оставляют другого выбора. Я решил рассказать о том, что происходит. Ощущение такое, будто снова наступил 1937 год. От этих людей можно ожидать чего угодно». Александр Шудыкин вспомнил имена и фамилии нескольких людей, которых Ирина Алашкевич за время своего руководства просто-напросто выдавила с работы. Они были вынуждены тихо уйти.

Бывший сотрудник аппарата губернатора Иркутской области Александр Верхозин рассказал «Восточно-Сибирской правде», что долго не мог смириться с вопиющим случаем несправедливости и самоуправства отдельных руководителей «Серого дома». Два года назад его вынудили уволиться при похожих обстоятельствах. Александра Верхозина обвинили в «сливе» информации, а именно – письма из электронной почты Ирины Алашкевич. Более того, прежнее руководство и после этого не оставило его в покое.

«Эта ситуация очень сильно ударила по моим нервам. Сложно было поверить в происходящее, – рассказывает Александр. – Сначала я и представить не мог, чем это для меня обернётся.

Когда произошла утечка информации, я был в отпуске. Стали искать виноватого. Мне предложили пройти проверку на полиграфе. Я был уверен в своей невиновности, поэтому не раздумывая согласился. Никакую информацию я не передавал, ни с кем не сотрудничал, поэтому бояться мне было нечего. И вдруг мне объявляют, что это я «слил» информацию. При этом мне не предъявили никаких доказательств, что я как-то связан с этими событиями. Даже отчёт по данным полиграфа не дали посмотреть. Я работал при пяти губернаторах. Больше 12 лет мой стаж в органах власти, имею две благодарности в трудовой книжке. И после того, как начальником стала Алашкевич, меня вынудили так уйти!»

По словам Александра Верхозина, преследования продолжились и после его ухода из «Серого дома». Мужчина устроился на новую работу в крупную фармацевтическую компанию, пытался забыть неприятности, которые с ним произошли. Однажды его вызвал руководитель и сообщил, что компания вынуждена его уволить. При этом начальник дал высокую оценку профессиональным навыкам Александра и очень сожалел, что они теряют ценного сотрудника. Причина такого решения оказалась проста: пришли «серьёзные люди из «Серого дома» и настоятельно рекомендовали владельцу организации расстаться с Александром.

К сожалению, ошибиться может каждый из нас. Но после ошибки должно наступить осознание, что взята неправильная тональность, выбраны неверные слова. Возможно, человек хотел сказать другое. Оскорбительные слова вырвались ненароком. Как видим, Ирина Алашкевич не считает свои высказывания ошибкой. Пренебрежительное отношение не только к землякам, но и к руководству страны – часть её натуры. Исходя из этого отношения, она формирует информационную политику губернатора Иркутской области и правительства. Ведь именно за это она отвечает на своём посту. А раз Сергей Левченко заступается за свою подчинённую, значит, Ирина Алашкевич действует так, как ей поручил глава области. Их картины мира совпадают.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры