Взгляд через «байкальскую линзу»
7 августа 2019 года вместе с иркутскими коллегами я отправилась в Галерею современного искусства Виктора Бронштейна на встречу с американскими кураторами проекта «Байкальские линзы», организованного фондом Фулбрайта, Габриелой Булисовой и Марком Айзеком (Вашингтон, США), выставку экспериментальных фотографий и видео «Байкал. Волновой эффект», а также скульптур, созданных русскими художниками. «Байкальские линзы» – это субъективный взгляд на озеро Байкал, старейшее, самое глубокое и объёмное озеро в мире.
В рамках проекта особое внимание уделялось экологическим проблемам озера, включая растущий уровень загрязнения и быстрое изменение климата. Проект был вдохновлён бурятскими мифами и легендами, жизнью и личными историями представителей местного населения, а также их мощными связями с прошлым и настоящим озера. Во многих случаях использовался абстрактный подход для универсализации тематики, было показано, что проблемы, с которыми сегодня сталкивается Байкал, затрагивают не только местных жителей или даже русских, но и всех людей во всём мире. Основная цель проекта – значительно повысить осведомлённость о тяжёлом положении Байкала и вдохновить людей во всём мире делать больше для защиты озера.
Американские друзья постарались рассказать о работе по исследованию мелких деталей Байкала, которые видят местные жители, чьи отношения с озером особенно глубокие. Проект в значительной степени опирается на силу местных мифов и проводит параллель между этими легендами и проблемами, с которыми сталкивается озеро сегодня.
Моих коллег особенно интересовала аутентичная музыка, написанная под впечатлением фотографий наших американских друзей. Одним из самых неожиданных результатов проекта и стал акцент на звуке и музыке. Очевидно, что линзовые устройства не адекватны задаче отразить магическую сложность озера, его величественную красоту и большие размеры. Байкал говорит наиболее решительно в звуках его волн, ветра, льда, птиц и животных. И средство, которое лучше всего отражает сложность происходящих на Байкале процессов, – это музыка. Все полученные в результате оригинальные композиции были созданы на основе этого исследования и соответствующих данных об изменениях температуры в озере Байкал. Различные электронные инструменты представляют собой реакцию на стресс у нескольких эндемичных видов амфиподов (рачков), поскольку они подвергаются постепенному повышению температуры. Более высокие ноты представляют усиленную реакцию на стресс, которая может привести к летаргическому состоянию или даже смерти. Таким образом, композиции обеспечивают саундтрек для научного исследования.
Оригинальная электронная музыка была создана на основе данных о влиянии повышающихся температур на амфиподов Байкала, собранных сотрудниками Института биологии при Иркутском государственном университете Максимом Тимофеевым, Дарьей Бедулиной, Ксенией Верещагиной, Антоном Гурковым и другими. Музыка была написана в сотрудничестве с Евгением Маслобоевым, местным композитором-экспериментатором. Он обычно импровизирует. После того, как была завершена обработка данных об уровне стресса у амфиподов, Евгений написал музыкальные композиции, призванные подчеркнуть актуальность проблем, стоящих перед Байкалом. Представленное видео включало широкий спектр естественных звуков. Звуки, возникающие при образовании ледяной трещины, были зафиксированы французским звукорежиссёром Андре Февром, а голоса птиц были записаны профессором Борисом Вепринцевым.
Меня поразило, что большую часть зрителей составляла молодёжь. Это свидетельствует о том, что молодое поколение горячо болеет за будущее озера и готово приложить усилия для улучшения сложившейся неблагоприятной ситуации.
Годичное пребывание в Сибири дало реализаторам проекта возможность оценить мистическую красоту Байкала в любое время года, пообщаться с российскими учёными, художниками, экологами, коренными бурятами и эвенками.
На следующий день мы обсуждали представленный проект с директором Института биологии при Иркутском государственном университете – доктором биологических наук, профессором Максимом Тимофеевым. И, подводя итоги беседы, пришли к выводу, что было бы уместно представлять в наших выставочных залах и экспериментальные фотоработы замечательных иркутских мастеров – Андрея Таничева, Павла Фёдорова и других, которые являются очень выразительными как в художественном смысле, так и в философском.
Думается, на пользу проекту пошли бы большая интенсивность контактов с сотрудниками региональных научно-исследовательских организаций, институтов, опора на исследования по данному вопросу, которые проводятся в регионе уже более века. Размышления об экологическом кризисе, влиянии экологических факторов на какой-либо объект имеют важное значение, но результатом должны быть не депрессивные ноты, а показ путей решения экологических проблем, над которыми так самоотверженно сегодня работают сибирские учёные.